Налоговый маневр нефтяного рынка: акцизы повысят, но стоимость бензина оставят прежней?
С 1 января 2019 года стоимость топливных акцизов будет повышена, на бензин – на 3,7 тыс. руб. за тонну, на дизельное топливо – на 2,7 тыс. руб., как это планировалось еще в июле текущего года. Об этом в разговоре с РБК сообщил вице-премьер Дмитрий Козак. Вместе с этим, как он отмечает, правительство сделает все, чтобы не допустить скачка цен на АЗС и роста стоимости топлива для потребителей. Однако ряд экспертов считают, что все это, наоборот, может привести к росту цен.
Скачка не будет
«Акцизы будут восстановлены в тех объемах, которые планировались с 1 июля 2018 года», – сообщил Дмитрий Козак в интервью РБК. Таким образом, цены увеличатся до 8,258 тыс. руб. и 11,892 тыс. руб. за тонну соответственно.
Как пишет издание, на фоне резкого скачка оптовых и розничных цен на топливо в конце мая на совещании у вице-премьера было решено с 1 июня снизить акцизы на бензин и дизельное топливо на 3 тыс. и 2 тыс. руб. за тонну. Кроме этого, речь шла о том, чтобы не повышать ставки с 1 июля, как это планировалось ранее (примерно на 700 руб. за тонну). Благодаря этой мере получилось стабилизировать ситуацию на топливном рынке, опт перестал расти в цене, а на АЗС наблюдалось даже некоторое снижение стоимости.
Козак подчеркивает, что, несмотря на то, что акцизы были повышены, на АЗС «скачка не будет». «Во всяком случае, будем применять весь тот набор инструментов, который есть у правительства, чтобы этого не произошло», – отметил он.
Налоговый маневр
1 января 2019 года – день, который можно будет считать окончанием налогового маневра в нефтяной отрасли. По крайней мере, в правительстве на это очень сильно рассчитывают. Согласно тактике маневра, планируется постепенное снижение таможенных пошлин с соответствующим повышением НДПИ. Кроме этого предусматривается отрицательный акциз для нефтеперерабатывающих заводов. Ему отведена задача по «миссии рыночного инструмента сдерживания внутренних цен на топливо».
Как отмечает Козак, благодаря отрицательному акцизу, заводам будут компенсировать снижение экспортных пошлин после того как маневр будет завершен. Также планируется сгладить возможный рост мировых цен на нефть. В итоге, как объясняет вице-премьер, некоторая доля в разнице между мировой ценой нефти и ее стоимостью на внутреннем рынке НПЗ также «будут получать в виде специальной демпфирующей надбавки».
Вместе с тем Козак уверяет: если этих мер не будет достаточно, то правительство сможет воспользоваться таким инструментом как введение экспортной пошлины и на нефть, и на нефтепродукты. Однако, по его словам, он будет носить временный характер. «Несмотря на то что возможное использование такого инструмента приведет к снижению потенциальных доходов, нефтяники с пониманием к этому отнеслись. В арсенале правительства должен быть такой рычаг влияния на рынок», – поясняет он.
Что говорят эксперты
Как считает президент Российского топливного союза, глава Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша, у российского правительства, по сути, имеется два способа, которые могут сдержать рост, в первую очередь, оптовых цен. «Потому что розничные цены всегда идут вслед за оптовыми. Собственно, Дмитрий Николаевич об этом сказал. Крайний случай – это применение механизма повышения абсолютных пошлин. Такой закон принят, который наделяет правительство правом в случае необходимости повышать экспортные пошлины на нефть, на нефтепродукты», – цитирует его BFM.
Вместе с этим, как отмечает Аркуша, это не самый приятный механизм, который не только препятствует повышению паритета, но и может привести к большим проблемам в нефтепереработке.
Вторым инструментом, который может использовать российское правительство, является так называемый демпфер, отрицательный акциз, обратный акциз, возвратный акциз. По словам аналитика, он представляет собой «субсидирование нефтепереработки за счет бюджета в том случае, если наблюдается сильный рост внутренних цен». Говоря об этом методе, эксперт отмечает следующее: «Для того чтобы их снизить, какие-то будут субсидии в нефтепереработке. Но мы до сих пор не понимаем, как это будет действовать».
Однако, в конечном итоге, все это может привести к тому, что на внутреннем рынке может образоваться либо дефицит, либо цена устремится к тому, чтобы уравновеситься с экспортной альтернативой. Все это, как считает президент Независимого топливного союза Павел Баженов, говорит о тенденциях роста стоимости топлива:
«Что у нас происходит? Первое – у нас происходит повышение НДС на два процентных пункта. Это, безусловно, фактор роста. Второе: акциз почти 4 тыс. руб. на литр – как это не может быть фактором роста, ведь это голые затраты? Далее: снижаются экспортные пошлины, это опять же делает экспортную альтернативу еще более привлекательной. В экспортной альтернативе нет ни акциза, ни НДС. Соответственно, все условия для того, чтобы цена росла, созданы».
Написать комментарий