Санкции навсегда. Как США перечеркнули образ будущего для России
Решение Конгресса США об узаконивании санкций против России будет иметь долгоиграющие последствия для страны и ее внутренней политики. Какой вектор развития предопределяют «вечные» санкции и чем это грозит?
«Вольно!»
Владимир Путин все еще колеблется – выдвигаться ему на новый четвертый срок или запустить транзит власти от себя к преемнику. Тяжелые раздумья обставлены ритуальными уговорами элиты и просьбами людей из народа. Путина как бы подталкивают к тому, чтобы выдвинуться в президенты и пробыть на посту до 2024 года. Между тем, в кремлевских кабинетах, где проектируется содержание будущего срока, его цели и задачи, политтехнологи никак не могут сформулировать приемлемый «образ будущего». Сложности возникли у «либерального» заместителя главы администрации президента Сергея Кириенко, тогда как у его предшественника – Вячеслава Володина, подобных проблем никогда не наблюдалось. «Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России», – заявлял он еще в 2014 году.
Тогда, после секторальных санкций Запада против России за развязывание войны в Донбассе и сбитый малазийский «Боинг», стало очевидно, что третий срок Путина войдет в историю как геополитическая катастрофа, спровоцированная Кремлем, а также период международной изоляции страны. Но мало кто предполагал, что региональный конфликт окажется не самым страшным этапом трансформации и Москва своими действиями, в частности партизанской борьбой с западным истеблишментом, обеспечит себе место среди врагов «свободного мира» и превратится в угрозу развитым демократиям.
Именно такое положение дел зафиксировал закон о санкциях против России, который принял Конгресс США, а президент Дональд Трамп, пусть и не под камеры и, назвав документ «дефектным», к разочарованию Москвы все же его подписал. При этом из параллельной повестки донеслось к месту лаконичное высказывание Володина: армия и флот остаются главными союзниками России. Аппаратный конкурент Кириенко, смещенный на должность спикера Госдумы, в очередной раз продемонстрировал, насколько он более чуток к президентскому умонастроению.
И действительно, какой образ будущего может быть, когда президент сильно тоскует по прошлому, много времени проводит в православных монастырях, укрепляя традиционные ценности, принимает военно-морской парад, который превращается в демонстрацию несокрушимой мощи, посещает заводы, входящие в военно-промышленный комплекс. А главное ставит соответствующие задачи: закрепить российский флот на втором месте в мире и перевооружить армию на 70% до 2021 года. Иногда и вовсе складывается впечатление, что глава государства заигрался в войну: на инвестиционном форуме в Санкт-Петербурге он отдал команду «Вольно!» встречающей его стоя многоуважаемой публике.
Конец надежд
Однако были у российского политического класса надежды на улучшение отношений с США и завершение поднадоевшей милитаристской риторики. Но, как нервно констатировал премьер Дмитрий Медведев, им пришел конец, поскольку США объявили России «полноценную торговую войну» (хотя о торговле речь не шла). Глава правительства деликатно умолчал о том, что конфликт с Западом прошел полный цикл от рестрикций за нарушение международных норм и законов в 2014 году до объявления России системной угрозой западным демократиям в 2017 году. Ответственность за это лежит вовсе не на Конгрессе США или президенте Трампе, но на президенте России, который, впрочем, никогда не признает провал собственной внешней политики и будет подавать его как укрепление суверенитета страны.
Тем не менее, для Путина то, как разворачиваются события, весьма болезненно. Внешнеполитическая обстановка, вернее, отношения с главным геополитическим соперником, начали влиять на решения хозяина Кремля еще в 2016 году. Тогда президент рассматривал вариант досрочных выборов осенью 2017 года и обновлял команду в расчете на президентство Хиллари Клинтон. Когда же неожиданно победил Трамп, Путин сделал ставку на «большую сделку» с президентом-прагматиком и постепенное снятие санкций, о которых он должен был договориться на личной встрече. Но свидание в Гамбурге ни один вопрос не закрыло и лишь раззадорило американских конгрессменов темой российского вмешательства в выборы США. В результате Конгресс сделал Трампа бесполезным для Путина – договориться с ним уже не получится, поскольку он не управляет ситуацией.
Надежды на перезагрузку и разрядку мгновенно рухнули, а сторонники восстановления отношений с Западом в России потерпели сокрушительное поражение. Теперь никакого прогресса в этом плане не предвидится: для конструктивного диалога с обеих сторон не оставлено пространства. Санкции Конгресса означают для Кремля одну линию поведения – конфронтацию без каких-либо компромиссов. Таким образом, на новый срок Путин вынужден идти без внешнеполитической победы, более того, признавшись себе, что вся его внешняя политика на третьем сроке обернулась сплошной неудачей с долгоиграющими последствиями даже не для него и его свиты, но для страны в целом.
Медведь в тупике
Не триумфатор, но загнанный в тупик медведь, который не даст, чтобы ему вырвали когти – для внутренней российской политики это весьма скверная новость. Никакой мирной идеологии развития, очевидно, в ближайшие шесть лет ждать не следует. На четвертом сроке «патриарх» продолжит в ответ на «бесконечное хамство» реализовывать концепцию «осажденной крепости» и упиваться антизападной риторикой. Все это будет сопровождаться репрессиями против несогласных, закручиванием гаек, воспеванием особых цивилизационных ценностей и упоением мракобесным консерватизмом.
Способствовать перманентной напряженности будет одно обстоятельство: Конгресс США обязал министра финансов в сотрудничестве с директором национальной разведки и госсекретарем США ежегодно представлять доклад об олигархах и полугосударственных организациях России. Первый из них должен появиться не позднее 180 дней после принятия закона, то есть накануне президентских выборов 2018 года.
Другими словами, США институализируют антироссийскую политику и будут регулярно атаковать путинский режим в информационном пространстве, отслеживая российские деньги по всему миру. Возможна ли в этих условиях либерализация и мирное развитие России? Вопрос риторический. На четвертом сроке Путина будет заботить не процветание страны, а удержание личной власти. Нынешним же поколениям россиян следует принять как данность – до конца жизни они будут жить под санкциями США.
Таким образом, четвертый срок Путина, который так ждут обычные россияне и которому политтехнологи не могут придумать позитивную программу, скорее всего, будет гибридом, комбинацией позднего СССР и 90-х годов: воинственная пропаганда, несоразмерная экономическим возможностям, и бедное, теряющее профессиональные компетенции и вымирающее население.
«Чем больше США и другие враждебные силы будут неистовствовать, вводя самые жесткие санкции и оказывая давление […], тем сильнее станут ненависть и ярость наших армии и народа» – так сегодня звучит реакций КНДР на санкции США. Но кто сможет поручиться, что завтра с таким же заявлением не выступит МИД России?
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.
Написать комментарий
Россия за свои грехи крепко попала в капкан, и теперь у криминально-олигархической верхушки болит голова - как сохранить наворованное. Шансов избежать возмездия практически нет - даже если оно хранится не в США, а в другой стране, об этом все-равно станет известно, а портить отношения со Штатами вряд ли станут, поэтому информацию выдадут. Время начинает сжиматься, скорее всего, ожидаются существенные изменения у власти, ведь 180 дней пройдут быстро...Ситуация очень напоминает оную перед развалом Союза ССР, хоть партийные пропагандисты и вопили во всех газетах и телеканалах про незыблемость социализма и скорую гибель капитализма, но получилось все наоборот.