О чем спорим? НТС обвиняет в клевете ФАР, но признает, что проблема недолива бензина существует
Независимый топливный союз (НТС) выразил свое несогласие с итогами расследования, которое провела Федерация автомобилистов России (ФАР) и заявил о возможном иске. «Камнем преткновения» стал отчет, в котором говорится о случаях массового недолива оплаченного бензина на российских АЗС. В результате чего автомобилисты оказываются обманутыми. Вместе с этим в НТС признали существование проблемы недолива, однако, как считает союз, она не настолько масштабная, как об этом говорится в исследовании ФАР.
Отчет ФАР был обнародован 4 июля. В нем сообщалось о том, что примерно 76% российских АЗС недоливают в баки топливо, за которое автовладелец уже расплатился. В конечном итоге реальная стоимость бензина на ряде станций достигала 55 руб. за литр вместо 44-45 руб. «Контрольные закупки» проходили в 13 российских регионах, включая Москву, Подмосковье, Санкт-Петербург, Краснодар, Ростов-на-Дону и трассы М-4 и М-10.
Сомнительные методы?
Поскольку в НТС сочили, что в отчете ФАР содержится клевета, то в данный момент организация рассматривает возможность подачи иска против Федерации автовладельцев. В союзе заявили, что выводы, сделанные экспертами ФАР, сомнительны в своей методологии. И в этом плане стоит обратить внимание на два момента.
Так, например, по мнению НТС, сомнительной является методика «тайного покупателя»: сначала бензин наливался в пластиковую канистру в багажнике, после чего его объем измеряли, перелив в мерное устройство. Претензия обосновывается следующим образом: «Методика явно несовершенная и предполагает значительные ошибки измерения из-за элементарного испарения бензина, а также возможных утечек во время налива и перелива».
Кроме этого, под сомнение ставится выборка и выводы исследования. Так, в НТС убеждены, что делать выводы на основании данных, которые были собраны по 34 АЗС в 13 субъектах РФ, как минимум, непрофессионально. В России на сегодняшний день существует около 25 тыс. автозаправочных станций.
Проблема-то существует
Вместе с этим президент НТС Павел Баженов признал, что проблема недолива топлива на самом деле существует. Однако не в таких масштабах, как говорится в отчете. «Она не такая распространенная, как пытаются показать представители ФАР», – отметил он. «У регулятора есть достаточный инструментарий для воздействия на нерадивых владельцев – оборотные штрафы. Поверьте, это весомое наказание», – добавил он.
Тем не менее, как сообщил Баженов, НТС обратились к юристам с просьбой «оценить выводы ФАР с точки зрения подачи иска в суд по ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ «Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации».
Недоливом «страдают все»
В отчете ФАР говорится, что крупные федеральные сетевые заправки в среднем недоливают в бак 5-7% бензина, аналогичная ситуация и у мелкосетевых операторов. А вот что касается вертикально интегрированных АЗС, которые принадлежат нефтедобывающим компаниям и продают бензин оптом, то за ними такого «греха» нет. Однако с этим спешат поспорить и сами автовладельцы, которые ознакомились с отчетом ФАР. Так, блогер из Воронежа Владимир Благодырев заявляет, что недолив бензина свойственен всем АЗС. Для Business FM он рассказал следующую историю:
«Были жалобы на воронежскую «Калиновую», на ВТК, нашу воронежскую заправочную станцию, «Башнефть». Если обобщать, по всей России жалуются абсолютно на всех. С моим товарищем мы общались – это заправочный комплекс в Подмосковье был, и вот он говорит: я заехал, у меня бак почти пустой был. Бак на «Форде» у него 55 литров. Залили 70, он сначала не посмотрел в чек, заправился, все, деньги отдал, уехал. А потом, когда всю эту ситуацию обмозговывал, говорит: сижу, кушаю в кафе, смотрю в чек, а у меня залито 72 литра. Я, говорит, сначала немножко пришел в такое негодование, а потом понял, что просто вот где-то меня так обманули».
Написать комментарий