«Красная рябь» вместо «красной волны». Американские демократы против трампизма
В Америке произошли два исторических события, которые будут оказывать большое влияние на жизнь страны и международную ситуацию в ближайшие годы – неожиданно успешное выступление демократической партии на промежуточных выборах и объявление бывшего президента Дональда Трампа о намерении баллотироваться на пост президента в 2024 году.
Промежуточные выборы включали переизбрание всей нижней палаты американского парламента – палаты представителей и переизбрание трети верхней палаты – сената. Также избирался ряд губернаторов штатов, госсекретарей штатов и сотни других политиков в органы законодательной и исполнительной власти на уровне штатов.
На протяжении всей послевоенной истории Америки партия победившего президента на первых промежуточных выборах – в конгресс – обычно проигрывает соперничающей партии, так было в 8 случаях из десяти. Во многом это объясняется издержками чрезмерных предвыборных обещаний, даваемых претендентами на Белый дом – «выгнать мерзавцев из Вашингтона», имея в виду партию противников, и вернуть Америку к нормальной, зажиточной жизни. Как правило, это полностью не удавалось и американцы, спустя два года обрушивают свой гнев за несбывшиеся мечты на президента и его партию. Рейтинг президента обычно падает ниже половины положительных оценок, а его партия проигрывает на выборах в конгресс. Это считалось нормальным, и президентская партия набирала поддержку в последующие два года, если президентская политика была успешной в глазах избирателей.
Так ожидалось и в этот раз. Общее ухудшение экономической ситуации за два года правления демократов – а у них был Белый дом и контроль над обеими палатами конгресса – усилилось инфляцией в последний год, и особенно заметным большинству американцев ростом цен на бензин. Растет преступность, скромные успехи демократов в контроле над оружием не дают эффекта. Контроль над иммиграцией не работает. Демократы готовились потерять большинство в сенате и палате представителей, аналитики уже писали статьи - как пережить демократическим реформаторам засилье республиканцев-трампистов ещё два года до следующих президентских выборов.
Однако, два года борьбы с трампизмом, разоблачения попыток сторонников Трампа силой захватить власть 6 января 20021 года принесли свои плоды, в частности, публичные слушания Специального комитета палаты представителей по событиям 6 января открыли глаза многим избирателям на «законные протесты сторонников Трампа против результатов выборов». Идейные трамписты и те, кого Трамп лично поддерживал на выборах в конгресс, проиграли на выборах. В целом, демократы сохранили контроль над сенатом и лишь на несколько мест отстали от республиканцев в палате представителей. И на остальных выборах демократы выступили успешно. Как пишут американские газеты, вместо обещанной «красной волны» - всеобъемлющей победы республиканской партии - по американскому «политическому морю» прошла лишь «красная рябь».
Причин этому несколько. Во-первых, роль лидеров двух партий. Трамп по-прежнему самый популярный политик у республиканцев, он всё лето ездил по стране, поддерживая республиканцев в их кампаниях на выборах. «Входной билет» для кандидатов была поддержка Трампа в его утверждениях, что выборы 2020 года у него были украдены. Таких «денаеров» - отрицателей проигрыша Трампа было свыше 300. Часть из них прошли «праймериз» и попали в конгресс, но те, кого Трамп поддерживал лично, проиграли – в Аризоне, Пенсильвании. Висконсине, Мичигане. Большинство сожалели, что прибегли к поддержке Трампа. Растущая тенденция в партии – пора отмежеваться от Трампа, проблема партии в том, что «Трамп – её главная проблема». Республиканские политики устали от основного лозунга Трампа – «у нас украли выборы 2020».
У демократов ситуация была в значительной мере противоположной. С начала 2022 года положительный рейтинг Байдена едва превышал 40%, народ обвинял администрацию в безудержной инфляции, росте цен на топливо, особенно на бензин. Кандидаты в конгресс избегали участвовать с ним в кампаниях, опасаясь, что его низкие рейтинги повлияют и на их шансы на избрание. Однако эта логика не сработала – выражая недовольство текущей экономической ситуацией в стране, избиратели не забыли окончательно, что администрация Байдена вывела страну из ковида-19, вернув ее в относительно нормальную экономическую жизнь, в сравнении с администрацией Трампа, чья безграмотность и авторитаризм во время эпидемии стоили жизни тысячам американцев.
