Между Белоруссией и Гондурасом: как сокращается медицинская помощь в России
Осенью 2016 года сразу несколько международных источников опубликовали рейтинги стран по индикаторам, связанным с медициной и здоровьем граждан, а также с эффективностью здравоохранения в этих государствах в целом. В этих рейтингах Россия занимает самые низкие позиции, с чем Минздрав в корне не согласен. Какова ситуация в российском здравоохранении и насколько хорошо заботятся о здоровье граждан в развитых странах?
Статистика – штука хитрая
Согласно данным известного английского медицинского журнала The Lancet, Россия занимает 119-е место в мировом рейтинге по целому ряду показателей, связанных с жизнью и здоровьем, оказавшись в этом списке ниже Гондураса, Северной Кореи и Монголии. По этому рейтингу гораздо лучше, чем в нашей стране, со здравоохранением дело обстоит в Таджикистане, Казахстане, Азербайджане, Туркмении, Узбекистане. То есть в тех странах, откуда граждане едут в Россию за медицинскими услугами. Вот такой статистический парадокс. Ободряет одно – в этом рейтинге мы не самые худшие, на последнем месте Белоруссия. Та самая Белоруссия, в которой средняя продолжительность жизни всего на несколько лет меньше, чем в США, хотя расходы (в долларах) на здравоохранение из расчета на душу населения в Белоруссии раз эдак в двадцать меньше, чем в Штатах. Видимо, тоже статистический парадокс.
Еще есть рейтинг от Bloomberg. Там совсем плохо – в нем мы оказались на последнем 55-ом месте, пропустив вперед такие страны как Бразилия и Колумбия. Рейтинг составлялся по соотношению расходов на здравоохранение в процентах от ВВП к средней продолжительности жизни в стране.
Российский Минздрав с таким рейтингом не соглашается, сообщая, что Bloomberg пользуется неверными исходными данными. По оценкам экспертов, если использовать «правильные» данные, то наша страна в этом рейтинге переместится с 55-го места на 50-е.
На показатель средней продолжительности жизни в стране влияют различные факторы, среди которых медицинская помощь является одним из важнейших, но, тем не менее, не единственным.
Например, в Ингушетии средняя продолжительность жизни 79 лет (против 75 лет в Москве и 70 – в целом по стране). По мнению руководства республики, большую роль в этом играет тот факт, что жители Ингушетии редко употребляют алкоголь, мало курят и стараются вести здоровый образ жизни.
Такая многофакторность позволяет «стряпать» любые рейтинги в зависимости от того, что требуется продемонстрировать. Что хотят показать блумберги и ланцеты, можно только гадать: то ли несовершенство российского здравоохранения, фундамент которого по-прежнему составляют остатки советской системы, выстроенной Владимиром Семашко и его последователями, то ли развал здравоохранения, потому что санкции и «экономика в клочья», то ли «кровавый режим» и коррупцию.
Нашему Минздраву такая неопределенность тоже кстати: растет смертность – граждане сами виноваты. Пьют, курят, спортом не занимаются. Отсюда и все беды, а со здравоохранением все отлично.
Пока еще не Гондурас
Рейтинг The Lancet, поместивший Россию ниже Гондураса, все же немного «переборщил». В этой латиноамериканской стране с медициной дело обстоит существенно хуже, чем в России. Есть несколько современных медцентров в крупных городах. В Тегусигальпе есть такое совместное с американцами предприятие международного уровня с сотней врачебных кабинетов и 74 стационарными койками, в Сан-Педро-Сула есть медицинский центр хорошего уровня, но меньшего размера, чем в столице. В других городах страны получить хорошую медпомощь трудно. В большинстве регионов страны нет больниц общей хирургии, даже неотложка не во всех городах имеет хорошую доступность. Очень малый процент жителей страны может воспользоваться медицинскими услугами. ОМС в стране отсутствует, качественную медицинскую помощь могут получить только обеспеченные граждане, для городской и сельской бедноты медуслуги крайне ограничены. В сельской местности и малых городах широко распространены услуги целителей, практикующих массаж, фитотерапию и народные средства.
