«Довольно глазеть на труп». К чему ведут разговоры о теле Ленина на Красной площади
Как правило, два раза в год российская общественность возвращается к разговору о Владимире Ленине: перед днем его рождения в апреле и ближе к очередной годовщине Октябрьской революции. И каждый раз повод для разговора один и тот же: пришло ли время похоронить его мумифицированное тело или общество до сих пор не готово?
К столетию революции
К круглой дате, столетнему юбилею Великой Октябрьской социалистической революции, дискуссию о Ленине начала кандидат в президенты «против всех» Ксения Собчак. Она обратилась к старой и символически важной теме неспроста: в отсутствие политической и экономической программы, Собчак продолжила дело своего отца, мэра Санкт-Петербурга, уговаривавшего президента Бориса Ельцина похоронить Ленина в начале 1990-х, и запустила разговор о подведении исторических итогов продолжительной эпохи в жизни страны.
По этому же вопросу неожиданно высказалась председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она отметила, что нельзя «идти напролом» и «ломать через колено», поскольку «еще один очаг противостояния стране не нужен». Вместо этого она предложила провести референдум, который, как она оговорилась, «будет не сегодня и не завтра».
«Довольно глазеть на труп Ленина», – более решительно выступил в Instagram глава Чечни Рамзан Кадыров. «Неправильно, что в самом сердце России, на Красной площади, стоит гроб с мертвым человеком», – отметил политик. Он также высказался за захоронение черепа Хаджи-Мурата, который на сегодняшний день находится среди экспонатов Музея антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге.
Поддержала чеченского лидера депутат Госдумы Наталья Поклонская, которая ранее сравнивала Ленина с Гитлером, называя его «злом» и отстаивая честь Николая II. «Смотреть на труп в центре столицы — это по меньшей мере не гуманно и не по-человечески», – написала в своем Фейсбуке депутат Госдумы.
Защитить Ленина от внезапных нападок оказалось почти некому. «Трагично для страны, когда появляются Ксении и им подобные, которые не уважают волю великой страны», – заявил Зюганов, не ответивший прямо ни Кадырову с Поклонской, ни более уважительной к чувствам коммунистов Матвиенко. В Кремле постарались дистанцироваться от обсуждения и оценок. Сегодня, по словам пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, захоронение Ленина «не является темой повестки дня кремлевской администрации».
Хотя не так давно демократы во власти пытались сдвинуть вопрос с мертвой точки. Первый глава администрации президента при Путине Александр Волошин в свое время прорабатывал возможность захоронения тела Ленина. Но тогда, в начале 2000-х, еще не оформилась система путинской власти, и коммунисты представляли определенную силу. Довести дело до логического конца не удалось.
«Зачем же его трогать?»
Однако с тех пор КПРФ перестала быть реальной политической силой, а общественное мнение сильно изменилось. Весной этого года, по данным опроса Левада Центра, 58% россиян выступили за захоронение вождя мирового пролетариата, причем большинство – 31%, предлагают похоронить его рядом с его матерью, на Волковском кладбище Санкт-Петербурга, а не у кремлевской стены.
Таким образом, если последовать предложению Матвиенко и провести референдум, Ленина, скорее всего, большинством голосов предадут земле (государственный ВЦИОМ фиксирует 63% сторонников такого решения). Однако технически его никто отдельно проводить не будет. Другое дело, пристегнуть важный вопрос к выборам, например, президентским. Это был бы один из способов повысить явку, если бы тема была животрепещущей, однако она давно выдохлась.
Тем не менее в Кремле помнят ее как болезненную и острую еще в недавнем времени. За 17 лет граждане убедилась, что Путину Ленин «не мешает». «Зачем же его трогать?» – спрашивал он у премьер-министра Михаила Касьянова. Позднее президент публично пояснял свою позицию опасениями «разделить» общество. «Пока я здесь сижу, никакого варварства на Красной площади не будет», – якобы сказал он Зюганову при личной встрече. И даже если слово «варварство» принадлежит самому Зюганову, общий смысл фразы вряд ли сильно искажен.
Для власти Ленин – одна из абстрактных точек сборки нации, некая объединяющая фигура, один из наиболее известных россиян за рубежом. В то же время он революционер, террорист, могильщик Российской империи, создатель тоталитарной партии и государства. И все это не мешает ему быть положительным историческим персонажем в общественном сознании. Возникающая двусмысленность его образа похожа на шизофрению. Странно и то, что показной суд над КПСС в демократической России все-таки состоялся, хоть и не был должным образом проведен, но забальзамированное тело большевистского вождя так и лежит на центральной площади страны.
Несмотря на убежденность Кремля, Ленин давно не служит идеологической «скрепой» для россиян. Но для власти советские символы нередко становятся источниками легитимности в настоящем. Более того, большинство голосов поддержки власть получает от консервативного электората и пенсионеров, которых не хочет тревожить резкими действиями.
Коалиция либералов и консерваторов
Между тем тело Ленина непроизвольно послужило возникновению политической коалиции Собчак, Матвиенко, Кадырова и Поклонской – людей совершенно разных взглядов, но настаивающих на подведении черты под историей столетней давности.
«То Средневековье, в которое мы проваливаемся сейчас, — это, в том числе, потому, что у нас в XXI веке на главной площади страны лежит труп человека», – заявила Собчак. Однако она не учла, что и захоронение «трупа» может быть проявлением Нового Средневековья: так, например, в Киргизии в это же время по мусульманским обрядам погребли музейный экспонат – мумию женщины I-V веков н.э., которая хранилась в Национальном историческом музее.
Сделали это из соображений чистого суеверия: священнослужители, которые все чаще вступают в конфликт со светской властью, потребовали предать мумию земле, поскольку она источник несчастий страны. История закончилась исполнением шариата, что умиротворило религиозную часть общественности, и отставкой министра культуры, что стало малой компенсацией археологам и научной общественности страны.
Поэтому Ленин на Красной площади не только «пережиток» коммунистической идеологии и советского прошлого, но и своеобразный блок для религиозного Средневековья, признаки которого на Северном Кавказе транслирует Кадыров. Мотивы Собчак и Кадырова в этом смысле диаметрально противоположны.
Но пока на Ленина не нападают религиозные радикалы, он представляет проблему для исторического развития государства. Его тело – олицетворение того, что прошлое страны не проработано, опыт не проанализирован, а выводы не сделаны. Он мешает утверждению новых демократических ценностей и ориентиров будущего развития. «Конец истории» Советского Союза так и не наступил и прошлое мутирует безобразными формами в настоящем.
Закрыть вопрос, по мнению Кадырова, выступающего с лоялистской позиции, должен Путин. Ему возражает Собчак: решение за народом, а не Путиным или Кадыровым (хотя она же обещала в случае своего избрания первым президентским указом похоронить Ленина). И Собчак, безусловно, права насчет важности народного волеизъявления. Проблема только, что ни вопросы общей судьбы, ни даже текущей политики не находятся в руках народа.
Получается дискуссия в вакууме: политически тема Ленина не опасная, скорее, она отвлекает внимание от более насущных вопросов. Но в ее обсуждении уже видна непримиримость прогрессистов и религиозных консерваторов, интересы которых лишь на время случайно совпали.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.
Написать комментарий