Убытки Украины. Что на самом деле потеряла страна из-за ухода Крыма и по вине своих властей?
После того как Крымский полуостров с 2014 года стал территорией России порты Украины потеряли около шести миллиардов гривен ($ 249 млн) и сегодня эта тенденция только усиливается. Об этом заявили в украинском Министерстве инфраструктуры. В то же время Международный валютный фонд (МВФ) в числе факторов, тормозящих развитие экономики Украины, назвал повсеместную коррупцию и доминирование олигархов.
Портовые потери
Вопрос о сумме потерь в период с 2014 по 2019 год был задан министру инфраструктуры Украины Владиславу Криклию в ходе интервью для «Радио Свобода». Он рассказал, что «из-за России» некоторые порты на Украине, в том числе мариупольский и бердянский, оказались под угрозой закрытия. По словам министра, порт в Мариуполе сохранился лишь благодаря тому, что им пользуются работающие на территории города и пригородов сталелитейные предприятия компании «Метинвест». «Если бы не их деятельность, то порт не имел бы необходимого объема работы и был бы крайне убыточным», - подчеркнул министр отметив, что с бердянским портом складывается похожая ситуация.
О том, что из-за реализации проекта по строительству Крымского моста порты Украины стали терпеть убытки, ранее сообщалось в иностранных СМИ. В частности, в начале весны Financial Times рассказывала о сложностях, с которыми пришлось столкнуться украинским портам. Приводились данные Генштаба Вооруженных сил Украины о том, что с 2018 года российские силовики осмотрели свыше 1,2 тысяч судов, следовавших в порты Бердянска и Мариуполя, при этом среднее время, на которое задерживали суда, составляло от 8 до 12 суток.
Издание также сообщало о том, что с того момента, как Россия взяла под контроль территорию в районе Крымского моста, в Мариуполе и Бердянске процесс по обработке грузов сократился на 70 и 50% соответственно. Кроме этого, по данным правительства Украины, убытки портов и в целом региона достигли $400 млн. Сообщается еще об одной проблеме: после того, как мост начал работать в мае 2018 года, существенно выросло время ожидания для судов, которые проходят в азовские порты Мариуполя и Бердянска: если раньше это было 5-6 часов, то теперь иногда достигает пяти и более дней.
Коррупционные факторы
Однако портовые убытки – не единственные проблемы, которые возникли в украинской экономике за последние несколько лет. Так, Международный валютный фонд (МВФ) заявил о масштабной коррупции и сопутствующих факторах, которые мешают развиваться экономике Украины. На официальном сайте организации был обнародован отчет, составленный по итогам работы экспертов МВФ на Украине в сентябре этого года.
В тексте заявления руководителя миссии МВФ Рона ван Родена говорится о том, что одними из основных факторов сдерживания развития являются слабая бизнес-среда и недостатки в правовой базе. И, конечно же, свою роль, как было сказано выше, сыграла «повсеместная коррупция», а также доминирование «неэффективных государственных предприятий» и олигархи, подрывающие конкуренцию.
В отчете также говорится о том, что созданные на Украине новые институты по борьбе с коррупцией не принесли «ощутимых результатов». При этом очевидно, что столь низкий уровень инвестиций, вызванный плохими условиями ведения бизнеса, приводит к ограничению роста продуктивности.
Рекомендации МВФ
Как заявил Ван Роден, в экономическую политику, которой придерживаются украинские власти, необходимо закладывать поддержку макроэкономической стабильности и параллельно создавать условия для ускорения роста экономики. Вместе с этим, как убежден руководитель миссии, нужно придерживаться «рассудительной фискальной политики для обеспечения приемлемого государственного долга».
Монетарную политику, как отмечает эксперт, нужно направлять на дальнейшее сокращение инфляции. «Критически важным является защита финансовой стабильности с одновременным усилением финансового посредничества и минимизацией последствий ликвидации банков для налогоплательщиков», - гласит документ с отчетом МВФ.
Написать комментарий