Путин предложил избирателям новую гонку вооружений. Зачем президенту понадобился прием в духе Северной Кореи
Послание Федеральному собранию президента Владимира Путина возродило неотъемлемый элемент «холодной войны» с Западом – гонку вооружений. Зачем президенту понадобилось углублять конфликт?
Проект рая в шалаше
Послания Владимира Путина Федеральному собранию, как его же «прямые линии» с народом, принято пересчитывать: «напутствие» от 1 марта 2018 года было 14-м по счету. В нарушение закона его перенесли с конца прошлого года на начало весны, поближе к президентским выборам 18 марта. И говорил в нем действующий и будущий президент не о планах на предстоящий год, как это предусматривает формат, а о достижениях современной России по сравнению с показателями СССР (!) и бесконечных «необходимо», «надо» и «следует» на ближайшие шесть лет, то есть формально на свой четвертый срок.
Если среди избирателей Путина есть те, кто задумывается об экономических реформах и рассчитывал услышать от него твердое заверение, что они будут проведены, он их сильно разочаровал: жизненно необходимая модернизация для страны если и будет запущена, то в ситуации близкой к коллапсу. Пока же Путин пообещал россиянам в два раза увеличить расходы на здравоохранение, строительство и ремонт автодорог, пространственное развитие страны. В полтора раза нарастить рост ВВП на душу населения и объемы строительства жилья. В 1,4 раза повысить расходы на демографическое развитие и в 1,3 раза – число занятых в малом бизнесе.
В результате должно произойти снижение доли государства в экономике (?), повышение качества жизни, вхождение России в клуб стран «80+» (продолжительность жизни в развитых странах) и сбалансированное развитие регионов.
Но за счет чего? За счет увеличения производительности труда на 5% в год (тут либо со статистикой придется махинации устраивать, либо работников загонять, либо радикально модернизировать производства); привлечения частных инвестиций в экономику (голубая мечта властей); увеличения эффективности государственных расходов (невозможно без системы общественного контроля, которой нет); новых налоговых условий (кратный рост нагрузки на бизнес и на граждан, которые должны будут оплатить расходы на здравоохранение и дороги); низкой инфляции на фоне высоких темпов экономики (высокие темпы нереальны без реформ и цены на нефть на уровне 60-70 долларов за баррель).
Другими словами: если социально-экономические проблемы России решаются столь просто, почему они не были решены хотя бы за прошедшие шесть лет? Путин на это не отвечает и предлагает не сравнивать свои текущие успехи с успехами десятилетней давности – картина затухающей и обращающейся вспять динамики выглядит не выигрышно. Лучше, утрируя, от 1945 года оттолкнуться: и людей в стране прибавилось, и жилого фонда стало больше, и экономика, безусловно, за семьдесят лет выросла.
Однако Путин прекрасно понимает, что количественные и качественные показатели роста экономики и социального благополучия населения, которые ему нарисовали в правительстве и министерствах, избирателю ничего не говорят. Не для того он сказывался больным и отсиживался в Ново-Огарево, чтобы потом кашлять перед Федеральным собранием бессмысленными и оторванными от жизни цифрами, которые все через пять минут забудут. Путинская бюрократия ожидала, что самодержец облечет унылую писанину в указы, наподобие «майских», которые стали его предвыборными обещаниями в 2012 году и – внимание! – не были выполнены на 100%. Но Путин в свойственной ему манере обманул ожидания и пошел ва-банк.
Отсель грозить мы будем Вашингтону
Если то, что скажет президент, было более-менее ожидаемым, то, что он покажет (а Путин теперь не только говорит, но и картинки с видео показывает), не предсказал никто. Послание в общей сложности длилось почти два часа. О социальной политике и семье, постоянно кашляя, Путин говорил примерно десять минут, зато новым видам вооружений посвятил более сорока. Мало кто из чиновников ожидал, что вместо выслушивания очередной порции заведомо невыполнимых указов окажется свидетелем презентации семи новейших систем ядерного вооружения. Причем, несмотря на слова президента, не оборонительного, а исключительно ударного характера.
С этого момента все пошло по северокорейскому сценарию. И главный вопрос по итогу свелся к следующему: почему Путин решил говорить о ядерных ракетах и грозить ими США?
Очевидно, что ядерные боеголовки и ракетоносители не решают проблему существенного технического отставания России. Наилучшая иллюстрация этого – использованная видеографика. Старомодная и убогая, как выяснилось позднее, в демонстрации межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат» она была взята из сюжета «Первого канала» от 2007 года. На видео МБР поражала город Санкт-Петербург в штате Флорида, США. И все бы ничего, только если учесть, что показанное видео было более чем десятилетней давности, а испытания «Сармата» предстоит проводить еще в течение года-двух, и лишь потом ракета встанет на вооружение, – возникают сомнения и относительно всего остального арсенала.
