«Консервация негативных тенденций». Какой бюджет приняло правительство на 2018-20 годы
Правительство одобрило представленный Минфином проект бюджета на 2018–2020 годы. По утверждению премьера Дмитрия Медведева, бюджет предусматривает выполнение всех социальных обязательств и поддержку отечественной экономики в полном объеме. Каковы основные параметры нового бюджета и будет ли он способствовать развитию экономики страны?
Параметры бюджета
Доходная часть бюджета-2018 предположительно составит 15,2 трлн руб., что примерно на полтора триллиона больше, чем в нынешнем году, и объясняется это, скорее всего, тем, что бочка нефти в этом году стоит в среднем дороже, чем в прошлом. Расходная часть нового бюджета должна составить 16,5 трлн руб., что на 300 млрд руб. больше той суммы, которая закладывалась в бюджет нынешний. Таким образом, рост расходов составит около 2% от объема текущего года. Если исходить из того, что инфляция, как нам обещает Росстат, составит 4%, то мы имеем фактически сжимающийся бюджет. То есть, товаров и услуг со стороны государства в натуральных единицах будет профинансировано меньше. Что довольно-таки странно на фоне многочисленных заявлений чиновников самого высокого ранга о наступившем переломе кризиса и начале роста нашей экономики. Остается предположить, что рост все-таки есть, просто он в новомодной терминологии – «отрицательный».
В 2019 и 2020 годах бюджет планирует получать доходы в размере 15,5 и 16,3 трлн руб., а расходы запланированы в объемах 16,4 и 17,2 трлн руб. соответственно. То есть расходы по-прежнему планируется наращивать на величину ниже инфляции, иначе говоря, фактически сокращать.
Основные расходные статьи принимаемого бюджета – это социальная сфера, оборона и безопасность, а также поддержка экономики. На социалку будет потрачено 4,7 трлн руб. (36% всех расходов бюджета), на оборону – 4,8 трлн руб. (29%), на национальную экономику – 2,4 трлн руб. (около 15%).
Львиная доля соцрасходов приходится на пенсии, на образование и здравоохранение около 600 и 400 млрд руб. соответственно. Значительная доля расходов по этим статьям приходится на внебюджетные фонды и на местные бюджеты, поэтому оценить динамику общих расходов тут сложно.
С начала 2018 года планируется повысить МРОТ до 9,5 тыс. руб. (в настоящее время – 7,8 тыс. руб.), что составит 85% от прожиточного минимума, рассчитанного по второму кварталу этого года. Выровнять МРОТ и прожиточный минимум предполагается с 1 января 2019 года.
Пенсии будут индексироваться, исходя из прогнозов Минэкономразвития по инфляции (3,2% по итогам этого года).
Страховые пенсии со следующего года планируется проиндексировать на 3,7%, социальные – на 4,1%, другие соцвыплаты – на 3,2%. Работающим пенсионерам предложено расслабиться.
Будут в следующем году сокращены расходы по статье «Национальная оборона» с текущих 1,02 трлн руб. до 940 млрд руб., в 2019 и 2020 годах эти траты планируется снизить до 860–870 млрд руб.
По статье «Нацбезопасность и правоохранительная деятельность» расходы немного вырастут – с нынешних 1,27 трлн руб. до 1,3 трлн руб.
Эксперты очень по-разному оценивают такое смещение акцентов в расходах бюджета. Одни говорят, что недопустимо снижать расходы на оборону в обстановке нарастающей напряженности, и с этим трудно не согласиться. Другие обращают внимание на то, что агрессивные действия против нашей страны сосредоточены в области терроризма, киберпреступности и тому подобное. И тут как раз в большем финансировании не оборонка нуждается, а соответствующие спецслужбы. Что тоже справедливо.
Большая часть статей в разделах обороны и нацбезопасности являются закрытыми, оценивать первостепенность тех или расходов по ним, не имея никакой информации, дело досужее.
Финансирование статьи «Цифровая экономика» в бюджете 2018–2020 годов не предусмотрено. Это означает, что не все в руководстве страны «болеют» «цифровой экономикой» и майнить биткоины за государственный счет мы пока не будем.
