«Разовая выдача наличных». Зачем Путин поручил поднять зарплаты кадровикам и уборщикам
На прошлой неделе президент Владимир Путин предложил проиндексировать зарплаты не охваченным майскими указами бюджетникам. По оценке Минтруда, она может коснуться 5,8 млн человек, из них 1,9 млн работают в федеральных учреждениях, 3,9 млн – в учреждениях субъектов федерации. Это административные работники (экономисты, юристы, бухгалтера, кадровики), а также инженерно-вспомогательный персонал (инженеры и техники, слесари, сантехники, уборщики). Индексация должна быть заложена в бюджет 2018 года. При этом президент отметил, что индексация должна быть проведена «с учетом реальных возможностей» бюджета и инфляции. Какой может быть окончательная величина индексации, улучшит ли она общий показатель падения доходов населения, которые, по последним данным, откатились на восемь лет назад? Будет ли положительный эффект для экономики и «пострадают» ли от этого региональные бюджеты?
Наталья Мильчакова, замдиректора-аналитического департамента «Альпари»: Мы полагаем, что индексировать зарплату бюджетникам, которые не попали в майские указы президента 2012 года, будут, конечно, но не по уровню накопленной инфляции. Ведь тогда в расчет придется включать инфляцию потребительских цен за 2015 год, которая составила почти 13%. Скорее всего, зарплаты проиндексируют по реальному уровню инфляции, возможно, для расчета возьмут уровень 2016 года, когда годовая инфляция оказалась одной из самых низких в России с начала XXI века и составила 5,5%. Также для расчета инфляции могут взять прогнозный уровень на 2017 год в 4% либо средний уровень за 2016-2017 годы. О дополнительных категориях бюджетников вспомнили именно перед президентскими выборами 2018 года, но вспомнили не только по причине выборов. На стадии выхода экономики из кризиса необходимо оживлять потребительский спрос, повышать объемы розничных продаж. Ведь именно спад в торговле и строительстве вывел динамику ВВП за 2016 год в отрицательную зону. В небольшую, всего -0,2%, но отрицательную.
Доходы населения, по данным Росстата, в апреле текущего года упали до уровня 2009 года. Связано это со снижением спроса в сфере услуг и с тем, что реальные доходы пока не растут. Поэтому вопрос об индексации зарплат бюджетникам критически важен для того, чтобы повысить реальные доходы и оживить спрос. Президент сказал свое слово, теперь нужны конкретные действия. Более масштабные меры и реформы, безусловно, нужны, но вопрос их осуществления в том, какими конкретно будут эти реформы. Наиболее часто предлагаемый экономистами-«реформаторами» рецепт – повышение пенсионного возраста для всех категорий населения. Действительно, такая мера могла бы существенно помочь сократить бюджетные расходы, однако накануне президентских выборов она не будет популярной.
На самом деле государственный долг, включая внешний, у России очень невелик. Например, доля долга в ВВП у России составляет всего 38%, что значительно ниже, чем у многих развитых и развивающихся стран. Индексация зарплат бюджетникам может производиться из дополнительных доходов, которые российский федеральный бюджет получает от роста цены нефти. Что касается ряда региональных бюджетов, то здесь ситуация сложнее. Однако если зарплаты проиндексируют на уровень инфляции не выше, чем инфляция 2016 года, то это, скорее всего, не станет непосильным бременем для региональных бюджетов.