«Это не блеф!» – тем не менее заверял Путин. Но «Сармат» призвана заменить «Сатану» и больших стратегических преимуществ, как считают специалисты, не даст – она будет все так же уязвима для упреждающего удара; ставку нужно делать на большое количество ракет с ядерным зарядом, а не на одну большую, запускаемую из подземной шахты. Однако она намного реальнее, нежели ядерные крылатые ракеты с неограниченной дальностью полета, которых пока никто не изобрел, а если изобретет, столкнется с тем, что такая ракета будет оставлять радиоактивный след в атмосфере по всей траектории полета, или подводные дроны с ядерным зарядом. Естественно, что даже работающих прототипов подобного вооружения у России пока нет.
На разработку как раз и уйдет новый шестилетний президентский срок Путина, а разработка передовых вооружений – это немалые бюджеты. При этом федеральный бюджет и сегодня поделен примерно так же, как время, которое Путин отвел «войне» и «миру» – на мирное развитие не более одной десятой. Вместе с тем перед утверждением гигантских расходов хотелось бы больше узнать о стратегических угрозах, которые эти ракеты должны отразить. Но об угрозах Путин старательно молчит – они предельно абстрактны: не работающая американская ПРО в Европе или только строящаяся китайская. Адекватно ли это оружие им? Дискуссий специалистов мы не слышим.
Борозда Советского Союза
Понятно другое. Поскольку достижения реальной политики ничтожны, Путин решил принять очередной парад новейшего вооружения, но на этот раз виртуальный, явленный как бы из грезы, в которой Россия противостоит США и системе ПРО в Европе. Подтверждая портретные характеристики реваншиста, которые ему до этого приписывали, Путин срывает овации, говоря, что «нас» никто не хотел слушать «тогда» – «послушайте сейчас». Но справедливости ради стоит отметить, что трудно напугать США допотопной графикой, а за всеми реальными испытаниями они тщательно следят и изучают их результаты.
Тем не менее, что остается Путину, уронившему отношения с Западом, по выражению его коллеги Назарбаева, ниже ноля? Он идет на откровенный шантаж и склоняет к переговорам Вашингтон с позиции силы, но требуя при этом от него равноправия. В связи с этим следующие шесть лет Россию с большой долей вероятности ждет продолжение затянувшейся и надоевшей конфронтации, которую диктует глубокая личная обида Путина, оставшегося «не услышанным».
В то же время, основываясь на своих ощущениях, Путин пытается сыграть на комплексах и страхах россиян, расширить свой ядерный электорат за счет демонстрации мнимого военного превосходства. Запущенная ракета «Сармат» в его «предвыборной» программе обгоняет все социально-экономические показатели, уничтожает аргументы статистов на выборах и вытягивает Вашингтон к столу переговоров.
В марте 2018 года Путин еще раз мобилизует Россию милитаристской риторикой, притворяющейся мирным посланием. Он все еще держит россиян во взвинченном состоянии, которое поддерживается с 2014 года. За две недели до выборов он дал убойную дозу адреналина – до дня голосования должно хватить, а там что-нибудь еще найдется.
Как известно, старый конь борозды не портит. Но проблема в том, что борозда эта – Советского Союза, надорвавшегося в гонке вооружений. Накануне выборов Путин искусно продлил пребывание граждан в иллюзии о превосходстве на фоне тотальной разрухи и деградации. Он обеспечил себе победу и дальнейшую демонизацию России на Западе. При этом он представил четкую картину будущего страны. Правда, многим она напомнила «Звезду смерти». Но это уже издержки. Куда без них.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.
Написать комментарий
Путин для России выбрал путь русского чучхе и уверенно пинками загнал ее на эту стезю. Изоляция России от мирового общества и развития цивилизации уже неизбежна. Печально , что народ поддержал Путина в этом действе, и известная сказка про крысолова имеет все шансы воплотиться в быль. Запад опустит железный занавес, а там вы хоть жрите траву и гиперзвуковые ракетные комплексы вместо хлеба, перережьте друг друга от безнадеги, никто уже помощи России не окажет, уже наученные. Закончится все очень просто — ракеты в обмен на хлеб и распад РФ. Ракеты уже никуда не полетят, потому что хлам, а еще их можно поменять на продукты. И да, народ сам привел и посадил в Кремль собственных палачей, дав возможность чиновникам всех рангов убивать и грабить простых людей, насиловать жен и дочерей, мучить в полиции по поводу и без, устраивать секс-оргии и ссать в глаза.