РЖД на «Новом Шелковом пути». Как Китай идет в Европу
Китай собирается инвестировать большие средства в создание транспортной инфраструктуры, которая свяжет его с Европейским Союзом. Речь идет о железнодорожном и, возможно, автомобильном сообщении. Где конкретно пройдет эта трасса, пока не ясно – проект находится в стадии согласования. Но Россию он точно захватит – в силу географического положения страны. Зачем это надо Китаю? И что это может принести России? Об этом и поговорим.
Сначала о Великом
У кого-то может возникнуть вопрос: «А откуда в названии проекта слова "Шелковый путь"?» Это история Китая, которую они, китайцы, любят и очень ценят. Где-то во втором веке до нашей эры (кошмар какой-то) сформировался караванный путь из Китая в Европу. Верблюды шли, ослы. Плыть морем было полным безумием. Пройти на утлых суденышках того времени путь через Индийский океан и обогнуть Африку, было просто нереально. А так – потихоньку, полегоньку. Трасса маршрута постоянно менялась – в зависимости от враждебности племен, населявших соответствующие территории. Поэтому ходили то так, то этак.
Почему этот путь назвали «Великим» – понятно. Слишком долгим был маршрут. Особенно учитывая скорость передвижения верблюдов и ослов.
А почему «шелковым»? Потому что возили они в основном шелковые ткани, которые были ноу-хау китайской промышленности тех времен и которые пользовались огромным спросом у европейской знати. Как говорят «злые языки», не только из-за красоты. Дело в том, что многочисленные мошки да вошки не могли зацепиться своими лапками за скользящую шелковую ткань. Вот и падали вниз, не доставляя неудобств своему будущему потенциальному клиенту.
Ну и конечно пряности. Как утверждают историки, одним из самых дорогих и значимых подарком молодоженам в Европе был мешочек обыкновенного черного перца. Дело в том, что холодильников тогда не было. И в теплое время года мясо быстро тухло. А вот посыпанное молоты перцем из этого самого подарочного мешочка – сохранялось намного дольше.
Плюс. Китайские пряности предавали пище особые вкусовые качества.
Вы знаете, почему многие наши туристы, возвращаясь, к примеру, из Финляндии, говорят, как там все невкусно? А потому что финны, в отличие от России и многих других стран, при производстве колбас, сосисок и прочей аналогичной продукции, не используют глюконат натрия – вещество, практически безвредное, но придающее продукту особый вкус. Человек на этот вкус «подсаживается», и аналоги без глюконата не ест. Не вкусно ему. Ну и тогда, в давние времена, подсела постепенно Европа на китайские пряности.
А теперь о Новом
Долго сказка сказывается да не скоро дело делается. Прорыли Суэцкий канал. Корабли более-менее приличные научились строить. И «сдох» Великий Шелковый путь со своими верблюдами и ослами. Морем все грузы стали возить. И чем дальше – тем больше. Сейчас эта транспортная магистраль, связывающая Европу с Китаем, Японией, странами Юго-Восточной Азии и Индией, является, пожалуй, крупнейшей в мире. Про поставки нефти и газа из стран Ближнего Востока, которые идут этим же путем, и говорить не приходится. И все отлажено, как часы работает. Вот ведь благость наступила.
Но история, как известно, развивается по спирали. И вот тут вдруг Китай озаботился строительством нового сухопутного транспортного коридора между ним, Китаем, и Европой. Речь идет, прежде всего, о скоростном железнодорожном сообщении. А это вам не верблюжий маршрут. Это вложения немереные. Это сложные переговоры со странами, по которым этот коридор будет проходить. И много чего еще.
А китайцы – люди прагматичные. Они просто так деньги на ветер бросать не будут. Значит, зачем-то им это надо?
Зачем Китаю все это
Когда Китай превратился в «мировую сборочную фабрику» при Дэне Сяопине, вся продукция построенных Западом сборочных заводов производилась на Тихоокеанском побережье – чтобы потом морским путем ее проще было доставлять в Европу и Америку. Это оптимизацией логистики называется. Ну а дальше пошло-поехало. Если вы посмотрите на карту Китая, то увидите – все мегаполисы, высокоскоростные железные дороги, автомобильные широкополосные магистрали, научные институты, университеты – они все там. А на Западе, Северо- и Юго-Западе страны – по большому счету, все как было, так и есть. Потому что не выгодно строить там «заводы и пароходы» и везти все это добро к Тихому океану.
Вот и решили китайцы вложиться в новую транспортную инфраструктуру, чтобы вокруг нее создать промышленные и научные зоны, продукция которых напрямую пойдет в Европу по создаваемому транспортному коридору.
