21 НОЯ, 18:43 МСК
USD (ЦБ)    100.0348
EUR (ЦБ)    105.7338


Интернет, свобода и экономика. Можно ли построить «цифровую экономику», ограничивая Интернет?

12 Мая 2018 9661 0 Политика
Интернет, свобода и экономика. Можно ли построить «цифровую экономику», ограничивая Интернет?

Блокировка Telegram и другие аналогичные инициативы «Роскомнадзора» вызвали сильные опасения в обществе. В частности, бывший министр финансов Алексей Кудрин заявил, что ограничения свободы в Интернете сделают невозможным построение «цифровой экономики», о которой постоянно говорит президент Владимир Путин. Но вот Китай – страна с самым жестким контролем Интернета в мире. Даже в Саудовской Аравии или Иране все намного либеральней. Однако в Китае процветает «цифровая экономика», возможно, как ни в одной другой стране мира. В чем же дело? Попробуем разобраться.

Интернет и экономика

Действительно, китайская экономика – вторая в мире после американской. И ежегодно она растет в два с небольшим раза быстрее. Если этот тренд сохранится, то Китай уже скоро обгонит США по объему ВВП. При этом китайская экономика не базируется на продаже нефти, газа или других природных ресурсов. Драйвер ее роста – высокотехнологические производства, особенно в IT-сфере. Не случайно президент США Дональд Трамп ставит вопрос о введении пошлин на импорт китайской высокотехнологической продукции. Потому как теснят они американских производителей, предлагая более низкие цены и зачастую более эффективные технологические решения, а также пользовательские сервисы. И это при том, что сейчас Китай – страна с самым жестким контролем Интернета в мире.

Что запрещено в Китае

Много чего. Под запрет попадают попытки призывов к свержению социалистического строя, подрыв национального единства, пропаганда терроризма и экстремизма, разжигание межнациональной розни, распространение непристойной информации в интернете. Казалось бы, пока все нормально, но как провести грань между, скажем, пропагандой экстремизма и призывам к свободному обмену мнениями между людьми и организациями, имеющими разные точки зрения на пути развития общества?

В Китае на этот вопрос отвечает государство. И по своему усмотрению проводит границу между тем, что можно, а что нельзя. Эта программа контроля интернета называется «Золотой щит» (официальное название) или «Великий китайский файрвол». Как это все работает?

«Золотой щит» представляет собой систему серверов, соединяющую китайских провайдеров с международными системами. Она-то и осуществляет фильтрацию интернет-контента. Таким образом, китайские власти ограничивают доступ граждан к целому ряду популярных сервисов, таких, например, как Facebook, YouTube, Instagram, Twitter и Wikipedia. Кроме того, иностранные поисковики (среди которых Google, Yahoo и Bing) фильтруют результаты поисковой выдачи. Фильтрация веб-страниц происходит по ключевым словам, связанным с госбезопасностью, а также по черному списку сайтов.

Но и это еще не все. В Китае намерены ограничить доступ рядовых пользователей к открытой части интернета путем блокировки работы VPN-сервисов (Virtual Private Network – виртуальные частные сети), позволявшие легко обходить ограничения на использование сети. Такое распоряжение руководство Китая отдало ведущим государственным интернет-провайдерам страны – China Mobile, China Unicom и China Telecom. Вместе с тем, представители крупного международного китайского бизнеса смогут продолжать пользоваться услугами VPN-сервисов при условии регистрации подобных соединений в соответствующих органах государственной власти.

Интернет и простой китаец

Однако в Китае пошли дальше простых ограничений всемирной сети и используют интернет-технологии в социальной инженерии. Так как же интернет влияет или скоро будет влиять на жизнь «простого китайца»? Речь идет о системе «социального рейтинга», которая была анонсирована правительством еще в 2014 году. Вопрос информационной безопасности здесь – один из многих, но далеко не самый важный. Суть в другом.

Основная цель внедрения системы – «построение гармоничного социалистического общества». Главная ценность такого общества – честность, которая должна проявляться во всем, от поведения в интернете до почитания родителей. Чтобы развить это качество в народе, каждому гражданину Китая система будет присваивать рейтинг. За отсутствие нарушений закона, полезную общественную деятельность и, скажем, своевременную выплату кредитов, будут начисляться баллы. За проступки разной степени тяжести – вычитаться. Если балл «непроходной», жизнь превратится в мучение. Эту систему поддерживает Alibaba, на уступки властям готов идти и Facebook.

В сентябре этого года правительство КНР опубликовало уточненный перечень санкций, которым будут подвергаться обладатели низких рейтингов. Не будем их перечислять. Но выглядит весьма внушительно. Вплоть до отказа работы в госучреждениях и лишения прав на соцобеспечение. В полном объеме это все должно заработать в 2020 году.