Получше в России, чем в Гондурасе с медициной пока еще. Но неутомимость наших реформаторов разницу эту нивелирует быстро.
Кстати, каким образом составители рейтинга умудрились вставить в него КНДР, непонятно – информации о состоянии здравоохранения в этой стране довольно мало.
Хорошо там, где нас нет
Когда говорят о недостатках советского здравоохранения, то первым делом вспоминают об очередях в поликлиниках, еще говорят о плохом сервисе в стационарах. Все это правда.
Но вот что любопытно – в продвинутых западных страховых системах здравоохранения те же самые очереди перед врачебными кабинетами. Порой многочасовые, а очередь к узкому специалисту может занимать несколько месяцев при том что направление к нему еще нужно постараться получить. В стационарах граждане тоже стараются не залеживаться – часто за это «удовольствие» приходится доплачивать немалые суммы сверх страховки.
В блогах наши граждане, столкнувшиеся с медицинскими услугами в развитых странах, оставляют самые противоречивые отзывы о западном здравоохранении – от хвалебных до самых ругательных. Если их обобщить, то можно выделить некие общие свойства западных систем здравоохранения. А именно – в экстренных случаях человеку оказывается быстрая и качественная медпомощь. Но если пациент, фигурально выражаясь, не рассыпается на части перед врачом при первичном осмотре, то скорее всего он получит рекомендацию покушать витаминов и побольше дышать свежим воздухом. В крайнем случае, употребить обезболивающее средство. От страны к стране ситуация различная, но общий подход примерно таков всюду.
США являются страной, где на расходы на здравоохранение самые высокие мире. Кроме того в Штатах наиболее передовые научные разработки в медицине, лучшая фармацевтика и медицинское оборудование. Но несмотря на все это, страна не является мировым лидером и даже не в первой десятке по таким важным показателям как средняя продолжительность жизни и младенческая и детская смертность, а невозможность оплатить счета за медуслуги является одной из самых распространенных причин банкротства граждан. До недавнего времени в стране около 50 млн граждан не имели медицинской страховки. В 2014 году президент Штатов Обама запустил реформу здравоохранения, заявленная цель которой – обеспечить за ближайшие 10 лет 30 млн американцев страховкой и при этом снизить госрасходы на медицину. Для чего планируется заставлять в обязательном порядке американцев (особенно здоровых молодых людей) покупать страховку. По замыслу авторов реформы, страховые компании в этом случае получат дополнительную прибыль и тут же направят ее на помощь пожилым больным людям. Наверняка страховые компании только и мечтают о поддержке пожилых и больных людей.
В Германии страховку приобретать обязаны все граждане. Есть государственные и частные медстраховки, стоимость их в среднем составляет 10–15% от зарплаты. Бесплатно обходится в Германии рождение детей, прививки и иные медуслуги для них первые несколько лет. В блогах довольно много сообщений о том, что граждане Германии при случае стараются делать некоторые операции и получать услуги стоматолога в России – качество вполне приемлемое, а стоимость существенно ниже.
В Швеции услугами ДМС пользуются всего пару процентов граждан, остальные предпочитают ОМС. Медуслуги в стране платные, но расходы по ним государство компенсирует либо частично либо полностью. Компенсируется также и часть стоимости рецептурных лекарств. Система здравоохранения Швеции является на 95% государственной и считается одной из лучших в Европе. Государство тратит около 10% ВВП на эту отрасль.
На Кубе сложилась уникальная система здравоохранения. Основы ее были заложены Че Геварой (врачом по образованию) после революции 1959 года. До Конца 80-х годов страна получала значительное число медикаментов и материалов из СССР, но впоследствии перешла на собственное производство. Если в 80-х Куба экспортировала всего три собственных препарата, то через 10 лет число их возросло до 19, а на сегодняшний день страна продает за рубеж более 40 разработок собственных лабораторий. И это все в условиях жестких санкций, по сравнению с которыми наши нынешние – игра в песочнице.
