Хороших или разных? Как ФАС, Минпросвещения и Госдума корпят над школьными учебниками
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выдала Минпросвещению России предписание вернуть в федеральный перечень учебников издания, исключенные из него в декабре 2018 года. Перед этим Министерство просвещения опубликовало для общественного обсуждения новые правила формирования этого самого перечня. А еще чуть раньше в Госдуму внесли пакет законопроектов, призванных усовершенствовать экспертизу школьных учебников и привлечь к ответственности экспертов.
Корень проблем
Федеральный перечень учебников — это список, по которому за счет бюджета закупаются книги для школьных библиотек. В перечень включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом, создаваемым Министерством просвещения РФ. Решения о том, какой школьный учебник включать в перечень, а какой нет, совет принимает на основании заключений экспертов. В качестве экспертов, как правило, выступают специалисты из Российской академии наук, в прошлом году были привлечены и специалисты Российской академии образования.
С 2013 по 2017 годы этот список сократился почти вдвое, а в конце 2018 года – еще на 37 процентов: если раньше в нем было 1370 наименований, то в утвержденном 28 декабря 2018 года министром просвещения Ольгой Васильевой перечне осталось 863 книги. Ранее по результатам экспертизы треть учебников получила отрицательные отзывы.
Команда ФАС
Проведение этой дополнительной экспертизы Федеральная антимонопольная служба сочла нарушением закона «О защите конкуренции», которое привело к ущемлению прав участников рынка. ФАС пришла к выводу, что министерство нарушило несколько собственных пунктов порядка формирования перечня, и потребовала до 31 мая вернуть в федеральный перечень учебников книги, изъятые из него в декабре прошлого года.
Минпросвещение со своей стороны заявило о готовности представить в ФАС всю необходимую информацию по каждому обозначенному учебнику и соответствующему решению и совместно с ФАС добиваться прозрачности всех оценочных процедур в интересах повышения качества школьных учебников. В ведомстве отмечают, что в ходе дополнительной экспертизы во многих изданиях нашли подобные методологические и даже фактические ошибки, неточности, устаревшую информацию. Сейчас на дополнительную экспертизу снова ушли почти 500 изданий.
Обиженные издатели
Жалобу на Минпросвещения в ФАС направили входящие в корпорацию «Российский учебник» издательства «Дрофа», «Вентана-Граф» и «Астрель»
Как сообщил РБК гендиректор «Российского учебника» Александр Брычкин, из 482 издаваемых корпорацией учебников практически половина была исключена из федерального перечня декабрьским приказом Минпросвещения № 345. Он считает нарушением законодательства назначение дополнительной экспертизы в Российской академии образования, и говорит, что около 90% отрицательных заключений было выдано на те учебники, которые ранее проходили экспертизу в других имеющихся организациях.
Отмены декабрьского приказа Минпросвещения в Арбитражном суде Москвы добиваются структуры издательской группы «Эксмо-АСТ» - иски подали ООО «Издательство «Астрель» и ООО «Издательский центр «Вентана-Граф» и ООО «Дрофа». Очередное слушание по этому делу назначено на 30 апреля.
Передел книжного рынка
Издателям действительно есть за что бороться. Эксперты оценивают рынок учебных пособий в России в 8-10 млрд. рублей в год. Этот рынок, по сути, поделен двумя крупными игроками. Корпорация Российский учебник издает 42 процента наименований из федерального перечня, издательство Просвещение» - 29 процентов. К каждому учебнику предлагается куча методичек и пособий, которые семьи с детьми-школьниками вынуждены покупать в добровольно-принудительном порядке и тратить на все про все до 10 тысяч рублей в год. Причем то, что они получают за эти деньги, вызывает множество нареканий - как по содержанию учебников, так и полиграфическому качеству изданий.
Расплачиваться за это приходится не только российским семьям, но и государству. Новый учебный 2019 год начнут свыше 14,7 млн школьников. С 1 сентября норматив расходов на обеспечение образовательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях увеличен с 1,27 тыс. до 1,5 тыс. рублей на одного ученика в год, чтобы обеспечить учебниками всех обучающихся с 1 по 11 классы к 2019 году.
