Вугар Мамедов: «Люблю Петербург, а Азербайджан – в моей крови»
Востребованный художник, чья недавняя персональная выставка в культурной столице России поразила удивительным сочетанием азербайджанского колорита и северного спокойствия, рассказал журналисту межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан под руководством депутата Госдумы Дмитрия Савельева о том, что значит быть современным художником и как в его творчестве соединились два столь разных темперамента.
Вугар Мамедов приехал в Санкт-Петербург в 18 лет – поступать в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной. Выбор был не случаен. Его отец, который хотел, чтобы сын делал научную карьеру, поставил условие: закончит на отлично лучшее училище в стране – может пробовать стать художником. «И дал ему слово, - вспоминает Вугар Мамедов. – Сперва закончил с красным дипломом художественное училище имени Азимзаде в Баку, а потом приехал в Ленинград. Мухинское было всесоюзным учебным заведением, очень ценилось, давало академическое образование».
Тогда же, после окончания Мухинского училища в 1992 году, состоялась первая персональная выставка художника. И только три года назад – спустя 30 лет – случилась вторая. Такой перерыв художник объясняет просто: «С творческими работами в те времена было очень тяжело куда-то выходить – так что я работал на заказ в Польше, в Финляндии, а то, что рисовал сам и для себя, никому не показывал. Картин становилось все больше. Приходили коллеги, друзья, смотрели, говорили: «Мы тебя даже не знаем с этой стороны, почему ты не выставляешь?». В Союзе художников Петербурга говорили то же самое: «Это же хорошая живопись, почему никому не показываешь?». И вот тогда я решился и три года назад провел свою первую с тех времен персональную выставку. А она дала мне силы на новую – потому что был очень теплый прием. И если в 2016 году я показывал то, что написал за 30 лет, то сейчас – то, что у меня появилось за последние три года».
Первое, что все отмечают в работах Вугара Мамедова – нехарактерно приглушенные для азербайджанского художника краски. «Я уже 30 лет живу в Петербурге. Так что цвета у меня теперь скорее местные, - смеется он. – Но если серьезно, мне кажется, что у меня скорее синтез. Один из искусствоведов говорил мне, что в моих работах виден восточный колорит и яркость – и в то же время северное спокойствие».
Огромное влияние на становление мастера, в том числе и в выборе цвета, оказал его преподаватель в ленинградском училище Владимир Загоров. «Надо понимать: то, чему нас учили в Мухинском училище, было строго регламентировано, вплоть до цветовых сочетаний. Но Загоров дал нам свободу. Он учил нас, что можно писать по-разному. По этому поводу в училище дошло даже до скандала – что Загоров расшатывает сложившиеся устои. Будущее показало, что он был прав: в 1991 году Союз развалился, то, чему нас учили, оказалось никому не нужно. И если бы не влияние Владимира Загорова, я не стал бы тем, кем стал», - рассказывает Вугар Мамедов.
Однако и славящиеся своим национальным колоритом азербайджанские художники также близки Вугару Мамедову. «Таир Салахов – это абсолютная глыба и мощь. Его живопись настолько лаконична, у него ведь даже холсты прозрачные – он одним слоем решает все. Надо быть гением, чтобы так работать. Очень интересный художник Тогрул Нариманбеков – вот где национальный колорит! У него очень интересные стилевые решения. Саттар Бахлулхзаде, один из наших самых известных импрессионистов. Очень много имен я могу назвать – они все настолько разные, и это очень хорошо, - перечисляет он и добавляет: – Кстати, сейчас в Азербайджане очень много интересных современных художников. Бывает, я приезжаю в Баку, захожу в галерею и даже не знаю, чья работа там выставлена – но она производит впечатление. Потом начинаю спрашивать, и оказывается, что это действительно один из лучших сейчас живописцев».
На родину Вугар Мамедов возвращается каждый год – встречается с родственниками и друзьями, заряжается новыми идеями. «Я всегда привожу из этих поездок что-то внутри, что потом приходит в мои картины. Я очень люблю Петербург. Иногда приезжаю в Баку – и там через некоторое время начинаю скучать по Питеру. Азербайджан – это в крови моей», - признается художник.
Написать комментарий