Как на это смотрит мир

А никак. Дело в том, что китайский рынок очень важен для крупнейших международных корпораций. Ведь его IT-сегмент, по оценкам экспертов, составляет 340 млрд долларов. И продолжает расти.

Трамп не случайно утверждает, что предполагаемые таможенные пошлины на импорт высокотехнологичной китайской продукции, будь то бытовая техника, гаджеты, компьютеры, обусловлены, якобы тем, что Китай нелегально использует американские разработки. Может так, а может, и нет. Ведь Китай уже давно разрабатывет и собственную элементную базу, и собственные технологические платформы, которые уже не уступают американским, а в чем-то их и превосходят.

Так что, на примере Китая, можно сделать вывод: ограничение на использование Интернета напрямую не связано с ростом экономики страны и темпами ее технологического развития.

Крупнейшие в мире интернет-магазины с многомиллиардными объемами продаж и компании, такие как «Alibaba» и «Huawei» владеют самыми передовыми цифровыми технологиями и прекрасно живут. Несмотря на все китайские ограничения. И не только за счет китайского, но и мирового рынка.

По данным экспертов объем рынка китайской интернет торговли составляет более 2 трлн долларов. По официальным данным, более 200 тыс. компаний работают в сегменте трансграничной интернет торговли.

Для сравнения, в России объем этого рынка – 700 млрд руб., включая ту же трансграничную торговлю. Как говорится, почувствуйте разницу. И эти цифры относились к периоду, когда в Китае ограничения на Интернет действовали вовсю, а в России их еще не было.

Как это согласуется с распространенным тезисом о том, что страны, вводящие ограничения в области обмена информацией, окажутся за бортом современной цивилизации и их «сожрут» более прогрессивные соседи?

Почему ограничения интернета не влияют на рост китайской экономики? Где же тут свободный рынок, который, как недавно всем казалось, является панацеей от всех невзгод?

Кажется, современная цивилизация вступает в следующий этап своего развития, в котором прежние базовые ценности будут пересматриваться.

Что в итоге

Об ограничениях Интернета в России было уже много чего написано. В том числе, и в нашем издании. Но эти статьи касались конкретики. Где и что запретили, могут ли быть эффективными эти запреты, какое влияние они могут оказать на экономику. И так далее.

Например, в ночь на 27 апреля произошла блокировка IP-адресов Фейсбука, «ВКонтакте», «Яндекса», «Одноклассников» и Twitter. Ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) Владимир Васильев заявил, что «в ближайшее время необходимо обеспечить восстановление доступа сотрудников российских научно-образовательных учреждений к необходимым им сервисам, пострадавшим в результате действий Роскомнадзора, дабы предотвратить катастрофические последствия сложившейся ситуации для будущего России». В том же ключе высказался и экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин, который отметил, что блокировка интернет сервисов противоречит предложенной президентом Путиным программы создания «цифровой экономики». Добавим еще, что по расчетам экспертов Сколково, блокировка только Telegram обойдется российским компаниям в 1 млрд долларов, а зарубежным – в 2 млрд.

Немного о другом

Но мы в контексте китайской темы хотели бы поговорить сейчас немного о другом. Вот смотрите. С одной стороны органы государственной власти, особенно в странах с авторитарными режимами, хотят держать все под контролем. С другой стороны, современные информационные технологии, предполагающие возможность свободного обмена информацией, считаются необходимым условием развития любой страны. Но пример Китая опровергает все эти тезисы.

Ответ, наверно, состоит в том, что понимается под термином «свободный обмен информацией». Если речь идет о бизнесе, науке, отчасти культуры, от части прямого общения людей – то, наверно, да. А когда о политике – тогда нет. Так, по крайней мере, давно уже считает Китай. И пока не прогадывает. Россия, похоже, начинает двигаться тем же путем.

Президент Путин в последнее время постоянно говорит о необходимости создания «цифровой экономики». А экономика – это не только государство и бизнес. Это, прежде всего, простые люди. От них все зависит в конечном итоге. Поэтому они тоже должны жить в «цифровом мире».

Не случайно, во время своей инаугурационной речи в Кремле Владимир Путин назвал основой для развития России свободное гражданское общество. Отчасти действия Роскомндазора, воюющего с Telegram, помогают ему крепнуть: митинг против блокировки Telegram в Москве собрал 30 апреля 12 тыс. человек. 13 мая заявлен еще один митинг – на 5 тыс. человек. Много это или мало для России? В Telegram ли дело, но, согласно опросу ВЦИОМ, 64% россиян не важна судьба мессенджера. Возможно, и свободного Интернета в целом.

Сергей Егорушкин

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more