Через тернии к Марсу. Угрожает ли успех Илона Маска российской космической программе?
6 февраля этого года с космодрома на мысе Канаверал стартовала новая ракета «Falcon Heavy» (FH) компании Илона Маска «SpaceX». Прямую трансляцию пуска посмотрели миллионы зрителей по всему миру. Интернет оказался переполнен фотографиям, в том числе из открытого космоса. Это был первый запуск нового носителя, и прошел он достаточно удачно. Отдельные шероховатости были, но главная задача – вывод груза на расчетную орбиту, была выполнена.
Чем вызван такой ажиотаж, ведь полеты в космос давно уже стали обыденной реальностью. Прежде всего, личностью самого Илона Маска – одного из самых талантливых предпринимателей мира, проекты которого завораживают.
Так что же за груз был выведен на орбиту? Им оказался личный электрокабриолет Илона Маска модели «Tesla Roadster». В нем сидел манекен, облаченный в скафандр производства все той же «SpaceX». Автомобиль успешно отделился от ракетоносителя и отправился куда-то в сторону Марса. Почему туда? А потому что организация пилотируемых полетов на Марс – мечта Илона еще с детских лет. Он поэтому в свое время и пришел в космический бизнес. Хотя освоение космоса тогда было уделом государственных структур, так что появление частного космоса – во многом заслуга самого Маска.
И обратите внимание: сама ракета и скафандр являются детищами «SpaceX», а электромобиль произведен компанией «Tesla», также принадлежащей Маску. У последней, кстати, дела сейчас идут неважно. Что ж, после такой рекламы спрос на продукцию «Tesla» наверняка вырастет.
Что такое «Falcon Heavy»
Но вернемся к космической технике. «Falcon Heavy» – это на сегодняшний день самая мощная в мире сверхтяжелая ракета, которая может вывести на низкую околоземную орбиту около 64 тонн полезной нагрузки.
Тут необходимо сделать некоторое пояснение. Чем дальше надо лететь, тем меньше можно взять с собой полезной нагрузки – растет удельный вес необходимого топлива. На орбиту искусственного спутника Земли – одно, на Луну – другое, на пресловутый Марс – вообще третье.
Поэтому «грузоподъемность» ракет сравнивают по универсальному параметру – способности поднять той или иной ракетой полезный груз на низкую околоземную орбиту. Так вот, как говорилось выше, у «Falcon Heavy» – это около 64 тонны. Для сравнения: российский базовый ракетоноситель «Союз-2» выводит на такую же орбиту до 9 с небольшим тонн груза, «Протон М» – 23 тонны, американская «Delta 4 Heavy» – 29 тонн. А тут – около 64. Впечатляет?
Да, но не совсем. Давайте обратимся к истории космонавтики. Американская ракета «Saturn V», созданная для доставки астронавтов на Луну, могла «затащить» на низкую орбиту 140 тонн груза, а советская «Энергия», используемая в проекте «Буран» (аналог американских шаттлов) – 100 тонн. И где они теперь?
Так что, никаких мировых рекордов Маск не побил. Конечно, может быть каждый старт «Falcon Heavy» будет стоить в разы дешевле, чем у его предшественников. Поживем – увидим. Вопрос цены, конечно, очень важен. Но основная проблема в другом. Что и куда этот монстр будет возить? Ведь вся околоземная космонавтика, включая МКС, спутники связи, небольшие спутники шпионы и т.д. прекрасно обслуживается более легкими и дешевыми ракетами. Поэтому такие аппараты как «Falcon Heavy» ей попросту не нужны.
Есть такая расхожая фраза – «спрос рождает предложение». А Маск считает, что все возможно и наоборот. Когда предложение будет рождать спрос. Отсюда и все эти пиар-акции.
