«Хочется очень помочь, но надо посмотреть экономику». Есть ли перспективы у моста на Сахалин?
Президент России Владимир Путин поручил правительству изучить возможность строительства моста, который соединит остров Сахалин с материковой Россией. Вместе с этим ряд экспертов убеждены, что такие инвестиции не будут оправданы. Строительство сахалинского моста обойдется в два раза дороже, чем реализация крымского проекта.
Задание для правительства
О своем поручении правительству по поводу моста на Сахалин Путин сообщил 24 июля во время встречи с губернатором Сахалинской области Олегом Кожемяко. Губернатор попросил президента высказать свое мнение о целесообразности наведения моста.
«Это давняя мечта тех, кто на Сахалине проживает, в том числе это было бы существенным фактором, закрепляющим население, людей», – отметил президент. По его мнению, мост будет способствовать развитию Хабаровского края. «Хочется очень помочь, но надо посмотреть экономику», – заключил президент.
История вопроса
Как напоминает РБК, вопрос строительства моста обсуждался еще в начале двухтысячных годов. Тогда транспортный переход подразумевал три аспекта: строительство новой железной дороги (около 580 км) со стороны Транссиба, ж/д и автомобильные мосты через Татарский пролив (примерно 7,5 км) и модернизация железнодорожной сети Сахалина (примерно 870 км).
В 2002 году состоялась правительственная экспертиза, по итогам которой специалисты заявили, что технически мост построить можно. Тогда стоимость проекта оценивалась в 4,5 млрд долларов, из которых 2 млрд должны были быть направлены на строительство новой железнодорожной ветки и моста, а 2,5 млрд пошли бы на модернизацию железнодорожной системы на самом острове.
Тему сахалинского моста снова подняли во время первого Восточного экономического форума в сентябре 2015 года. «Сейчас ведется разработка технико-экономического обоснования. Думаю, что это очень реальный проект в недалеком будущем», – говорил тогда нынешний глава РЖД Олег Белозеров.
В 2016 году жители Сахалина решили поддержать идею о строительстве моста и организовали сбор подписей. «Восточная часть России страшными темпами теряет свое население, которое стремится переехать в более благоустроенные города. Без хороших дорог не может быть ни городов, ни промышленности», – говорилось в петиции. Комментируя документ, жители отмечали, что они, также как и жители Крыма, заслуживают мост. Тем не менее, под петицией подписалось чуть больше трех тысяч человек.
Бизнес мост не потянет
В мае глава Минтранса Максим Соколов рассказывал, что обсуждалось строительство тоннеля на Сахалин. Однако в итоге более предпочтительным вариантом в правительстве посчитали мост. Как считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов, его строительство помогло бы развитию острова и стабилизации снабжения Сахалина. Особенно, когда речь идет о погодных условиях. «Морской путь работает, но, все-таки, это снабжение достаточно ненадежное из-за погодных условий. Соответственно, пропускная способность этого транспортного коридора будет существенно больше», – отмечает эксперт.
Также, по словам аналитика, Сахалин имеет большой потенциал. Здесь, по его словам, есть и уголь, и «разные другие идеи», которые приходится сдерживать из-за отсутствия инфраструктуры. Адамидов резюмирует: «Естественно, бизнес эту инфраструктуру просто никогда не потянет. Поэтому здесь как раз функция государства – создать хорошие условия и потом потихоньку окупать. Любой крупный инфраструктурный объект, если это не Суэцкий канал, окупается лет по 50-100, и это, в общем, никого и не волнует особо».
Экономического смысла нет?
Судя по всему, как считают аналитики, сахалинский мост не стоит на первом месте в списке будущих крупных проектов. В России уже прошла волна «больших инвестиций» (зимняя Олимпиада, чемпионат мира по футболу, Крымский мост), и теперь государству предстоит выбирать новые цели. В этом плане власти, как отмечает гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров, уже заявили о готовности инвестировать крупные суммы в инфраструктуру.
«Я бы не стал говорить, что мост на Сахалин уже точно будут строить», – цитирует РБК аналитика инвесткомпании «Атон» Михаила Ганелина. По его словам, правительству нужно понимать экономическую целесообразность. Плюс к этому, существуют и другие масштабные проекты, претендующие на госфинансирование: например, высокоскоростная магистраль Москва – Казань, строительство моста через Лену и другие.
Поэтому в строительстве моста на Сахалин, как отмечает эксперт, пока что не проглядывается никакого экономического смысла. Например, в реализации проекта Крымского моста «была очевидная мощная геополитическая составляющая – его надо было строить при любом раскладе». А вот в истории с Сахалином нет «ни геополитики, ни экономической целесообразности». Бурмистров отмечает, что сахалинский проект «может быть интересным с точки зрения экономики только в привязке к строительству моста в Японию и созданию транзитного коридора».
Написать комментарий