Плата «за воздух». Как в России АЗС обманывают автомобилистов
Примерно 76% российских АЗС недоливают топливо при заправке автомобилей бензином. Такие данные приводятся в отчете ФАР (Федерация автовладельцев России), который был составлен по итогам проверки в тринадцати регионах. В мониторинге проверялись факты недолива бензина АИ-92 и АИ-95 на 34 АЗС. Как выяснилось, владельцев машин обманывают «по полной программе»: из-за мошенничества реальная цена бензина на ряде АЗС может составлять 55 руб. за литр вместо ожидаемых 44-45 руб.
Недолив
В общей сложности таких недобросовестных АЗС насчитывается 76%, что составляет около трех четвертей от всех заправок по стране. Проверку проводили в формате «тайный покупатель», используя специально оборудованный автомобиль. Эксперты объяснили понятие недолива: это расхождение между объемом, за который было заплачено, и фактически залитым в бак машины топливом больше чем на 1%.
«За недолив принималось расхождение более одного процента между оплаченным и фактически полученным топливом. В результате недолив выявлен на 76% АЗС», – говорится в отчете. Выяснилось, что мелкосетевые и частные АЗС, которые были проверены, в среднем обманывают автовладельцев на 5,66% оплаченного бензина. Уровень максимального недолива составил порядка 8%.
На автозаправочных станциях, которые принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям («Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть», «ВР» и др.), недолив был обнаружен в 20% случаях. Рекордсменами по мошенничеству стали заправки федеральных и крупных региональных сетей: здесь разница в оплаченном и залитом бензине была зафиксирована в 81% случаев. Плюс к этому, максимальный недолив составил 19,03%, а средний показатель – 4,97%.
Дорого и некачественно
ФАР приводит пример: на одной из АЗС в Краснодарском крае бензин АИ-95 продавался по цене 44,70 руб. за литр. Однако в автомобильный бак попадало на 19% меньше бензина. Таким образом, его стоимость составляла 55,21 руб. за литр. Еще на одной подмосковной АЗС Аи-95 продавался по 39,9 руб., недолив составил 12,8%, а фактическая плата – 44 руб. Конкретные АЗС федерация автовладельцев называть не стала, поскольку метод, который они использовали для проверки, пока не прошел процедуру аттестации.
Также, как показала проверка, на большинстве заправок качество топлива не отвечало заявленным стандартам. ФАР подвели итог: «Недолив топлива – это не только обман потребителя, но и элемент недобросовестной конкуренции. Используя недолив, недобросовестные участники рынка фактически продают топливо по более высокой рыночной цене, которое еще и не соответствует требованиям технического регламента».
«Мы понимаем, что в основе недолива лежат экономические причины и об этом мы говорили и писали в последнее время не раз. Если оптовая цена выше розничной, то это неминуемо приводит к снижению качественных и количественных показателей отпускаемого на АЗС топлива, а значит, у всех нас есть риск не только заправить топливо сомнительного качества, но и заплатить «за воздух», – говорится в исследовании.
Неблагоприятный фон
ФАР проводили исследование на фоне весеннего подорожания мировых цен на нефть и слабого курса рубля. Эти обстоятельства привели к резкому подорожанию бензина на российском рынке. Правительство решило предпринять ряд мер: так, с первого июня было решено снизить топливные акцизы. Кроме этого, кабмин пришел к следующей договоренности с нефтекомпаниями: пока российские власти вырабатывают решения, направленные на поддержку отрасли, стоимость топлива будет зафиксирована на уровне 30 мая. В итоге, как отмечает РИА Новости, эти меры оказались результативными: в целом по России стоимость топлива либо снижается, либо совсем незначительно растет, причем, как в рознице, так и в опте.
ФАС давит АЗС?
В марте прошлого СМИ писали о том, что доходность независимых автозаправок рухнула практически до нулевой отметки. Тогда причиной «краха» называли рост акцизов и увеличение оптовых цен на топливо – причем, это никаким образом не компенсировалось на рынке розницы.
Стоимость нефтепродуктов на розничном рынке старается сдерживать ФАС. Как тогда отмечали в НТС (Независимый топливный союз), политика надзорного ведомства по факту приводит к тому, что мелкие АЗС буквально «висят на волоске». Однако вместе с тем и у крупнейших сетей также есть определенные трудности.
Уже в этом году на фоне резкого скачка стоимости нефтепродуктов эксперты НТС заявили о том, что работа мелких АЗС в течение нескольких месяцев приводит едва ли не к убытку. Порядка 15 тыс. заправок по всей России (что составляет около 60% всех независимых АЗС) находятся под угрозой закрытия. В этом плане, как уверяют в НТС, снижения акцизов на бензин и солярку, а также фиксирование цен на уровне 30 мая не облегчило ситуацию для мелких АЗС.
Написать комментарий