Да, слетать на Луну или, тем более, на Марс – святое дело. Только что там делать? Технические возможности совершать такие перелеты есть или скоро будут. Но есть одна, пока неразрешимая, проблема. В околоземном пространстве магнитное поле Земли служит надежной защитой от убийственной для всего живого солнечной радиации. А в открытом космосе этого щита нет. И космонавтам, отправившимся в марсианскую экспедицию, грозит неминуемая смерть, особенно, если во время перелета произойдет всплеск солнечной активности. Знает ли об этом Маск? Конечно, знает. Но его заявления о том, что лет через 15 – 20 люди побывают на Марсе, будоражат воображение и обеспечивают постоянное внимание к деятельности «SpaceX» и ее проектам. Отсюда, в частности, – самый большой в мире портфель заказов на коммерческие пуски. Хотя, конечно, не только в этом дело. По стоимости запуска у Маска все дешевле получается.
И вообще. Маск такой человек. Он любит ставить неразрешимые задачи, а потом их решать. Например, в 2002 году, когда была основана «SpaceX», в ее перспективы никто не верил. Тем более что первые три запуска созданной в «SpaceX» ракеты Falcon – 1 завершились неудачно, поставив под сомнение всю дальнейшую судьбу детища Маска.
Прошло 15 лет. И вот доля «SpaceX» на международном рынке космических запусков составила 45 процентов, доля России – 15 процентов. Так что, не исключено, что через 15 – 20 лет путешествия на Марс состоятся. Но полетят туда не люди, а роботы. И сегодняшние разработки Маска очень даже пригодятся.
Секреты успеха Илона Маска
Маск не стремиться «урвать» как можно больше денег «здесь и сейчас», а смотрит в будущее. Сбудется оно или нет – кто знает. Но он туда смотрит, а Россия – нет. Но это уже наши проблемы. И вообще, он – подвижник, одержимый идеей создать что-то по-настоящему полезное для человечества. Именно это сподвигло его на уход из IT бизнеса – продать свою платежную интернет – систему PayPal, и вложить заработанные деньги в такие рискованные проекты как «SpaceX» и «Tesla». В его компаниях идет постоянная разработка новых, инновационных инженерных и технологически решений. Может быть, каждое из них «и не бог весть что». Но, собранные вместе, они обеспечивают синергетический эффект и позволяют быть на шаг впереди конкурентов.
Какие же технологические прорывы совершил Илон Маск? Да, в общем-то, никаких. Разве что, «мягкая посадка» разгонных ступеней ракет с целью их последующего использования. Да и то, как посмотреть. Вот Шаттлы были тоже многоразовыми космическими кораблями. И наш «Буран» в своем единственном испытательном полете благополучно приземлился. Причем, в автономном режиме. И, пожалуй, еще одно. Специальных разгонных двигателей для FH не разрабатывалось. Были использованы аналогичные устройства предыдущего поколения ракет серии Falcon – 9, собираемые один за другим, по принципу конструктора Lego.
А вот по бизнесу у него революционные идеи были. В частности, при создании SpaceX, он решил производить все комплектующие у себя – сами ракеты, двигатели к ним, компьютеры со всем программным обеспечением и прочую «авионику». А то вот говорят, что вся современная экономика построена на принципе «разделения труда» – мол, что умеешь, то и делай, а в «чужой огород» не лезь. Все равно, ничего не получится, а у этого – получилось.
А что стоит его, на сегодняшний день, провальный по финансам проект создания электромобилей (компания «TESLA»). Сколько денег было вложено? Результат – самые большие убытки за всю историю компании – на уровне 675 млн долларов в четвертом квартале прошедшего года. Но «курилка» Маск не унывает. Верит, что за этим (электромобилями) будущее. А если и не получится, то разработанные технологии найдут применение в других проектах.
А та самая вакуумная труба (проект «Гиперпетля» или Hyperloop), – «пятый элемент», в смысле пятый вид наземного транспорта после поездов, самолетов, автомобилей и пароходов. Когда Маск предложил его в 2013 году, над ним откровенно смеялись. А сейчас, спустя 4 года, опытно-конструкторские разработки «Гиперпетли» ведутся уже во многих странах мира.
