Величие человеческого духа. Что Стивен Хокинг рассказал нам о космосе и человеке
Есть всем понятные открытия и изобретения, менявшие наш мир. Вот, скажем, электрическую лампочку изобрели – как бы мы без нее жили? Или паровоз, самолет, еще что-нибудь в том же роде. Здесь все понятно: заслуженными людьми были эти изобретатели, огромную пользу человечеству принесли. А вот физики-теоретики, от них какой прок? Только деньги тратят: сколько миллиардов в Большой адронный коллайдер вложили! И во сколько его работа обходится? Ни одна страна в одиночку не потянет – сбрасываются всем миром.
Кому и зачем это надо
«Нам не дано предугадать, чем слово наше отзовется» – писал поэт. Так и здесь. Вот Эйнштейн со своей теорией относительности (Специальная и Общая – СТО и ОТО). Какая с них польза была? Никакой. Это сейчас во всяких GPS все эти результаты столетней давности нашли свое практическое применение. Для увеличения точности определения местоположения и скорости движения объекта, на котором установлен GPS-навигатор. И не просто – увеличения точности. Без СТО и ОТО вся эта система не могла бы работать в принципе! Так что едете в своей машине, летите в самолете, пользуетесь карманным GPS-навигатором – вспоминайте старика Эйнштейна.
А во времена жизни ученого? Ему же за теорию относительности – одну из величайших физических теорий XX века, даже нобелевскую премию не дали – мол, не было на тот момент ее экспериментальных и наблюдательных подтверждений.
Квантовая физика
Ее основы были заложены тогда же, в начале XX века. Этим делом много людей занимались – Планк, Бор, Шредингер, Гейзенберг, Паули, Дирак, Де Бройль, Фейнман – да всех и не перечислишь. Эйнштейн тоже, кстати, к этому руку приложил, за что свою «нобелевку» и получил. Да и наши нобелевские лауреаты – Ландау, Прохоров, Басов, Абрикосов, Алферов – они за это же. Но тогда никому, кроме самих ученых, это было неинтересно и не нужно. Но, благо, коллайдеры они не строили. Так, сидели на бумаге что-то писали. Или мелом на доске. Их и терпели – дешево обходились. Ненужная, конечно, вещь. Но науку поддерживать надо. Так уж заведено.
И что теперь? Вся современная электроника, в том числе, окружающая вас бытовая, существовать бы без этих исследований не могла. И не было бы у вас мобильных телефонов и прочих гаджетов. И рентгена не было бы, и томографов, электронных микроскопов, лазеров. И атомной энергетики и атомного оружия, «на котором стоит и стоять будет великая Россия». А на чем ей еще стоять?
Все повторяется
Время идет, а все повторяется. Вот намедни умер Стивен Хокинг, удивительный человек и один из величайших физиков и математиков сегодняшнего мира. Об этом писали все СМИ. Что так они к ученому интерес проявили? Мало ли нобелевских лауреатов поумерало? И ничего. А у Хокинга и «нобелевки» не было. По тем же основаниям, что у Эйнштейна за теорию относительности – нет достоверных экспериментальных подтверждений его теоретических результатов.
Что сделал Хокинг
Хокинг занимался космологией. Наукой практически сугубо теоретической. А он и был теоретиком. Теория «Большого взрыва» (возникновение нашей вселенной), «черные дыры и их квантовое испарение». И прочие такие же странные и далекие от повседневной жизни вещи.
И сделал очень много. Он оказался, наверно, одним из первых ученых, кто попытался внедрить в космологию квантово-механический подход. И это, наверно, одна из его главных заслуг.
Тут вот в чем дело. Гравитация, которая управляет жизнью нашей солнечной системы и всей вселенной в глобальных масштабах, не стыкуется с квантовой механикой, описывающей жизнь элементарных частиц и атомов, из которых вся эта вселенная (по крайней мере, известная нам ее часть) и состоит. Вот никак не получается. Это – одна из самых глобальных проблем современной теоретической физики. О темной материи и темной энергии, говорить не будем. Потому что никто не понимает, что это такое.
Долгие годы на эту нестыковку ОТО и квантовой физики все так немного закрывали глаза. Мол, вселенная – это одно. А вся эта квантовая «мелочь» – другое. Живут по разным законам – ну и ладно. У нас, вон, тоже люди по разным законам живут. Одно с другим не связано.
Так вот Хокинг показал, что связано и очень сильно. Его теория квантового испарения «черных дыр», принятая сейчас во всем физическом мире, это наглядно подтвердила.
Он являлся лауреатом более тридцати престижных международных научных премий, заведовал кафедрой математики в Кембридже, основанной, кстати, самим Ньютоном.
Но вот вопрос: а кому все это интересно, кроме узкого круга физиков-теоретиков? Почему Хокинг стал такой «медийной» персоной, что его смерть всколыхнула информационное пространство во всем мире?
Чем был интересен Хокинг
Этому есть две причины. Во-первых, он был выдающимся популязатором науки. Его книга «Краткая история времени», посвященная проблемам возникновения нашей вселенной и другим, таким же далеким от повседневной жизни вещам, стала мировым бестселлером и была переведена на множество языков (в том числе, на русский). Казалось бы, никому из прагматичных граждан нашей планеты это не должно было быть интересным. Но вот же стало! Что внушает оптимизм. Страсть к пониманию мироустройства осталась жить в людях.
И второе. Это потрясающая история преодоления себя. Уже в начале 60-х годов прошлого века у 21-летнего студента Оксфорда Стивена Хокинга начались проблемы со здоровьем. Врачи поставили неутешительный диагноз – так называемый « боковой амиотрофический склероз», с которым люди больше 2-3 лет не живут. И оказываются прикованными к инвалидным коляскам.
Как писал сам Хокинг, этот диагноз и сподвигнул его заняться теоретической физикой – можно в инвалидном кресле сидеть и формулы писать. Так что человечеству повезло. Появился великий физик-теоретик. Хотя ему, будущему великому ученому, такой судьбы, наверно, не хотелось.
Те 2-3 года, обещанные врачами, к счастью, растянулись надолго. На 55 с небольшим лет. Но в инвалидную коляску сесть пришлось. И полный паралич. Работал только указательный палец на правой руке. После воспаления легких и сделанной ему трахеостомии в 1985 году, он утратил возможность говорить. Компания Intel разработала для него специальное устройство, позволяющее набирать на клавиатуре текст, который сразу же передавался на звуковой синтезатор. Ученый смог «говорить» и общаться с людьми. Но дальше стало еще хуже.
Палец перестал работать. Подвижность осталась лишь в мимической мышце щеки, напротив которой был закреплен специальный датчик. С его помощью физик управлял компьютером, позволяющим ему общаться с окружающими.
Занимаясь космологией, Хокинг страстно мечтал побывать в космосе. Мечта его не сбылась, точнее, сбылась лишь частично. В 2007 году он совершил полет в невесомости на специальном самолете Boeing 727. Не космос, конечно, но все же невесомость.
Хокинг очень многое сделал для науки, для понимания того, как устроен наш мир. Но главная его заслуга все же не в этом. А в том, что всей своей жизнью он показал величие человеческого духа, который может преодолеть даже, казалось бы, невозможное.
Написать комментарий