Правила «заморозки». Российским банкам запретят блокировать счета клиентов без доказательств их вины
Минфин РФ может запретить банкам замораживать счета российских граждан и компаний без конкретных доказательств их так называемой «теневой» деятельности. Кредитная организация будет обязана собрать документы, которые доказывают факт причастности клиента к максимальной категории риска. Сегодня при «заморозке» счетов банки следуют внутренним правилам, и очень часто не объясняют пользователям причины, по которым это было сделано.
Поправки в законы
О запрете блокировать счета граждан и компаний без существенных доказательств причастности к «теневой» деятельности, говорится в поправках Минфина к «антиотмывочному» законодательству (115-ФЗ). С соответствующими документами ознакомились «Известия». Издание пишет, что перед блокировкой счета организация должна будет собрать пакет документов, доказывающих причастность клиента к максимальной категории риска.
То есть, по факту получится, если законопроект будет утвержден, то банкам придется отказаться от использования своих внутренних правил идентификации «серых» операций. Документальные доказательства станут обязательными для блокировки счета клиента. В то время как сейчас блокировка происходит во многих случаях без объяснения причин.
Даже если у клиента нет справок, доказывающих его добросовестность, это тоже не может стать поводом для заморозки счета – так говорится в законопроекте. Плюс к этому, информация об отказах в открытии счета или трансакциях в других банках не будет считаться «значимым аргументом в пользу заморозки активов».
Доказательства обязательны
Согласно поправкам, организации будут обязаны предоставлять соответствующие отчеты в Росфинмониторинг и Центробанк, где будут объясняться причины, по которым клиенту было отказано в проведении операций либо в открытии счета. Клиенту в течение пяти рабочих дней должны будут предоставить доказательства и конкретные обоснования своих подозрений. В случае, если в блокировке не найдут оснований, то банк будет обязан разблокировать счет либо предоставить возможность открыть заново.
Как пояснили «Известиям» представители Минфина, данный законопроект был разработан для того, чтобы защитить интересы добросовестных клиентов. Часто случаются ситуации, когда происходит блокировка счетов, а клиенту не объясняют причин, по которым это произошло. В итоге, как отмечают в ведомстве, причиняется вред их хозяйственной деятельности. Вот именно по этой причине банкам придется формулировать конкретные причины, по которым счет был заблокирован. Как считают эксперты, подобные изменения существенно облегчат жизнь клиентов, но усложнят работу банкиров.
«Открыть замок»
Тем не менее, после принятых поправок у финансовых организаций некоторая свобода выбора все-таки останется. Так, в сегодняшней редакции законопроекта ничего не сказано о штрафах либо других санкциях, которые могут последовать после необоснованной блокировки операций по счету. Как считает председатель комитета ТПП по финрынкам и кредитным организациям Владимир Гамза, свободу финансовых организаций получится ограничить только в том случае, если за блокировку счетов они будут отвечать, например, денежной компенсацией.
Но в любом случае, как полагает эксперт, подобные изменения весьма облегчат жизнь добросовестным компаниям и гражданам. Прогнозируется массовая разблокировка счетов добросовестных клиентов, поскольку в случае отсутствия реальных доказательств банк будет вынужден «открыть замок» на финансах.
Написать комментарий
Ой как хорошо. У меня ошиблась налоговая и дала банку распоряжение заморозить якобы неуплаченный налог ИП в 20 тыс. рублей на каждом из двух счетов. А также банк произвел автоматическое списание этого вымышленного "долга". Получается я не по своей воле уплатил один раз 20 тыс. и еще на двух счетах по 20 тыс. заморозились деньги. Итого из оборота изъято 60 тыс. А теперь мне нужно ездить, разбираться, доказывать что не я баран, терять свое время.