Минимальная заправка. В России зафиксировали резкое сокращение потребительского спроса на бензин
Как выяснили аналитики исследовательской группы «Петромаркет», в этом году спрос на бензин упал на 1%. Небольшая, на первый взгляд, цифра является рекордным показателем за последние четыре года. И в целом за последнее десятилетие так резко снижался спрос только в 2015 году - на 1,9%. Причиной этого «коллапса», по мнению экспертов, стали не столько цены на бензин, сколько рост затрат в целом на содержание машины, начиная от налогов и заканчивая платной парковкой. Из-за этого жители крупных городов стали предпочитать метро, автобусы или такси поездкам на собственном автомобиле.
Взлеты и падения
Падать спрос начал после небольшого роста в 2018 году, рассказали эксперты исследовательской группы «Петромаркет» и агентства «Аналитика товарных рынков». Как пишут «Известия», согласно подсчетам, в период с января по сентябрь 2019-го в общей сумме потребление бензина упало практически на 1% - в сравнении с тем же периодом прошлого года. При этом к концу июля показатели достигали 1,4%, и только внезапный скачок спроса в августе незначительно улучшил ситуацию.
Аналитики «Петромаркета» подчеркивают: для рынка сокращение спроса на бензин на 1% — весьма серьезный показатель. В течение десяти лет настолько существенное падение происходило лишь в 2015 году: тогда речь шла о цифре 1,9%. А вот в 2016-м и 2017-м падение спроса было зафиксировано на уровне 0,4% и 0,3% соответственно. В 2018 году спрос поднялся на 0,4%.
Эксперт ГК «Финам» также отмечает, что отклонение от среднегодовых колебаний является тревожным знаком. Он также напоминает, что в 2015 году сокращение спроса происходило: в крайне неблагоприятных обстоятельствах - обвала рубля и цен на нефть, начала антироссийского санкционного режима. «Снижение в относительно спокойной ситуации выглядит серьезнее, чем в условиях, когда все рынки падают», –– пояснил аналитик.
Причины и следствия
Эксперты «Петромаркет» сокращение спроса связывают с уменьшением потребительской активности россиян. В частности, согласно информации Росстата, реальные располагаемые денежные доходы граждан России в первом полугодии продемонстрировали сокращение на 1,2%, в сравнении с прошлым годом. «Снижение потребительской активности негативно отражается и на интенсивности эксплуатации легковых автомобилей, и на их численности», –– объясняет генеральный директор ИГ «Петромаркет» Иван Хомутов.
Есть еще две существенных причины, которые объясняют снижение спроса на топливо. Кроме дороговизны содержания автомобиля, происходит еще и плавный переход на более дешевое газомоторное топливо. Так, например, за прошлый год спрос на газ для автотранспорта вырос на 9%, а за восьмимесячный период текущего года этот показатель вырос еще на 5%.
Несовпадения
Оценки независимых экспертов категорически не совпадают с позицией властей. Так, по данным Росстата, реализация бензина на внутреннем рынке за семь месяцев этого года выросла на 2,9%.
И Минэнерго тоже не наблюдает значительного сокращения отгрузок бензина на внутренний рынок в этом году. Ведомство ссылается на данные ЦДУ ТЭК, согласно которым в январе–сентябре 2019 года суммарные отгрузки автомобильных бензинов с нефтеперерабатывающих предприятий российским потребителям сократились всего на 0,4% — до 26,2 млн тонн. При этом запасы автомобильного бензина в стране составляют 1,7 млн тонн. Это на 12,6% больше, чем в 2018 году, и как пояснили в министерстве, обусловлено ростом производства бензина при слабом спросе на него.
Написать комментарий