После выхода страны из эпидемии ковида в кампанию вторглись два неожиданных процесса – российская операция на Украине и запрещение абортов. При всех различиях партийных подходов к украинскому конфликту, большинство населения поддерживает экономическую и военную помощь США Украине и одобряло действия администрации Байдена. Республиканцы критиковали Байдена за недостаточную поддержку Украины, но в целом действия демократов в помощь Украине получили свою долю голосов на выборах.
Еще большую роль на выборах сыграла позиция демократов по поводу запрета абортов. Решение было принято консервативным Верховным судом и вызвало резкое размежевание по партийной линии – демократы против этого решения, республиканцы – в поддержку. Это стоило им многих голосов на выборах в конгресс – население в большинстве своем против этого решения Верховного суда, и, соответственно, не поддержало на выборах республиканцев - сторонников запрета на аборты. Хотя республиканцы традиционно выступают против вмешательства государства в частную жизнь граждан, здесь они оказалась в ситуации поддержки государственного регулирования репродукционной практики граждан – большинство граждан против того, чтобы правительство указывало им, как им поступать с их собственным телом.
Общий результат выборов – республиканцам не удалось, как это традиционно бывало, сильно оттеснить демократов от власти на промежуточных выборах. Демократы сохранили контроль над сенатом, и в палате представителей получили почти половину голосов, лишь на несколько меньше, чем республиканцы. Прохождение через палату законопроектов, инициируемых Дж. Байденом, будет встречать по-прежнему сопротивление республиканцев, однако не такую, как если бы их было в палате преобладающее большинство.
В целом, поэтому, большинство американских обозревателей склоняется к оценке, что происшедшее на выборах следует считать если не победой, то значительным успехом демократов. Удалось ли остановить или отодвинуть трампизм? Здесь могут быть разные оценки.
С одной стороны, многие соратники Трампа, им поддержанные, в конгресс не прошли. С другой стороны, многие «денаеры», сторонники Трампа, все же были избраны. Кроме того, сам Дональд Трамп объявил о своем выдвижении в качестве кандидата на следующих президентских выборах 2024 года.
Трамп – кандидат 2024
Сторонники Трампа уговаривали его отложить объявление о решении баллотироваться до конца выборов, опасаясь, что это решение еще больше мобилизует избирателей-демократов. Он с трудом согласился и переждал неделю после 8 ноября, когда собрал на своем флоридском курорте-клубе Мар-а-Лаго несколько сотен сторонников и объявил: «Чтобы снова сделать Америку великой и славной, я сегодня вечером объявляю о своей кандидатуре на пост президента Соединенных Штатов».
Его предстоящая избирательная кампания будет весьма экстравагантной. Он первый бывший президент, который снова баллотируется, со времен Теодора Рузвельта, и первый, со времен Гровера Кливленда, который будет пытаться победить после поражения на переизбрании. Он единственный американский президент, которому был дважды объявлен импичмент. Если он победит, то будет в 2025 году самым старым президентом, занявшим Белый дом.
Спешка Трампа с объявлением своей кандидатуры в президенты объясняется его стремлением опередить официальные обвинения в уголовных преступлениях, которые сейчас расследуются. Их, по меньшей мере, четыре: попытки представить фальшивых выборщиков в кампании 2020 года, когда он проиграл Дж. Байдену; давление на чиновников Джорджии чтобы подтасовать результаты выборов в штате; нарушения законов при хранении секретных документов в Маар-а-Лаго; налоговое мошенничество его компании в Нью-Йорке. Его юристы готовятся заклеймить все эти расследования как политическое преследование, «охота на ведьм». Действительно, политика прокуратуры и других органов юстиции ограничивала преследования кандидатов на выборах в органы власти. Однако, кандидатами на пост президента они становятся только на съездах партии, так что юристам Трампа придется поработать до партийного съезда летом следующего года, а пока Трамп бьёт еще один политически рекорд – он первый в истории США бывший президент, баллотирующийся на высший пост, которому грозит уголовное обвинение.