Продолжаем расти
Поддержка бюджетом экономики страны, по словам чиновников, будет сосредоточена в области «стимулирования частной инвестиционной активности», в расширении льготного кредитования малого и среднего бизнеса, в инфраструктурной ипотеке, во внедрении цифровых технологий и так далее. По мнению многих экспертов, этот бюджет консервирует текущие негативные тенденции в экономике и никакого улучшения не предполагает.
Дефицит бюджета-2018 должен составить 1,3 трлн руб. Это более чем вдвое меньше показателя текущего года. Однако есть плохая новость – затыкать дыру с помощью Резервного фонда целиком не получится. По состоянию на 1 сентября этого года в резервах оставался только 1 трлн руб. В 2018 и 2019 годах планируется использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), там на 1 сентября этого года остаток составил 4,4 трлн руб. Хотя в Минфине божатся, что больше ни-ни, в последний раз, а дальше только наращивать ФНБ будем.
Некоторые эксперты утверждают, что впереди нас ждет еще один проверенный способ покрытия бюджетного дефицита – девальвация национальной валюты.
Массовая приватизация госсобственности как средство пополнения бюджета пока откладывается на неопределенный период с формулировкой «из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры». Видимо «конъюнктура» наладится аккурат после выборов.
Налоги правительство обещает не поднимать, зато увеличит в следующем году акциз на топливо на 1 руб. По расчетам чиновников, это принесет в казну дополнительно 40 млрд руб. Каковы будут потери вследствие роста инфляции, сокращения грузоперевозок, снижения спроса со стороны автолюбителей и в целом от снижения конкурентоспособности экономики от этого повышения, вряд ли кто-то считал.
Большие надежды в борьбе с бюджетным дефицитом Минфин возлагает на внешние и внутренние заимствования.
На внешнем рынке министерство хочет размещать в 2018–2020 года ценные бумаги на сумму 7 млрд долларов ежегодно сроком на 30 лет. При этом в марте этого года в американские трежерис было вложено 13,5 млрд долларов. Последний раз Минфин привлекал средства на внешнем рынке под 4% годовых для десятилетних бондов и под 5,2% для 30-летних. Планируется, что привлеченные средства уйдут на погашение ранее взятых обязательств. По текущим будут внуки расплачиваться.
На внутреннем рынке Минфин желает получить чистый объем заимствований (размещение минус погашение ранее взятых обязательств) в 2018 и 2019 годах по 870 млрд руб., а в 2020 году – 1,3 трлн руб.
Идея с внутренним займом не менее замечательна, чем с внешним. Две трети населения страны экономит на еде, этим людям точно не до инвестиций.
Средний объем покупки физлицами предыдущих выпусков облигаций федерального займа (ОФЗ) составил 1 млн руб., то есть, покупают их в основном состоятельные люди. Реализация гособлигаций происходит через брокерские счета, информация об их приобретении никак не фиксируется налоговыми органами. Другими словами, вся эта затея с ОФЗ служит в основном целям сокрытия доходов, и только во вторую очередь – пополнению бюджета.
У любой страны, которая по размерам больше Монако, основу экономики составляет промышленное производство (паразитарную экономику печатного станка не рассматриваем), а хребтом промпроизводства являются крупные и средние предприятия. По данным Росстата, в 2004 году в стране было более 100 тыс. крупных и средних предприятий. Сегодня их число вдвое меньше – около 50 тыс. В новом бюджете о росте промпроизводства – ни слова, сплошные камлания о поддержке кредитования малого бизнеса, сельского хозяйства (которое нашим-то принято называть только в силу традиции) и об инвестиционной привлекательности.
То есть, все говорит о том, что бюджеты последующих лет будут секвестированными копиями текущего.
Но некоторый позитив по сравнению с предыдущими годами все же имеется. Как сообщает премьер Медведев, в стране наблюдается заметное оживление внутреннего спроса – как потребительского, так и инвестиционного.
Медведев обещает, что «видимый эффект должны дать приоритетные проекты, а также развитие и внедрение цифровых технологий в рамках программы "Цифровая экономика"». И поэтому «инвестиции будут расти быстрее, а среднегодовой рост валового внутреннего продукта, так же как и рост промышленности, превысит 2%. На фоне низкой инфляции постепенно будут восстанавливаться и реальные доходы».
К этому можно добавить, что имеется и еще один серьезный резерв – наш президент отменно щук ловит, будет на чем продержаться. Выживем.
Написать комментарий