Деятельность региональных корпораций развития России: итоги 2016 года
С 2005 года в России действуют региональные корпорации развития. Данная разновидность института регионального развития призвана обеспечить приток инвестиций в регионы страны. Сколько таких организаций в России? Как они информируют общественность о своей деятельности? Какие из них являются лидерами в области информационной открытости? С какими проблемами сталкиваются?
1. Общая характеристика региональных корпораций развития
В России, начиная с 2005 года, действуют региональные корпорации развития (РКР), призванные привлекать инвестиционные ресурсы под перспективные проекты в регионах страны. В 2016 г. на территории России действовало 45 РКР; история их создания приведена на рис.1.
Рис. 1. Число созданных РКР по годам
Карта распространения данных институтов развития приведена на рис.2, из которого видно, что около половины территории страны пока остается не охваченной сетью РКР, что снижает макроэкономическую эффективность данного явления.
К настоящему моменту назрела необходимость объективной оценки деятельности РКР, в связи с чем в 2016 г. сотрудниками Центра макроэкономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Е.В.Балацким, Н.А.Екимовой и М.А.Юревичем под патронажем Интернет-издания «Капитал страны» был разработан Рейтинг информационной открытости региональных корпораций развития России. Результаты рейтингования представлены на рис.3.
Рис. 2. География российских РКР
2. Информационная открытость региональных корпораций развития
Обнародованный Рейтинг информационной открытости РКР России получил широкий отклик как в самих региональных корпорациях развития, так и в региональных СМИ. Наиболее активно освещалась деятельность корпораций, оказавшихся в лидерах рейтинга. Однако и корпорации, разместившиеся не в первых строчках рейтинга, также не остались без внимания областных журналистов. Следует отметить и активность, проявленную самими корпорациями развития. Некоторые из них вышли на прямой контакт с разработчиками рейтингового продукта с предложениями по его совершенствованию и дальнейшему сотрудничеству. Все это говорит о востребованности подобного рода работы, поскольку растущий рынок РКР все еще остается малоисследованным явлением и оценка уровня их информационной открытости – это всего лишь первый шаг в понимании их деятельности. Однако первые итоги можно подвести уже сейчас (табл.1).
Так, самым мало проработанным направлением деятельности РКР является международная открытость официальных сайтов региональных корпораций развития. Например, 18 корпораций (41%) вообще не имеют английских версий сайта, а на сайтах 17 корпораций (39%) английская версия представлена лишь в усеченном виде. Только 4 сайта имеют версии на третьем языке: «Корпорация развития Камчатки» и «Корпорация развития Республики Башкортостан» – на китайском, «Корпорация развития Калининградской области» и «Корпорация развития Вологодской области» – на немецком. Данное направление является перспективным и требует дальнейшей проработки с учетом специфики регионов, их территориального расположения и потенциальных инвесторов.
Рис. 3. Рейтинг информационной открытости РКР
Таблица 1. Средние значения показателей информационных блоков рейтинга в разрезе федеральных округов и по РФ в целом
Федеральные округа | Степень охвата | Наличие сайта | Информация об РКР | Информация об инвест. проектах | Корпоративная отчетность | Международная открытость |
---|---|---|---|---|---|---|
Северо-Западный ФО | 5/11 | 2 | 1,2 | 2 | 1,95 | 1,1 |
Дальневосточный ФО | 2/9* | 2 | 0,75 | 1,33 | 1,92 | 0,67 |
Уральский ФО | 2/6 | 2 | 0,88 | 0,5 | 1,25 | 0,2 |
Северо-Кавказский ФО | 2/7 | 2 | 0,75 | 1,5 | 0,88 | 0,25 |
Приволжский ФО | 9/14 | 1,78 | 0,89 | 1,22 | 1,75 | 0,72 |
Центральный ФО | 12/18 | 1,67 | 0,75 | 0,33 | 1,27 | 0,29 |
Сибирский ФО | 5/12 | 1,6 | 0,95 | 0,8 | 1,2 | 0,1 |
Южный ФО | 2/6 | 0,5 | 0,5 | 0 | 0,88 | 0,25 |
Крымский ФО | 1/2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Среднее значение | 1,67 | 0,81 | 0,81 | 1,37 | 0,45 |
Практически во всех корпорациях развития достаточно хорошо развиты информационные блоки, характеризующие наличие сайта и корпоративную отчетность. Возможные интерпретации первого направления в основном связаны только с тем, является ли сайт корпорации отдельным, представлен в рамках Инвестиционного портала региона или находится в стадии разработки. «Успешность» блока отчетности обусловлена действием Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах». Ст. 92 указанного закона предусматривает обязательное раскрытие годового отчета общества и его бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Обращает на себя внимание тот факт, что низкие баллы получили такие направления деятельности РКР, как информация о корпорациях и инвестиционных проектах. Невысокие оценки первого блока, касающегося самих корпораций, связаны с практически отсутствующими данными о стратегии развития корпорации. Многие РКР ориентируются на разработанный Агентством стратегических инициатив (АСИ) Региональный инвестиционный стандарт, внедрение которого обязательно на территории всех субъектов РФ. Однако у большинства корпораций на сайте отсутствует какая-либо информация о планах мероприятий на краткосрочный период и в долгосрочной перспективе. По этому критерию 39 корпораций (87%) получили минимальные оценки.