Учебники можно закупать только из федерального перечня. Вот и получается, что каждое решение эксперта в Научно-методическом совете по учебникам дорогого стоит. Причем в самом буквальном смысле слова.
Закон и порядок
Президент России поручил разработать более совершенный способ проведения экспертизы учебников для школ. Генпрокуратура РФ выявила коррупциогенные факторы в утвержденном Минобрнауки России «Порядке формирования федерального перечня учебников». А парламентарии решили, что ведомственных нормативных актов недостаточно, чтобы навести порядок в этой сфере – требуются изменения в законодательстве. Фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ разработала и внесла в Госдуму законопроект, который позволит ввести четкие правила проведения экспертизы школьных учебников и ответственность за нарушение этих правил.
«Мы постоянно получаем обращения избирателей с жалобами на качество школьных учебников и пособий. Родители школьников зачастую находят в учебниках и пособиях такие опусы, которые можно пропустить в печать, только если проводить экспертизу с закрытыми глазами.Но удивляться тут нечему – если эксперты и ведомства не несут никакой ответственности за принятые решения, то можно «закрыть глаза» на что угодно», - подчеркнул один из соавторов законопроекта - первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам, депутат фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Александр Ремезков.
Он отметил, что в действующем с 2016 года Порядке формирования федерального перечня учебников нет достаточных требований к экспертам и не определено понятие конфликта интересов между экспертом и заказчиком экспертизы. То есть непонятно кому именно доверяется экспертиза школьных учебников, и что делать, если конфликт интересов выявлен уже после того как тот или иной учебник включен в федеральный перечень.
Этих пробелы, которые создают возможности для разных злоупотреблений, депутаты Госдумы предлагают устранить изменениями в федеральный закон «Об образовании РФ» и в Кодекс об административных правонарушениях (КОАП).
Если законы будут приняты, то эксперта появится обязанность уведомить экспертную организацию о возникшем конфликте интересов и отказаться от участия в такой экспертизе. То же самое должна будет сделать экспертная организация, если заказчик экспертизы является ее аффилированным лицом. Если они этого не сделают, результаты экспертизы автоматически признают недействительными, а учебник, на который было дано такое экспертное заключение, исключат из Федерального перечня учебников. И на этом дело не закончится. Как указанов пояснительной записке к законопроекту, за нарушение требований к деятельности по проведению экспертизы учебников вводится штраф на должностных лиц от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. За выдачу ложного заключения на учебник эксперт заплатит штраф от 20 тысяч до 50 тысяч рублей, а должностные лица экспертной организации - штрафы от 20 тысяч до 100 тысяч рублей.
«Считаю, что принятие этих законопроектов позволит навести порядок в проведении экспертизы учебников и в целом на издательском рынке, устранить коррупциогенные факторы. Мы обязаны обеспечить эффективное расходование миллиардов бюджетных средств, потратить их только на те учебники, которые на деле обеспечат высокое качество образования наших детей», -заявил депутат Ремезков.
Плоды просвещения
В Минпросвещении РФ тоже считают, что экспертиза учебников должна стать более прозрачной, а требования к экспертам – более высокими. Но предлагают идти менее радикальным путем. А именно – создать систему госзадания, которая исключит ситуацию, когда материалы на оценку экспертов поступают напрямую от отдельных издательств и массово получают положительные заключения.
"Экспертиза должна быть отделена от процесса издания учебников", - подчеркнул на заседании президиума РАН рассказал академик, вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов.
С ним согласна министр просвещения Ольга Васильева: «В федеральный перечень учебников, которые рекомендованы школам, должны включаться действительно качественные издания. Экспертиза будет независимая, научная, и она будет ужесточена. И мы полностью поддерживаем предложение РАН о том, что оценивать надо рукопись, а не готовый учебник".
Ольга Васильева также считает важным, чтобы каждый рецензент нес персональную ответственность за то, что он делает, а на титульном листе одобренного им учебника стояла его фамилия.
Написать комментарий