В реабилитации отказано. Почему банки не хотят исключать россиян из «черного списка»
После запуска механизма, который исключает банковских клиентов-отказников из черного списка, появились новые проблемы. Чтобы не ввязываться в утомительный процесс реабилитации, банкиры просто отказывают клиентам, не сообщая об этом в Росфинмониторинг. Как пишет «Коммерсант», сам клиент тоже не знает о своем статусе. Все это приводит к тому, что прояснить ситуацию можно только «опытным путем», например, попытаться провести операцию, либо попробовать открыть счет в других банках. Если в «черном списке» есть данные клиента, то ему будет отказано во всех случаях. И это с учетом того, что после каждого отказа придется проходить так называемую «процедуру реабилитации».
Проще отказать, чем исключить
Как сообщает «Коммерсант», сам механизм двухуровневой реабилитации клиентов (для исключения из «черного списка»), которые получили отказ от банка, начал работать в полной мере во второй половине апреля. Однако здесь появились новые сложности. Те, кому было отказано, стали активно направлять в банки запросы об их исключении из списка, чтобы в конечном итоге дойти до межведомственной комиссии, которая была организована при ЦБ.
Со своей стороны банки, чтобы обойти хлопоты реабилитации, пошли на хитрость. Как рассказал один из собеседников издания, после поступления подобных запросов, банкиры все чаще отказывают, «не доводя дело до официального оформления включения в черный список через Росфинмониторинг». Все это приводит к тому, что реабилитация просто напросто не работает.
Издание поясняет, что по факту получаются «недоотказы». И они нигде официально не фиксируются, по одной причине: практически все клиенты не настаивают на документальном закреплении отказа. С другой стороны, у банка есть право не объяснять клиенту, что он сделал неправильно, как исправить ситуацию и так далее. И вот этим «правом» банки активно пользуются, чтобы поскорее расстаться с «подозрительным гражданином». Все это приводит к тому, что на сегодняшний день в крупных банках с большой розницей доля полноценных отказов с сообщением в Росфинмониторинг не превышает 0,01% от общего количества отказов.
Банковский тупик
«Гражданину, которому отказало сразу несколько банков, если он захочет добиться исключения из черного списка, придется проходить реабилитацию в каждом из них», – поясняет сопредседатель комитета по вопросам противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма Ассоциации российских банков Алексей Тимошкин.
Еще один собеседник «Коммерсанта», партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко, считает, что на сегодняшний день выяснить, говорит ли отказ банка клиенту о том, что он был внесен в «черный список» по 115-ФЗ, или банк руководствовался «некими собственными соображениями и внутренними регламентами, или усмотрел наличие признаков сомнительности операций, не информируя при этом Росфинмониторинг», невозможно. «Можно, конечно, обратиться в банк за разъяснениями, но далеко не всегда это приносит результат», – добавляет эксперт.
По словам источников «Коммерсанта», «разрулить» эту ситуацию могли бы Центробанк и Росфинмониторинг, в ведении которых находится официальный «черный список». Но, как прокомментировали ситуацию представители названных организаций, российское законодательство подобный порядок взаимодействия не предусматривает. Кроме этого, как заявил собеседник издания из Росфинмониторинга, добросовестная кредитная организация, не нарушая 115-й федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», должна предоставлять в ведомство всю информацию об отказах.
Также, как напоминает «Коммерсант», списки, где обозначены «сомнительные клиенты», получившие ранее отказы в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении этого закона, Центробанк рассылает кредитным организациям, начиная с июля 2017 года.
Написать комментарий