Другим направлением, нуждающимся в определенной доработке, является блок, связанный с предоставлением информации об инвестиционных проектах РКР. Информация, представленная на многих сайтах РКР, является достаточно размытой и не дающей четкого представления об их инвестиционной деятельности. При проведении оценочной экспертизы сайтов учитывалось наличие/отсутствие информации о самих проектах (что они собой представляют и какими являются – завершенными, реализуемыми или планируемыми), о сроках и этапах их реализации, о масштабах проектов, объемах привлекаемых инвестиций, о соинвесторах (если такие имеются), о степени участия самой корпорации в этих проектах (долевое участие, участие в менеджменте, в принятии решений и т.п.). При этом следует отметить, что практически на всех сайтах РКР достаточно полно представлена информация об инвестиционных площадках (индустриальных парках и т.п.), находящихся на территории региона.
3. Нерешенные проблемы и перспективы РКР
Настораживающим фактом является то, что практически в половине регионов России вообще отсутствуют корпорации развития (рис.2). Только в двух федеральных округах – Центральном и Приволжском – РКР присутствуют почти в 70% регионов. Наиболее информационно открытыми являются Северо-Западный и Дальневосточные ФО. Не в последнюю очередь это связано с территориальным аспектом. Граница Дальневосточного ФО с Китайской Народной Республикой, протянувшаяся на 2 тыс. км, делает этот регион достаточно привлекательным для поиска потенциальных инвесторов. Граница с европейскими государствами, наличие развитой транспортной системы, включая морской и трубопроводный транспорт, имеющиеся запасы полезных ископаемых (примерно 90% всего мирового запаса янтаря, 72% запасов апатитов в России, 77% – титана и др.), развитие металлургической промышленности делают территорию Северо-Западного округа инвестиционно привлекательной, в том числе и для европейских инвесторов. Соответственно, и деятельность РКР, расположенных на территории указанных округов, во многом ориентирована на привлечение иностранных инвесторов, что автоматически отражается и в информационном представлении корпораций, делая их более открытыми и доступными.
Особо следует отметить вопрос, связанный с деятельностью межрегиональных корпораций развития. На сегодняшний день можно выделить три подобные корпорации: «Корпорация развития» (Уральский ФО), «Корпорация развития Северного Кавказа» (Северо-Кавказский ФО), «Корпорация развития Дальнего Востока» (Дальневосточный ФО). Несмотря на свой «солидный» возраст (с 2006, 2010, 2005 гг. соответственно) и межрегиональный статус, в рейтинге информационной открытости они расположились на 10-13, 19-21, 28-30 местах соответственно, показав далеко не самые лучшие результаты по всем оцениваемым показателям. Это позволяет говорить о том, что длительная история существования и территориальные объединения сами по себе не являются гарантией выигрыша в эффективности деятельности РКР в рассматриваемом аспекте.
Автор – ведущий научный сотрудник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Написать комментарий