Число чиновников. Сколько россиян находится на «государевой службе» и как их будут сокращать?
Выяснилось, что в России на десять тысяч населения приходится 163 работника государственных и муниципальных органов власти. Речь идет о той категории служащих, кого в нашей стране принято называть чиновниками, хотя лишь половина из них исполняет так называемые властные полномочия. Их доля составляет 3,3% от всех занятых в экономике. А в целом доля служащих в сфере госуправления, обеспечения военной безопасности и обязательного соцобеспечения в общей численности занятых в экономике России ничуть не больше, чем в странах Европы, где она составляет от 6 до 9,5%.
Чиновники и госслужащие
В разговоре с РИА Новости первый заместитель министра финансов России Татьяна Нестеренко рассказала, что суммарная доля собственно «чиновников», то есть государственных гражданских и муниципальных служащих в общей численности занятых россиян составляет примерно 1,7%. Так, на 1 июля текущего года в России насчитывается более 855 тысяч государственных гражданских служащих. Из этого числа, как пояснила Нестеренко, 603 тысячи представлены федеральными гражданскими служащими, и 252 тысячи — это уже региональные гражданские служащие. Что касается органов местного самоуправления, то в них трудится еще 395 тысяч муниципальных служащих.
При этом, замминистра рассказала, что сегодня к понятию «чиновник» относят не только государственных гражданских и муниципальных работников, но и всех тех, кто трудится в государственных и муниципальных органах. А таких в России насчитывается примерно 2,4 миллиона человек. При таком раскладе получается, что на 10 тысяч россиян приходится 163 «чиновника», что и составляет 3,3% от численности занятых в экономике.
Сокращения не миновать
При этом, как проинформировала Нестеренко, со следующего года в стране начнется реализация реформы государственного управления. В результате произойдет масштабное сокращение численности госслужащих, а оставшимся на службе будут повышены зарплаты.
Заместитель министра отметила, что если не проводить сокращения, то заработные платы чиновников в будущем будут индексировать только на уровень инфляции. Для того, чтобы увеличить размер оплаты труда до «конкурентного уровня» всем госслужащим, необходимо ежегодно выделять из бюджета дополнительные сто миллиардов рублей.
А этого правительство, похоже, делать не собирается. Ведь несколько лет подряд в России медленно, но верно сокращаются расходы на госуправление. С 2012 по 2018 год доля расходов на обеспечение деятельности госорганов и органов местного самоуправления в ВВП снизилась с 1,6% до 1,4%. При этом в расходной части консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов доля таких расходов снизилась с 4,7% до 4,1%.
Числом и уменьем
По планам Минфина, сокращение чиновников будет представлять собой двухэтапный процесс. На первом все произойдет «автоматически». То есть, количество центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в 2020 году будет сокращено на 10%, территориальных органов — на 5%, а к 2021 году данный показатель в российских регионах будет достигать 15%.
Во время второго этапа планируется уже структурное совершенствование госаппарата. В результате произойдет дополнительное сокращение количества чиновников. В этот период территориальные органы министерств и ведомств будут преобразованы в филиалы, которые не будут иметь статус юридического лица и подразделений.
«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — резюмировала Нестеренко.
Но главная цель реформы госуправления не столько в регулировании численности чиновников, сколько в распределении властных полномочий. В 2004 году в России уже проводилась административная реформа, и государственный аппарат был очищен от дублирующих и избыточных полномочий. Но проблема в том, что уже к 2016 году, по данным Минэкономразвития и ВШЭ, общее количество функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти стало в 2,5 раза больше, чем до реформы. Так что властям придется создать механизм постоянного контроля за возникающими и перераспределяемыми полномочиями.
Написать комментарий