Есть отдельные направления в медицине, где Куба является мировым лидером – например, микрохирургия глаза. Страна экспортирует ряд уникальных вакцин, которым нет аналогов в мире. Услуги медицины на Кубе равнодоступны и бесплатны для всех слоев общества. За некоторые лекарства может взиматься символическая плата.
Принципиальное отличие кубинской системы здравоохранения от тех, которые действуют в развитых странах мира в том, что упор делается на профилактику болезней. И никаких «доказательных медицин» и прочих методик экономии на здоровье сограждан. То есть, система заинтересована в здоровом человеке, а медик в кубинской системе здравоохранения должен считать исцеление больного более важным, чем личное обогащение. Получается это далеко не всегда, об экспорте кубинских врачей пишут довольно много, но факт остается фактом – кубинская система здравоохранения по многим показателям одна из лучших в мире. Затраты на нее, по данным на 2011 год, составляют менее 9% ВВП.
Когда в России появились первые платные медицинские услуги, в среде медиков была в ходу шутка, что теперь задача доктора состоит не в излечении пациента, а в переводе его болезни из острой фазы в хроническую. Как показало время, эта шутка довольно точно описывает реальное положение дел с медициной на Западе, а теперь и у нас. Здоровая нация в этой системе – кошмарный сон для фармпроизводителей, страховой медицины и многих других бизнесов, связанных со здоровьем человека.
Имидж вместо здравоохранения
После распада СССР руководство России выяснило для себя много важных и нужных истин. Например, что экономика должна быть экономной, а медуслуги высокотехнологичными (ВМП). А осознание этих истин вылилось в действия по массовой закупке импортного оборудования (с коррупционными скандалами, куда ж без этого), для работы с которым в стране попросту не оказалось нужного количества подготовленных специалистов. Кстати, как ни старались, а томографов из расчета на душу населения все равно оказалось меньше, чем в Штатах примерно в тысячу раз. Новое оборудование – это замечательно, если оно улучшает существующую систему и является дополнением к ней, облегчает доступ населению к медуслугам, улучшает их качество. Но под бодрые разглагольствования о широком внедрении новых технологий в медицине начали сокращать коечный фонд, медперсонал, закрывать медпункты в селах и тому подобное. За 2013–2015 годы в стране было сокращено 100 тыс. коек преимущественно специализированных и в первую очередь в сельских районах. Только за 2014 год было «оптимизировано» 90 тыс. медработников. После этого резко возрос спрос на платные медуслуги, но в этом году волна спала. После реформ здравоохранения у кабинетов врачей по прежнему наблюдаются очереди из ОМС-ников, в платных медучреждениях обилия пациентов не наблюдается, а во врачебных кабинетах все чаще сидят доктора из числа представителей ближнего зарубежья. Поголовно с учеными степенями, разумеется. Пользоваться их услугами рискуют не все.
Выросла смертность на дому. Не у стариков, а среди людей трудоспособного возраста. Утверждается, что по причине неправильной диагностики. И это после долгих лет реформ и повального внедрения ВМП.
Расходы на здравоохранение в нашей стране по отношению к ВВП существенно ниже, чем в развитых странах Запада, а на следующий год их планируется сократить еще на треть. Количество и качество услуг, предоставляемых в рамках ОМС, методично сокращается. Ситуации порой возникают просто дикие. Например, если человек нуждается в услугах скорой помощи, но не в состоянии самостоятельно добраться до кареты, то нести его санитары не будут – этого они делать по новым правилам не обязаны. Извольте выкручиваться сами.
При этом перетекать в сферу платных услуг, чего так настойчиво добивается правительство, население не имеет возможности. По причине отсутствия денег.
А чтобы все выглядело более пристойно и благостно, Минздрав не жалеет средств на формирование в СМИ положительного имиджа, объявив в прошлом году тендер на «выполнение работ по изготовлению и оказание услуг по размещению телевизионных информационных материалов по формированию положительного образа российского здравоохранения» на 52 млн рублей. На тех самых каналах ТВ, где проводятся сборы средств для лечения детей за рубежом. На это у Минздрава денег нет.
Написать комментарий