Александр Шустов, генеральный директор МФО «Мани Фанни»: Конечно, решение об индексации зарплат накануне выборов направлено на снижение градуса напряжения в обществе и не может быть очищено от политических мотивов. С моей точки зрения, такая разовая индексация больше похожа на субсидию, на разовую выдачу наличных денег из бюджета, потому что проводится один раз в несколько лет. Полагаю, что зарплаты могут быть проиндексированы так, чтобы каждый служащий получил дополнительные 4-5 тыс. руб., так как это сумма, сравнимая с индексациями пенсий, и она должна быть равнозначной, чтобы не вызвать лишнего обсуждения, сравнения в обществе. С моей точки зрения, такие субсидии лишают экономических субъектов мотивации предпринимать что-либо, развивают безволие, апатию. И не только потому, что деньги выдаются «просто так», но и потому, что эти выплаты провоцируют инфляцию, а значит, обесценивают накопления и инвестиции всех остальных участников экономики. Всего реальные заработные платы россиян с 2007 года стали меньше примерно на 12.9%. Но одномоментно поднять их на эту цифру невозможно, а естественный путь роста реальной заработной платы заключается в увеличении производительности труда, где мы можем, по опыту развитых стран, быть примерно в два раза эффективнее, чем сейчас, и, таким образом, больше зарабатывать. Это гораздо сложнее, чем раздать деньги из бюджетов, но и гораздо полезнее, ведь одной индексацией нельзя решить массу других проблем, которые стоят перед работниками бюджетной сферы, например, проблему дефицита Пенсионного Фонда. Выросшие зарплаты будут провоцировать рост дефицита Пенсионного Фонда в будущем, и закрыть этот дефицит также можно только за счет роста производительности труда и роста населения.
Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ»: На мой взгляд, в преддверии президентских выборов и в целом для оздоровления экономики (чтобы домохозяйства не «выпадали» из потребления) власти действительно всерьез озаботились решением проблемы так называемых «работающих бедных». Данная проблема обычно свидетельствует о высокой степени разбалансированности регулирования и социальных программ в стране.
Ее решение возможно посредством одновременной реализации нескольких программ. Так, с одной стороны, на текущий момент почти 5 млн россиян получают зарплату на уровне минимального размера оплаты труда. Соответственно, повышение МРОТ до величины прожиточного минимума приведет к росту реальных доходов данной группы. В свою очередь, индексация поможет поднять доходы тем, кто не подпадет или подпадет не в полной мере под повышение МРОТ (к примеру, работает не на полную ставку).
По моим оценкам, во избежание значительного проинфляционного эффекта и ухудшения дефицита бюджетов всех уровней, индексация должна составлять не более 2-4% и проводиться не единовременно. В январе-апреле 2017 года реальные доходы населения упали на 2,2% г/г несмотря на эффект низкой базы. Думаю, индексация позволила бы стабилизировать показатель.
Евгений Корюхин, аналитик «Алор Брокер»: Можно выделить ряд положительных моментов приведших к данному решению. Так дефицит бюджета по итогам этого года снизится на 829 млрд руб., а доходы наоборот вырастут, как предполагается, на 8,5%, что дает возможность увеличить расходную часть почти на 320 млрд руб. При таком сценарии индексация может составить от 1 до 15%, так как классификация уровней зарплат бюджетников существенно отличается друг от друга. Я не думаю, что данный указ способен сильно повлиять на ход президентской кампании, однако общее настроение служащих он должен улучшить.
Экономическая и потребительская активность на сегодняшний день действительно оставляет желать лучшего. Вместе с тем рост государственного долга все-таки удается сдерживать темпами в среднем 1% ВВП. На сегодняшний день мы имеем самый низкий показатель среди стран ОЭСР. Региональные бюджеты последние годы сокращали дефициты, им удалось в этом плане добиться действительно положительных результатов, но обратным эффектом этого процесса стало снижение экономической активности. Поэтому для осуществления более динамичного развития регионов, необходимо не только находить баланс между доходами и расходами, но выделять приоритетные направления, стимулировать, давая широким слоям населения потенциал для развития.
Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets: В бюджете на 2017 год заложена цена нефти в размере 40 долларов за баррель. При этом ее средняя с начала года стоимость оказалась примерно на 30% выше и составляет прядка 52 долларов за баррель. С учетом относительно крепкого курса рубля, бюджетные доходы будут немного меньше, но все равно – средства для индексации зарплат бюджетникам, по моему мнению, имеются. Следует учитывать, что Минфин сейчас предложил пересмотреть доходы бюджета в сторону увеличения на 8,8%, а расходы – лишь на 2,2%. Это намного меньше превышения фактического уровня нефтяных цен. Однако и такой маленький рост доходов поможет осуществить индексацию. Если у государства появились лишние деньги, то вполне разумно улучшить жизнь людей.