А России-то какое дело
А дело вот в чем. Нельзя из Китая проехать по суше в Европу минуя Россию. Посмотрите на карту мира хотя бы здесь. Вот Китай, вот Казахстан – спокойный и надежный партнер. А дальше Россия. А дальше Белоруссия. А там уже Польша и Германия.
По каким конкретно маршрутам пройдет «Новый шелковый путь» – большой вопрос. На каких условиях Россия и Китай будут сотрудничать – тоже вопрос. И не вопрос, а много вопросов. Ведь рассматривается вариант, когда одна из веток «Нового пути» пройдет через всю Россию в страны Северной Европы и, возможно, в страны Балтии.
По сведениям газеты «Коммерсант», стоимость проекта оценивается в 7,84 трлн руб. без НДС. 40% финансовых затрат будет приходиться на акционерный капитал, а 60% – на кредиты финансовых организаций. Минтранс РФ в июле сообщал, что РЖД совместно с «Китайскими железными дорогами» уже начали готовить ТЭО проекта высокоскоростного грузопассажирского сообщения, названного «Евразией», который будет соединять в своих конечных точках Пекин и Берлин. Протяженность дороги достигнет 10 тыс. километров. Скорость движения поездов – до 300 километров в час. Срок реализации – до 2035 года. Длина российского участка оценивается в 2,37 тыс. километров, хотя цифра эта не окончательна. Предполагается также, что в состав «Евразии» войдет и высокоскоростная магистраль Москва – Казань, с которой и начнется стройка века. Основными участниками проекта должны стать национальные железные дороги стран-участников: РЖД, «Казахстан темир жолы» (КТЖ, железные дороги Казахстана), Белорусская железная дорога, China Railways.
Так что в скором времени РЖД начнет активно прирастать высокоскоростным транспортом. Тем не менее, вопросы остаются. Например, кто это все будет строить? Российские Ротенберги? Тогда китайцы от таких «сладких» предложений откажутся. А деваться куда? Китай, на сегодня – наш главный стратегический партнер. Надежда и опора. Вот отключат нам злобные буржуи систему международных межбанковских переводов Swift, и что делать будем? А вытолкнут под предлогом санкций «Газпром» из Европы, заменив более дешевый (на сегодня) российский газ на свой, сжиженный?
У нас это все понимают, поэтому и стараются переориентироваться на Китай. Но не все так просто. Если кто смотрит телеканал НТВ, тот не раз видел прекрасно снятый ролик (у «Газпрома» деньги есть), про газопровод «Сила Сибири». Но обратите внимание на последний кадр. Вся эта «голубая стрела», пересекая Россию, подходит к границе Китая и там останавливается. Что это значит? А то, что наши «братья» по ту сторону границы, говорят – «Вы свой кусок трубы» монтируйте, а мы свою часть сделаем сами, если конечно, об условиях поставок газа договоримся.
С другой стороны, и Китаю деваться некуда. Не паромную же переправу через Каспийское море строить, как предлагал Азербайджан.
Ну, и главный вопрос. Если «Новый шелковый путь» будет реализован, то, что сможет от этого получить Россия?
А при разумной политике – очень многое. Не только плату за перевозку грузов по своей территории (а чем больше транспортной инфраструктуры будет проходить по нашей стране – тем больше). Самое главное – опережающее развитие территорий, примыкающих к этому транспортному каналу. По китайскому образцу. Ведь, по замыслу китайцев, новый транспортный маршрут – это не змея, извивающаяся по территориям попавшихся на ее пути земель и стран. Это такая «многоножка», к основному тельцу которой примыкают те самые «ножки» – транспортные ответвления к промышленным объектам, расположенным на пути главного следования.
Так что это значит для России? Многое. Начнем с малого бизнеса. Это автозаправки, сервисные станции, мотели и кафе. А дальше – больше. Можно строить промышленные и сельскохозяйственные предприятия (перерабатывающие), которые на обратном пути будут загружать свою продукцию в китайские поезда и фуры. И если дело пойдет – будут нам инвестиции – и китайские и западные. Грех не воспользоваться! Вот только не надо «орлом двуглавым реять над простором всех морей», а осознавать свое место в мировой экономике и договариваться там, где это возможно.
Тогда и жизнь в стране наладится. Что же, подождем, как оно все пойдет.
Написать комментарий
Это ж-ж-ж неспроста, будет и дорога,будут и заправки,кафе,мотели,сельхоз и другие предприятия,и даже больше-построят цельіе города!Вот только жить и работать там будут не росияне,а кто?Конечно же,граждане Поднебесной!И именно для них старается китайское правительство,и именно на пустьінньіе российские территории расширится граница Китая! Русским все равно эти земли не нужньі.Как точно подметил автор-тогда и жизнь в стране наладится