«Путин еще до конца не решил». Готовы ли российские власти к референдуму по пенсионной реформе
Сегодня на заседании ЦИК должен решиться вопрос о проведении референдума о повышении пенсионного возраста в России. Ранее в комиссию соответствующие документы направили представители коммунистической партии, которые выступили инициаторами проведения этого референдума. Свое намерения в КПРФ объяснили тем, что партия хочет выяснить, поддерживают ли россияне идею о повышении пенсионного возраста. Эксперты и аналитики пытаются предугадать дальнейшее развитие событий, учитывая и тот факт, что референдум – процесс весьма сложный и скрупулезный по своей организации.
Мировой опыт
ЦИК должен определить: соответствует ли закону вопрос, сформулированный коммунистами для вынесения на референдум. Он звучит так: «Согласны ли вы с тем, что в России возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, повышаться не должен?».
В этом плане интересно посмотреть на европейский опыт в проведении подобных референдумов. Он свидетельствует о том, что даже в тех странах, где поднимался вопрос о пенсионном возрасте, итоги референдумов не оказывали никакого влияния на решения, которые в конечном итоге принимали власти. Например, в Словении, где население высказалось против повышения пенсионного возраста, правительство все равно решило «по-своему».
Единственный успешный пример «пенсионного референдума» был в Швейцарии, где граждане отклонили инициативу о повышении пенсионного возраста для женщин с 64 до 65 лет. Однако, как отмечает BFM, Швейцарию можно «смело выносить за скобки», поскольку решать спорные вопросы на уровне всенародного голосования стало едва ли не политической традицией.
Как должен проходить референдум в России
Что касается России, то инициаторам референдума, в случае его «одобрения», предстоит организовать собрания инициативных подгрупп, численность которых должна быть минимум сто человек минимум в 43 регионах (это больше половины субъектов РФ). Далее, в случае успешной регистрации данных подгрупп, должно будет состояться собрание их уполномоченных представителей.
И только после этого отводится 45 дней для того чтобы было собрано минимум два миллиона подписей. Причем, должно учитываться условие: на один регион может приходиться не более 50 тыс. подписантов. Затем подписи проверяются. В этом плане, как считает завкафедрой конституционного и международного права Всероссийского государственного университета юстиции Вадим Виноградов, процесс будет очень сложным.
«То есть, граждане не могут просто пойти куда-то и сдать эту подпись. К ним должна обратиться инициативная группа, каким-то образом донести до них информацию об этой инициативе, и, соответственно, они должны, если хотят, поставить свою подпись за выдвижение этого вопроса на референдум. То есть во многом организационная ответственность лежит на этой инициативной группе», – резюмирует эксперт.
Пройдет ли вопрос?
По поводу самой формулировки вопроса («Согласны ли вы с тем, что в России возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, повышаться не должен?»), эксперты расходятся во мнении. Однако многие считают, что именно в таком виде он может пройти, но «придраться есть к чему». Так считает и профессор кафедры конституционного и административного права факультета права НИУ ВШЭ Елена Лукьянова.
«В самом законе о референдуме есть такая сложная штука. В одной статье сказано, что может проводиться референдум по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, в другом месте сказано, что не может проводиться референдум по вопросам, отнесенным к компетенции государственных органов. У нас сказано, что все соцобеспечения устанавливаются только законом, закон отнесен исключительно к компетенции Госдумы», – отмечает Лукьянова.
Кроме этого, как считает эксперт, если формулировку вопроса одобрят, то выполнить все дальнейшие действия «в безупречном виде» будет очень и очень сложно. Как уже было сказано выше, речь идет о формировании инициативных групп, сборе подписей и их тщательной проверке.
Если Путин услышит…
Однако, как считает еще один эксперт, ситуация вообще может повернуться другим образом. Здесь уже все будет зависеть от Владимира Путина, считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. По его словам, если президент России захочет услышать мнение народа, то все может обойтись вообще без референдума, наложив на закон право вето: «Если он просто возьмет и наложит вето на закон, будет то же самое, без всяких референдумов Путин достигнет абсолютно такого же результата. Референдум при этом означает, что эта тема станет абсолютным хитом, его будут обсуждать с утра до вечера».
Вместе с этим, как отмечает эксперт, российские власти к подобному обсуждению абсолютно не готовы. Поскольку, если бы правительство было способно на публичное и объективное обсуждение этой темы, то проведение референдума вообще могло бы не понадобиться. Более того, можно было бы вообще не приводить к негативному восприятию реформы со стороны большей части населения. «Поэтому здесь я просто не вижу никакого смысла для власти в этом референдуме. Но при этом я думаю, что сам Путин еще до конца не решил, что делать с этой реформой», – поясняет Симонов.
«Не тот формат»?
Весьма интересной, хоть и не удивительной, представляется реакция властей на возможное проведение референдума. Так, депутат Госдумы, бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко как сторонник пенсионной реформы считает, что референдум – это не тот формат, который «позволяет содержательно обсуждать все за и против столь серьезного решения, которое нужно принять нашему государству».
По его убеждению, перед проведением пенсионной реформы надо проводить содержательное обсуждение. И такая возможность, как выяснилось, уже была предоставлена. В прошлый четверг, когда состоялось слушание и последующее принятие законопроекта в первом чтении.
«Сейчас есть предмет для конкретного обсуждения этого документа, а также конкретных его формулировок. В то время как референдум такой возможности не имеет, он не предполагает содержательного обсуждения, а обсуждать эту тему надо», – убежден Онищенко.
Написать комментарий
Власть в России принадлежит народу. Свою волю он выражает через референдум. Никто не может мешать народу изъявлять свою волю - об этом говорится в начале Конституции РФ. Значит, ЦИК нарушает Конституцию?