Сокращение для роста: надолго ли сделка России и ОПЕК подняла цены на нефть и укрепила рубль?
На выходных страны ОПЕК, Россия и еще десять государств – производителей нефти (в общей сложности 25 стран) договорились сократить добычу нефти в 2017 году в сумме на 1,7-1,8 млн баррелей в сутки. В понедельник цена на нефть уже поднималась до 57 долларов. В рамках соглашения Россия обязалась сократить добычу на 300 тыс. баррелей в сутки от уровней октября (11,2 млн баррелей), при этом сокращение произойдет в апреле-мае 2017 года. Вырастет ли нефть в ближайшее время до 60 долларов за баррель и выше? Станет ли установка на сокращение добычи проблемой для российских нефтяных компаний? И укрепится ли российская валюта в районе 60 руб. за доллар на новостях с нефтяного рынка?
Александр Шустов, генеральный директор МФО «Мани Фанни»: На мой взгляд, сегодняшний рост цены нефти не может являться долгосрочным, и не будет поводом для долгосрочного укрепления рубля. Дело в том, что рынок нефти давно превратился из рынка реального товара в срочный рынок, в рынок «бумажной нефти», и объем предложения реального товара на нем играет далеко не решающее значение. Соглашение о сокращении добычи достигнуто впервые в новейшей истории, поэтому оно так будоражит рынки, но пройдет немного времени, и участники рынка поймут, что цена в 55-60 долларов за баррель уже является уровнем, при котором становятся рентабельными многие сланцевые месторождения в США, которые будут расконсервированы и вскоре выплеснут дополнительные объемы нефти на рынок, восстановив таким образом баланс спроса и предложения.
Обязательство России сократить добычу пока является скорее проблемой для российских нефтяных компаний, так как не прописан механизм этого процесса, получат ли компании компенсации или должны будут сами извлекать выгоду с рынка, за счет растущих цен. А цены тем временем легко могут скользнуть вниз, просто за счет кратковременной спекуляции. При этом нефтяным компаниям нужно планировать свою инвестпрограмму на следующий год и далее.
Рубль сейчас демонстрирует чудеса укрепления, показывая рост против доллара. На мой взгляд, этот рост скорее выглядит как консолидированные действия нескольких крупных игроков, чем реальная сила российской валюты. В среду ФРС огласит решение по ключевой ставке, и, скорее всего, она будет повышена, а это означает укрепление доллара против большинства мировых валют. На этом фоне шансы рубля и дальше укрепляться – минимальны. Скорее всего, рубль ждет резкий отскок в район 65-70 руб. на горизонте нескольких месяцев.
Наталья Мильчакова, замдиректора-аналитического департамента «Альпари»: Полагаю, что у нефти Brent есть все шансы до конца года подняться до 60 долларов за баррель, WTI, как правило, дешевле Brent на 1-2 доллара, поэтому рост WTI до такого уровня мы можем увидеть позже, вероятно, в следующем году. Но также вероятно, что на 60 долларов по Brent образуется достаточно сильный уровень сопротивления, так как и спекулянты начнут фиксировать прибыль, и в США активизируется добыча сланцевой нефти. Кроме того, весьма вероятное повышение процентной ставки в США может также вызвать краткосрочную коррекцию на рынке нефти, но она вряд ли будет долгой, так как событие ожидаемо рынком. Тем не менее, среднесрочный тренд по нефти растущий, нефть в декабре обновляет годовые максимумы, а это хороший знак для будущего роста. Что касается баланса мирового спроса и предложения, на наш взгляд, ведущую роль в регулировании спотового рынка нефти будет играть не предложение, а спрос. Поэтому не так важно, сколько тысяч баррелей убрали с рынка, важно, сможет ли мировой спрос потребить оставшееся количество. Мы полагаем, что на фоне роста спроса основных мировых потребителей нефти (Китай, Индия, ЕС) цена нефти пойдет вверх.