А идея заменить самолеты на ракеты, для организации перевозки пассажиров между разными точками земного шара?
Складывается впечатление, что на примере Маска мы имеем принципиально новый подход к ведению большого бизнеса. Ведь речь идет не о маленьких и хилых стартапах. Это – многомиллионные вложения практически в никуда с точки зрения обычного бизнесмена. И это не венчур, когда инвестор вкладывает деньги в какой-либо рискованный проект, и, сложив лапки на груди, сидит и ждет, что из этого получится. Или не получится.
Маск, будучи, помимо прочего, блестящим инженером, сам лично занимается реализацией своих проектов. Это, помимо, решения бизнес-задач.
И тут вопрос возникает. А способен ли, в принципе, какой-нибудь чиновник сделать что-то подобное. У него есть для этого квалификация и долгосрочная мотивация? А если нет, то может ли наша страна, где всем управляют вот такие «современные менеджеры», противостоять всем этим новым технологическим вызовам. Даже в такой родной для нас сфере, как космос.
А что же в России
Когда-то космос был «наше все». Что происходит сейчас? Мы уже говорили, что 2017 году доля «SpaceX» на международном рынке космических запусков (различные модификации ракеты Falcon – 9) составила 45 процентов, доля России – 15 процентов. В текущем году Маск обещает захватить уже 60% рынка.
А что же Роскосмос? Недавно он решил заморозить проект пилотируемых запусков нового космического корабля «Федерация» посредством тяжелой ракеты-носителя «Ангара» с космодрома Восточный. Потому, наверно, что первый старт тяжелой модификации «Ангары» намечен сейчас на 2020 год (сам проект «Ангара» начал разрабатываться аж в 1995 году). А Маск жаловался, что с начала работы над «Falcon Heavy» до первого запуска этого носителя, прошло целых семь лет, т.е. более чем в три раза меньше чем у «Ангары». Вот тут и конкурируй с ним.
Соответственно на неопределенный срок отложилась реализация Лунной программы, для которой и создавалась упомянутая выше «Федерация».
Зато объявлено о разработке новой ракеты сверхтяжелого класса – КРК СТК, которая сможет выносить на низкую околоземную орбиту до 90 тонн груза. Таков вот «наш ответ Чемберлену», в смысле Илону Маску.
Обойдется это удовольствие в 1,5 трлн руб. Если это перевести в доллары по сегодняшнему курсу, то получится примерно 24 млрд. А Маск затратил на все про все 500 мнл, то есть примерно в 50 раз меньше.
Но Россия – богатая страна. Так что 1,5 трлн – это не деньги. И потом, 1,5 трлн – это по сегодняшним оценкам. А во что эта затея на самом деле обернется – никто не знает. У нас стоимость всех проектов неуклонно растет по мере их реализации. Так и видится, как сидят люди в Роскосмосе и потирают потные ручонки в ожидании манны небесной, в смысле бюджетных денег.
Испытания ракеты пройдут не раньше 2028 года. И будет ли она кому-нибудь тогда нужна? Тем более что цели ее разработки не обозначены. Но до 2028 еще далеко. А там, глядишь, «или падишах помрет, или ишак околеет».
Проект КРК СТК был запущен по личному указу Владимира Путина. Вице-премьер Дмитрий Рогозин, отвечающий за космическую отрасль, отметил, что у ряда специалистов были сомнения в целесообразности создания такой ракеты. Но, добавил он, «было принято волевое решение». И то верно. А то какой-то там Маск на наши исконные космические приоритеты претендует. Покажем, супостату, что мы тоже «не лыком шиты».
Так что, стоит задуматься. Нужен ли нам этот космос? Может, будем нефть и газ добывать. Это у нас как-то лучше получается.
Написать комментарий
Бред