18 ДЕК, 13:40 МСК
USD (ЦБ)    102.9979
EUR (ЦБ)    108.3444


«Показательная порка». Почему за ловлю покемонов в храме дали 3,5 года условно

12 Мая 2017 9678 0 Политика
«Показательная порка». Почему за ловлю покемонов в храме дали 3,5 года условно

Одиннадцатого мая Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга признал блогера Руслана Соколовского виновным в нарушении трех статей Уголовного кодекса РФ и приговорил к 3,5 годам условного наказания, хотя прокурор запрашивал 3,5 года общего режима. О чем говорит это решение и какой сигнал российские власти посылают молодежной среде, увлекшейся оппозиционной повесткой?

Покемоны, Иисус и мракобесие

Сказать сегодня, что может привлечь российскую молодежь в церковь – сложнее, чем отметить то, что может от нее отпугнуть и окончательно утвердить ее в качестве архаического и ветхозаветно жестокого института. В 2016 году на телеканале «Россия 24» вышел сюжет, в котором зрителей предостерегали от охоты на покемонов в храмах. Вызвавшую в России большой интерес игру Pokemon Go – мобильное приложение, «видящее» в объективе камеры мультипликационных персонажей, которых нужно собирать в шарики-контейнеры – некоторые представители власти восприняли как инструмент ЦРУ для картографирования вражеской территории. Видеоблогер из Екатеринбурга Руслан Соколовский решил проверить, оскорбит ли чувства верующих его посещение Храма-на-Крови, где он изловил несколько виртуальных монстров. Но уголовное дело на него завели не по факту игры в Pokemon Go в храме, а из-за ролика на YouTube, в котором он о ней рассказал, заявив в конце, что редкого покемона – Иисуса ему поймать не удалось, поскольку «поговаривают, что его вообще не существует».

Третьего сентября 2016 года Соколовского отправили в СИЗО, но потом изменили меру пресечения на домашний арест. Следствие внимательно изучало ролики на канале блогера и по их материалам обвинило его в возбуждении ненависти (ч. 1 ст. 282 УК), нарушении прав на свободу вероисповедания (ст. 148), а после домашнего обыска – в незаконном обороте специальных технических средств (ст. 138.1). Последнее особенно интересно, так как поводом для него послужила китайская ручка со скрытой камерой. Важно также, что дело вели оперативники Центра «Э» МВД России – это управление, в том числе, устанавливает слежку за оппозицией и, предположительно, передают координаты передвижения «пятой колонны», чтобы ее представителям плеснули в лицо зеленкой. И с точки зрения Центра «Э», если человек обладает подобной ручкой, как Соколовский, – он потенциально нарушает закон и может быть осужден.

Впрочем, и другие обвинения были построены исключительно на заключениях экспертов, которые, во-первых, руководствовались своим субъективным мнением об увиденном и услышанном – никаких регламентов нет, а во-вторых, не могут быть названы независимыми в силу того, что тесно сотрудничают с правоохранительными органами и, как один из экспертов по делу – доцент Уральского государственного педагогического университета – получают президентские гранты. Ангажированность экспертизы сама по себе склоняет к неутешительному выводу: попав в порочный круг, то есть в жернова судебной машины, из него будет уже не выбраться. Так, например, в приговоре суда попали следующие заключения экспертов: в роликах блогера содержится «отрицание существования бога» (основа атеизма), приемы, способные «вызвать у общественности шок и протесты», одобрение задержания мусульман и их депортации и даже «социальная неэффективность» феминисток. Особенно любопытно, что наравне с отрицанием бога Соколовский отрицал и существование Иисуса Христа и пророка Мухаммеда – однако, как можно отрицать существование исторических личностей, не поясняется. Вместе с тем он же причислял Иисуса, ставя его в один ряд с покемонами, к «бестиарию японской мифологии». Кроме всего прочего блогер унизительно высказывался о патриархе Кирилле и формировал мнение, что «в России царит мракобесие и произвол».

В деле был и «тайный свидетель», который подтвердил негативные высказывания Соколовского о религии и государственном строе, а также его планы уехать за границу. Тем не менее, вне зависимости от того, какую степень приятия или отторжения у зрителей вызывает блогер Соколовский и его картина мира, судебный процесс над ним походил на произвол оживших персонажей Пелевина – православных чекистов в светском государстве. Прокурор Екатерина Калинина требовала для молодого человека 3,5 года общего режима. Судья Верх-Исетского районного суда Екатеринбурга Екатерина Шепоняк приговорила его к 3,5 годам условно – компромисс, который не должен восприниматься как победа здравого смысла над временным помутнением рассудка.

Милосердие и правила игры

Между тем в РПЦ «мягкий» приговор назвали «знаком того, что в этом мире есть милосердие». Таким образом, православное милосердие сегодня – это 3,5 года условно больше даже не за поступок, который послужил всего лишь спусковым крючком для дела, но за набор противоречивых мнений очевидно незрелого человека. С одной стороны, мы видим, как под предлогом защиты чувств верующих в обществе насильственным образом вводится политкорректность по отношению к «духовным скрепам». И именно насилие судебно-правовой системы создает представление о религии как о табуированной и опасной теме, критические замечания в адрес которой могут угрожать личной свободе. По сути, нечто похожее наблюдалось во времена инквизиции, когда религиозные власти боролись с мракобесием – а в создании его видимости, между прочим, и обвинили Соколовского. При этом Россия остается светским государством, где в Конституции прописана свобода вероисповедания, но судебный процесс над блогером лишь усугубил коллизию: если ты не веришь во что-то – ты это отрицаешь и, значит, автоматически оскорбляешь чьи-то чувства. В этой логической цепочке нет места для атеизма, который имеет такое же право на существование в России, как и любая другая система верований.

С другой же стороны, дело Соколовского – это удар по молодежной среде, которая сидит на YouTube и в соцсетях и под влиянием постмодернистской парадигмы не верит ни в какие сакральные объекты, пронизывая свое мироощущение тотальной иронией. Зато они верят политическим популистам и с большим интересом просматривают фильмы о коррупции в высших эшелонах российской власти, а потом выходят на митинги по всей стране и требуют отставки премьера. И понятно, почему власти потребовалось переключить внимание с коррупции на проблему свободы слова в их собственной среде – интернете. В этом смысле дело Соколовского сработало идеально – оно устрашает и способствует развитию самоцензуры.

Собственно, между двух огней и попал Соколовский, как бы мы к нему ни относились. Его дело показало, что критиковать РПЦ сегодня уголовно наказуемо, лучше критические замечания отпускать в адрес Свидетелей Иеговы – закон в России по-прежнему избирателен и дискриминационен, он на стороне сильных и властных. Но всякий истинно верующий должен задаться вопросом: много ли стоят чувства верующих, что их так просто оскорбить? И нет ли у такой веры комплекса, если ее носители с готовностью оскорбляются?

Во-вторых, рыжим действующий режим биографий больше не делает: и рыжие перевелись, и режим реагирует на внешние раздражители неадекватно, перегибы уже не на местах, а в целом вся система походит на один большой перегиб. В США, куда более религиозной стране, нежели Россия (количество прихожан на воскресных службах в сотни раз больше), эпизод мультсериала «Симпсоны» про ловлю покемонов в церкви не вызвал бурных эмоций – в России же его сняли с эфира. Вполне возможно, что степень веры людей и степень свободы в стране имеют прямую зависимость.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more