Мы полагаем, что проблемой для российских нефтяных компаний сокращение добычи нефти на 300 тыс. баррелей в день не станет. По крайней мере, на недавнем совещании в Минэнерго абсолютно все его участники, ведущие нефтяные корпорации России, поддержали сокращение добычи. Россию также поддержали и государственные нефтяные корпорации Казахстана и Азербайджана, эти страны также примут участие в сокращении добычи независимыми производителями, хотя самые большие квоты у России и Мексики, установленные пропорционально добыче. Сокращение совокупной добычи в России на 300 тыс. баррелей в день – это достаточно щадящая нефтяников мера. В основном сокращение произойдет за счет старых месторождений, на которых рост добычи замедляется по объективным причинам. Полагаем, что краткосрочность этого соглашения (шесть месяцев) никого не должна смущать. Во-первых, основное бремя сокращения берет на себя ОПЕК (1,2 млн баррелей в день), а не Россия и независимые производители, что логично. Во-вторых, ОПЕК свою политику сокращения добычи через полгода может продлить, а участие в соглашении независимых производителей нужно в моменте, для того, чтобы привести в соответствие спрос и предложение. В 2009 году Россия тоже на некоторое время сокращала вместе с ОПЕК добычу нефти, но по мере роста цены на нефть дальнейшее сокращение добычи не понадобилось.
Для бюджета России рост цены на нефть выше 50 долларов за баррель является неожиданным подарком, так как бюджет на 2017 год и три последующих года верстался из расчета среднегодовой цены на нефть в течение трех лет в 40 долларов за баррель. Но бюджет был сверстан исходя из консервативного сценария развития событий. Чем выше будет цена на нефть, тем более высоких темпов экономического роста можно ожидать в будущем. Однако доллар до конца года будет привлекательнее рубля, так как в середине декабря состоится заседание ФРС, на котором, скорее всего, будет повышена процентная ставка. Это в краткосрочном аспекте может понизить курс рубля к доллару. Но до конца года, по нашей оценке, если нефть повысится в цене до 60 долларов, то пара USD/RUB может достигнуть коридора в 60-62.
Азрет Гулиев, заместитель начальника аналитического отдела ИФК «Солид»: На мой взгляд, несмотря на наличие весомой причины для возникновения ралли на рынке нефти, у «быков» просто не хватит времени, чтобы поднять котировки к 60 долларам за баррель. Середина этой недели будет означена первым по значимости в этом году событием – последним в 2016 году заседанием ФРС США, на котором с высокой вероятностью будет принято решение об ужесточении кредитной политики. В случае если ставка будет поднята всего на 0,25%, существенного давления на рынок нефти не возникнет и после небольшой коррекции она возобновит рост, но в случае если ставка будет поднята на 0,5%, скорее всего, рост долларовых активов приведет к ослаблению нефти и рубля. Таким образом, баррель закрепится в районе 53-55 долларов до конца года.
В среднесрочной перспективе, в случае если экспортеры будут выполнять взятые на себя обязательства, уровень в 60 долларов все же может быть пробит в январе. Однако стоит отметить, что это, скорее всего, будет максимум с учетом условий договоренностей. Сокращение на 1,8 млн баррелей в сутки недостаточно для возвращения даже в район 75 долларов.
Для России, равно как и для всех остальных крупнейших экспортеров, как независимых, так и входящих в ОПЕК 1,8 млн баррелей является незначительной величиной. К примеру, Россия обещает снизить объемы добычи до 10,9 млн баррелей к марту-апрелю, что, казалось бы, немало, но, например, в августе этого года суммарный объем добычи на всех российских месторождениях составлял всего 10,7 млн баррелей, то есть уступка выглядит значительной лишь в сравнении с текущими рекордными уровнями добычи, причем, это утверждение справедливо и для России, и для Саудовской Аравии, и для Венесуэлы, и для Ирака, и для Ирана… То есть, важность достижения договоренностей заключается именно в самом факте заключения соглашения, а не в его масштабах.
Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «ФИНАМ»: Биржевые игроки используют любой информационный повод для разогрева котировок, поэтому исключать выхода биржевых цен на нефть выше 60 долларов за баррель нельзя. Однако вряд ли удастся закрепиться на этом уровне надолго. У достигнутого соглашения остаются два главных риска, которые могут превратить эту победу в «пиррову». Во-первых, существенным риском остается добросовестность соблюдения странами – участницами соглашения установленных квот на нефтедобычу. Нарушение кем-либо из крупнейших участников принятых ограничений может вызвать резкое наращивание нефтедобычи остальными странами с целью удержания своей доли рынка. Во-вторых, достигнутый уровень цен становится вполне комфортен для сланцевых проектов. Как минимум треть от удаляемых с рынка 1,7 млн баррелей к середине 2017 года может быть восполнена американской нефтедобычей. И еще остается «темной лошадкой» Китай. Не являясь экспортером нефти, а напротив, являясь крупнейшим импортером и потребителем нефти, он одновременно входит в пятерку крупнейших нефтедобывающих стран. При дальнейшем росте цен он вполне может начать расконсервацию своих нефтедобывающих проектов и сокращать импортные закупки, что также поправит баланс спроса и предложения.
Сокращение более выгодно компаниям, на месторождениях которых добыча и без того снижается – они получают выгоду от роста цен практически без ущерба для себя. Но, в принципе, выигрывают все: уже на одном только достижении соглашения сначала членами ОПЕК, а затем и присоединившимися странами – нефтеэкспортерами, цена на нефть (по марке Brent) выросла на 22% (с 46,4 до 56,6 доллара за баррель). По сравнению с этим ростом снижение добычи на 2,7 – 3% для России, да и на 4,5-4,7% для членов ОПЕК вовсе не выглядит невыгодным. Кроме того, уровень 10,9 млн баррелей, который планируется достигнуть в мае 2017 года вряд ли можно считать низким. Этот уровень выше того уровня добычи, который был достигнут в августе 2016 года (10,7 млн баррелей в сутки), и который тоже тогда считался рекордным.
Полагаю, цена в диапазоне 55-60 долларов за баррель нефти является оптимальной для добычи и для потребителей. Собственно, вряд ли кто из участников переговоров мог всерьез рассчитывать на большее. Этого достаточно, чтобы обеспечивать рентабельность нефтяных проектов, но не настолько много, чтобы вызвать слишком быстрое размораживание альтернативных проектов добычи с высокой себестоимостью. Конечно, некоторым нефтедобывающим странам этого уровня недостаточно, чтобы сбалансировать бюджет. Но это не проблема нефтяного рынка, а структурная проблема экономики этих стран.
Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets: По моему мнению, уровень цен на нефть в районе 60-65 долларов за баррель выглядит абсолютно реальным. Вспомним недавнюю историю. Во 2-м квартале 2014 года мировое производство нефти возросло всего на 2,5 млн баррелей или на 2,7%. Однако этого хватило, что бы ее цена обвалилась со 107 долларов примерно до 49 за баррель. Нынешнее сокращение, составит около 1,8% от текущей мировой добычи. Это неизбежно повысит котировки нефти. Следует учитывать, что в дальнейшем их динамика будет зависеть от успехов американских сланцевых компаний по возобновлению добычи. В целом в 2016 году производство всех видов жидких углеводородов в США сократилось по сравнению с 2015 годом, примерно на 750 тыс. баррелей в день.
Я полагаю, что российские нефтяники будут очень довольны. Ожидаемое сокращение добычи на 3% уже вызвало рост цен почти на 20%. Конечно, такого не было бы без участия ОПЕК, но тем не менее. Сейчас производство нефти в России находится на историческом максимуме. Такой высокий уровень сложно поддерживать в течение длительного времени. Не исключено, что снижение добычи может произойти и по естественным причинам. Какого-либо негатива от этого не будет. Я полагаю, что оптимальный уровень цен на нефть для стран – производителей составляет 60-65 долларов за баррель. Однако, понятно, что чем больше – тем лучше. Рубль при этом, естественно, продолжит укрепляться и вполне может достигнуть уровня 56 руб. за доллар США.