На что рассчитывает Трамп? Его шансы на победу оцениваются по-разному. С одной стороны, опросы показывают, что 54% избирателей негативно относятся к Трампу, 34% избирателей сообщили, что основной мотив их голосования состоял в том, чтобы остановить кандидатов, поддержанных Трампом. С другой стороны. 66% считают себя сторонниками лозунга «Сделаем Америку снова великой». По-прежнему многим импонируют его идеи ограничения иммиграции, изоляции от мировых проблем, его антисемитизм, расизм, идея превосходства белой расы, готовность достигать политические цели силовыми методами, что показал массовый штурм Капитолия 6 января 2021 года. Таких сторонников у Трампа, как он считает, 74 миллиона – столько его поддержали на выборах 2016 года.
Трамп рассчитывает, что его поддержка будет возрастать с ухудшением экономического положения в стране – когда инфляция всех возьмет за горло, тогда американцы снова призовут Трампа. Если, конечно его не остановит до того генеральная прокуратура. Впрочем, однажды уже кандидат-социалист Юджин Дебс руководил своей президентской кампанией из-за тюремной решетки.
Многие обозреватели считают, что теперь лидеры демократов будут уговаривать Дж. Байдена баллотироваться на переизбрание, хотя в начале прошедшей кампании они «стеснялись» его поддержки из-за низкого рейтинга президента. Теперь оценки иные – с падающей поддержкой Трампа шансы Байдена на победу в «повторном матче» лишь возрастают, несмотря на трудности, которые будет испытывать президент-демократ при прохождении своих программ через контролируемую республиканцами палату представителей.
Разделенное правительство и конфликт на Украине
Эти трудности будут, в основном, касаться вопросов внутренней политики - помощи бедным слоям, равноправия чернокожим американцам, реформы здравоохранения, борьбы с потеплением, контроля над огнестрельным оружием, по которым взгляды республиканцев традиционно расходятся с политикой демократов. Меньше сопротивления будет оказываться внешней политике Байдена – столь же традиционно в американской политической культуре считается, что «политика кончается у кромки воды» («politics ends at water edge»), т.е. межпартийная борьба не распространяется на внешнюю политику, перед внешним миром Америка едина.
Так, в значительной мере было в первые два года администрации Дж. Байдена, скорее всего, продолжится и в следующие два года – в частности, в сфере отношения к России и её руководству и военному конфликту на Украине. Здесь сложилось сходство оценок в общественном мнении, как демократов, так и республиканцев, и в политике двух партий. С начала конфликта различные опросы показывали, что 90% американцев осуждали «действия России на Украине», 51% республиканцев и 50% демократов считали, что «вторжение России» в Украину представляет «значительную угрозу» интересам США; 88% демократов и 85% республиканцев поддержали введение против России жестких экономических санкций, 77% одобряли отправку оружия на Украину. При этом республиканцы критиковали администрацию Байдена за недостаточный уровень военной поддержки Украины, а республиканские политики обещали эту помощь увеличить, когда они получат большинство в Конгрессе.
Это отношение к конфликту на Украине проявилось в уходящей палате представителей. В мае 2022 года в палате обсуждался пакет помощи Украине, представленный администрацией, и составлявший 33 миллиарда долларов. В процессе обсуждения в палате конгрессмены добавили к нему ещё 7 миллиардов, и он был утвержден палатой представителей в небывалую сумму в $40 миллиардов. За него проголосовали все демократы-члены палаты и 149 республиканцев, лишь 57 голосовали против. Редкий законопроект получает такую двухпартийную поддержку в конгрессе. Всего конгресс за год одобрил ассигнование свыше 50 млрд. долл. на помощь Украине. Хотя будущий спикер новой палаты представителей Кевин Маккарти предупредил, что палата не будет подписывать «чек» помощи Украине «с открытой суммой», вероятно, что администрация Дж. Байдена сможет продолжать свой курс по отношению к России и поддержки Украины в вооруженном конфликте с Россией, несмотря на потерю демократической партией большинства в палате представителей Конгресса.
.
Написать комментарий