Я полагаю, что индексация поможет реально увеличить общероссийский показатель доходов населения и частично стимулировать потребительский спрос. Однако в масштабах всей российской экономики, главной задачей является продолжение политики импортозамещения и здесь индексация поможет слабо.
Всего пять российских регионов завершили прошлый год с профицитом бюджета. Остальные же регионы являются хронически дефицитными или, в лучшем случае «нулевыми». Я полагаю, что в этом нет ничего страшного – это реалии российской экономики. Региональные дефициты рано или поздно покрываются за счет федерального бюджета. Средства там есть, и на индексацию зарплат бюджетников, в том числе.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Думаю, что именно уровень инфляции по году (4%) и будет ориентиром для повышения зарплаты бюджетникам. Так что большого роста ждать не стоит. И причина здесь в той самой «возможности бюджета». Если федеральным бюджетникам будут платить из регионального бюджета, а региональным из регионального, а скорее всего именно так и будет, то серьезной индексации просто не может быть – в региональных бюджетах нет денег.
Что касается мотивации власти, то, наверное, выборы сыграли свою роль. (Точно об этом может знать только президент.) Но если это так, то расчет вряд ли верный. Незначительная индексация не повысит лояльность, а вот раздражение может вызвать.
В целом идея индексации абсолютно верная: нашей экономике не хватает потребителя, а за последние годы денег у людей становится все меньше и меньше. А без потребления и даже роста потребления существование рыночной экономики невозможно. Но если индексация останется в приделах 4%, то ни о каком росте говорить нельзя. Можно лишь говорить о замедлении падения. Спрос, конечно, оживится особенно внизу, где повышение зарплаты почтальона существенно для покупательной способности жителей села. Но для серьезного оживления масштаба не хватит. Необходимо более решительно повысить покупательную способность населения.
Конечно, ситуация усугубится. Денег в региональных бюджетах нет. Поэтому либо региональные власти вынуждены будут увеличивать долги регионов, что ухудшит их инвестиционную привлекательность, либо будут искать лазейки, позволяющие провести индексацию минимальными затратами, либо фактически вообще избежать ее.
Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент»: Повышение МРОТ, как и индексация зарплат «обделенным» бюджетникам являются стимулированием потребительского спроса и исправлением социальной ситуации, которая сложилась в России. Экономика не может расти быстрее, когда ее удерживает широкая прослойка бедных работников в существующих рамках. Кроме потребительского спроса вырастут поступления в ФНС и социальные фонды, а новая пенсионная реформа не будет работать, пока население живет на среднюю зарплату в 500 долларов. Повышение зарплат назрело уже давно и именно в бюджетной сфере, так как обеспечение экономики России зависит от них в первую очередь. Время для внедрения планомерного решения вопроса с благосостоянием граждан пришло, в течение ближайших пяти лет вопрос должен постепенно решаться. Выборы 2018 подстегнули чиновников к внимательному изучению и проведению новых изменений, но не являются основным фактором введения индексации, а дополнительным, оказывающим влияние на ее проведение. Конечно, такие меры не будут достаточными, если будут приняты в единственном числе, но правительство постепенно меняет свой подход к экономике и своим гражданам. Поэтому в комплексе с другими изменениями, принимаемыми в налоговой, социальной и экономической сферах должны дать необходимый эффект уже в следующей пятилетке. Майские указы привели к росту нагрузки на бюджет и рывку в экономике по многим направлениям. Где-то изменения привели к очистке от бюрократических норм, где-то позволили запустить новые производства и наладить процессы, где-то были заменены кадры и появились возможности для передачи информации между чиновниками и гражданами. К сожалению, в большинстве регионов ситуация далека от идеальной, причем это связано не только с кадрами на местах, но и с общей экономической картой региона. Если слабо развита логистика, мало профессиональных кадров и нет внутреннего спроса-предложения, то обеспечить их можно, только дорого. Эффективность усилий в целом удовлетворительная, но долги субъектов достаточно велики. Что касается их увеличения, то механизм покрытия долгов субъектов остался прежним, поэтому их наращивание в обозримой перспективе останется на прежнем уровне.
Написать комментарий