Альберт Короев, эксперт БКС Экспресс: Две недели назад страны ОПЕК договорились сократить объемы добычи нефти и уже на этих выходных на встрече в Вене страны, не входящие в ОПЕК, так же обязались сократить добычу на 600 тыс. баррелей в сутки – тем самым «убрав» с рынка 2% лишней нефти. Россия возьмет половину этого бремени – 300 тыс. баррелей в сутки уже с 1 января 2017 года. На этих новостях цена марки Brent доходила сегодня до 57,26 долларов за баррель. В среду традиционно выходят данные по запасам сырой нефти США, и если запасы уменьшаться – СПекулянты могут загнать цены на нефть выше 60 долларов. «Потолок» роста на уровне 70 долларов за баррель, так как зимой происходит сезонное уменьшение потребления нефти.
Россия постепенно сократит добычу на 300 тыс. барр. в сутки. Механизм сокращения будет добровольным, так как компании уже подтвердили свое согласие на этот шаг, так что явных проблем здесь не предвидится. В перспективе 6 – 12 месяцев сокращение добычи нефти, безусловно, принесет свои плоды – рост цен на сырье и, как следствие, стабилизация в отрасли. А вот в 5-летнем диапазоне есть риск сланцевиков из США, которые «отобьют» долю рынка ОПЕК и зальют мир дешевой нефтью.
В текущей ситуации цена в 55-60 устроит всех – членов и не членов ОПЕК, сланцевиков. С точки зрения бюджета РФ 57-60 долларов уже комфортная цена, для дальнейшего роста и экономического развития. На пару доллар рубль рост цен на нефть окажет свое давление, к примеру, сегодня за один доллар уже дают 61,10 руб. Вполне ожидаемо движение ниже 60 руб. за доллар. Единственную поддержку доллару оказывает предстоящее заседание ФРС США, на котором есть большая вероятность повышения ставки и, как следствие, укрепление доллара к другим валютам.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Рост цен продолжится, так как здесь (как и в случае с валютой) работают психологические факторы: после долгого падения договоренность ОПЕК создала ожидание дальнейшего роста, которое само по себе подстегивает рост. Этот рост может остановить только новое знаковое событие, но с обратным знаком: например, рост добычи или объявления о росте экспорта нефти из США. Так что цены сейчас в руках Трампа. Конечно, объем сокращения не достаточен, чтобы создать дефицит нефти. Но поскольку спрос формируется не только сиюминутными потребностями, но и необходимостью поддерживать, а иногда и наращивать запасы (а наращивание запасов является зачастую результатом ожидания роста цен), то говорить о достаточности и недостаточности сокращения не приходится. Конечно, сокращение не такое уж значительное, но оно обозначило вектор ожиданий и пока вектор не сменится, рост продолжится.
Компании выиграют и уже выигрывают от роста цен, хотя реальное сокращение будет только весной. И даже если рост цен не компенсирует потери объема добычи (если рост замедлится или остановится), это все равно выгодно, так как и запасы будут целее, и транспортировка дешевле. Вопрос в другом: сможем ли мы исполнить уже заключенные контракты при снижении объемов добычи? Если да, например, за счет запасов, то все хорошо. Если нет, то нас ждут штрафы и неудовольствие контрагентов. Но поскольку значительная часть контрактов перезаключается сейчас, то эту проблему мы решим.
Цена очевидно выше себестоимости и позволяет иметь прибыль, и в этом смысле она справедлива. Но в два раза большая цена будет в два раза более справедливой. В условиях рынка справедлива та цена, которую готовы заплатить. Для того чтобы сделать наш бюджет бездефицитным этой цены не хватит, но дефицит очевидно уменьшится. Рост курса рубля продолжится, но вряд ли он будет уж очень долгосрочным. Дорогой рубль повышает себестоимость наших товаров, в том числе и нефти. А значит, понижает прибыли компаний. Так что рост рубля является тормозом роста экономики.
Написать комментарий
Все какие-то сказочники, единственное у Шустова взгляд более-менее адекватно мыслящего человека!!! А остальные прям все Алексеи Толстые! Сказочки про Поле Чудес, лису Алису и кота Базилио нам тут рассказывают!