Си навсегда. Почему несменяемый лидер в Китае и России – не одно и то же?
В китайской политике происходят, кажется, большие перемены. На последнем пленуме ЦК КПК (Коммунистическая Партия Китая) было предложено внести поправки в действующую конституцию страны. Главная из них – отмена положения о том, что китайский лидер должен переизбираться не реже, чем раз в 10 лет. То есть, отсидел два положенных пятилетних срока – и на покой.
Так что происходит в Китае
А могли бы и по нашему пути пойти – увеличить срок пребывания у власти до 6 или, скажем, 7 лет. А там, как получится. Но нет, решили все поменять кардинально. И правильно. Точки над «i» надо сразу расставлять. Пожизненно, так пожизненно.
Но не все так просто в Поднебесной. Конечно, товарищ Си (Си Цзиньпин), занимающий сейчас все высшие посты в китайском руководстве (Генеральный секретарь ЦК КПК, Председатель Китайской народной Республики, Председатель Центрального военного совета КНР), уходить никуда не хочет. А кто бы хотел? Вот у нас Владимир Владимирович тоже мужественно стоит на посту. Чувствует свою ответственность перед страной. Ведь кто же, как не он?
Но Китай – это Китай. И надо понимать, что КПК и все что под ней стоит – это очень не простая структура, где при всей действующей «вертикали власти», существует масса «подводных течений». И сформировавшаяся в последние 20-25 лет китайская элита, оказалась совсем не однозначной.
Немного истории
Здесь придется вернуться к истории, впрочем, относительно недавней. Вот чем был Китай при Мао? Развалюха полная. По всем параметрам – и экономическим, в том числе. А потом, вскоре после смерти Мао и свержения так называемой «банды четырех», вернулся в большую политику Дэн Сяопин. Он формально никогда не был руководителем страны, а скорее таким «серым кардиналом», который, однако, принимал все основные решения. А в СССР тогда началась Перестройка, к которой Дэн относился очень негативно. В том числе и к советскому лидеру Горбачеву. Дэн был очень жестким и авторитарным политиком – одна площадь Тяньаньмэнь и то, что там произошло, чего стоит.
Но одновременно с подавлением всякого «инакомыслия» в Китае началось развитие бизнеса. Вначале малого. Историки говорят, что это во многом было связано с тем, что Дэн в середине 20-х годов учился в СССР, и политика НЭПа, приносившая реальное благополучие простым людям, произвела на него, молодого коммуниста, неизгладимые впечатления. Вот и решил он реализовать все это дело в Китае. А потом пошло-поехало. Стала развиваться «большая экономика». Первоначально, она была экспортно ориентированной. Дешевая рабочая сила. Плюс жесткие гарантии государства по поводу условий работы на территории страны зарубежных компаний. А потом получилось то, что получилось.
Сейчас Китай – вторая экономика мира (после США), и останавливаться на этом не собирается. Тем более что уже по целому ряду отраслей Китай «впереди планеты всей». Причем это касается и науки, и области высоких технологий. Времена, когда китайцы приглашали к себе западные компании в специальные экономические зоны и просто производили товары по чужим технологиям, давно канули в Лету. Нет, все эти производства остались. Но сейчас страна становится одним из технологических лидеров всего мира.
Китайская экономика демонстрирует самые высокие среди «больших» экономик мира темпы роста – от 6-7% в год. Хотя проблем, конечно, тоже хватает. Основная из них – огромный разрыв в развитии юго-восточных и северо-западных территорий. Именно поэтому сейчас в Китае национальным проектом объявлено строительство транспортного коридора в Европу («Новый шелковый путь»), который позволит сделать экономически эффективным развитие промышленности на северо-западе страны.
Так почему при всей этой благости Китай собирается изменять конституцию (никто не сомневается, что это будет сделано) и оставить товарища Си на фактически пожизненное правление?
Издержки роста
Дело в том, что за последние 30 лет выросло новое поколение китайцев. Речь идет и о чиновниках, и о бизнесменах. Их дети поехали учиться за рубеж, полностью адаптировались к западной жизни. И, получая деньги от родственников с исторической родины, стали обустраивать там свой бизнес и свою жизнь. И обустроили. Так что Китай им оказался, в общем-то, и не нужен. Ну, ностальгия мучает, наверно, иногда, а вот чтобы о родине порадеть – это нет.
Плюс к этому, китайский бизнес активно осваивает мировой рынок, инвестируя средства в различные производства. Эта интернационализация приводит к тому, что происходящее в Китае отходит у владельцев зарубежных компаний на второй план. При этом понятно, что жить под присмотром государства, которое в любой момент может все с тобой сделать, или быть абсолютно свободным человеком – две большие разницы. Вот и «летят перелетные птицы». И если ситуацию как-то не изменить, то развитием страны скоро заниматься будет некому. Все лучшие кадры окажутся «там». Со своими деньгами, опытом и умениями.
Что-то делать надо. И в КПК это понимают. Отказаться от монополии на власть китайские коммунисты не хотят. Значит, нужны какие-то перемены. А их, вот просто так, в один день, не сделаешь. Время нужно. И не только время, но и «твердая рука». На роль которой, похоже, и претендует товарищ Си.
Получится из этого что-нибудь? Трудно сказать. Ведь здесь есть одно фундаментальное противоречие. С одной стороны, такой вот авторитарный (а к тому дело и идет) лидер стране нужен. Тем более, для осуществления таких амбициозных проектов развития, как «Новый шелковый путь». С другой стороны, от этого авторитаризма элита страны и бежит, причем ее лучшая часть.
Российские аллюзии
Но вернемся к России. Не находите ли вы, прочитав этот текст, что у нас с нашим соседом есть много общего?
Огромные территории, часть из которых крайне плохо освоены. У Китая, как мы говорили, весь северо-запад. У нас – все, что за Уралом, за исключением отдельных городов и созданных там производств. Да и на европейской части зачастую не лучше.
Китайская элита смотрит на Запад. А у нас? Где учатся дети нашего «высшего общества»? Где оно покупает себе недвижимость? Куда переводит свои денежные средства? Да, сейчас они понемногу возвращаются в страну. Но, судя по всему, не по разрекламированной программе «амнистии капиталов», а в силу страха перед американскими и евросоюзовскими санкциями. Вон, Керимов как во Франции попал. Хотя и сенатор.
Насколько крупный российский бизнес зависит от его отношений с государством? А полностью. Это ни для кого не секрет. Поэтому все большая часть российской экономики оказывается в руках государственных компаний. А в Китае? Там не совсем так. А почему? Там рациональный подход к экономике. И тоже думают они о величие Китая. Но, похоже, собираются достигать этого иным путем, чем сегодняшняя Россия.
А теперь почувствуйте разницу
Си Цзиньпин, как мы уже говорили, думает о стране. Наш тоже о стране думает. Но, похоже, думают они немного в разные стороны. Вот выступил тут, намедни, Владимир Владимирович с посланием к Федеральному собранию. Народу много пригласили. Даже мероприятие в Манеж перенесли, чтобы гости, в том числе и журналисты, разместиться смогли. И что было главным и самым важным? Нет, не программа развития страны. А то, какие новые виды оружия мы, вроде как произвели, или производим. Причем речь шла о стратегических ядерных вооружениях. С кем воевать-то собрались? И не пора ли не о войнах подумать, а о стране и ее народе. Вот такие перспективы у нас на ближайшие шесть лет. Везет же китайцам!
Написать комментарий
какую ересь я сейчас прочитал