Охладить, заморозить или проиндексировать – что будет с тарифами ЖКХ в ближайшие три года?
По данным коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн», за прошедший год долги россиян за коммунальные услуги возросли на 10%, достигнув отметки 275 млрд руб., а общая задолженность за услуги ЖКХ в стране превысила 1 трлн руб. Министерства и ведомства предлагают различные варианты регулирования тарифов ЖКХ, все больше переводя вопрос ценообразования в этой сфере из экономической плоскости в политическую. Что же конкретно предлагают чиновники и как оценивают эти инициативы эксперты?
Планы Минэкономразвития
МЭР предлагает ограничить рост тарифов ЖКХ на прогнозируемом уровне инфляции. В социально-экономическом прогнозе министерства на ближайшую трехлетку инфляция закладывается на уровне 4,9%; 4,4%; 4,1% соответственно. Примерно такими же цифрами должны быть ограничены и тарифы ЖКХ. Стоимость газа для населения должна вырасти в следующем году в среднем на 3%, электроэнергии – на 5%.
Последнее повышение тарифов ЖКХ произошло в июле этого года в среднем на 4%, тарифы на электроэнергию были проиндексированы на 7-9%.
При этом тарифы для всех остальных потребителей, например крупных корпораций, МЭР планирует увеличить на 1–2%.
Многие эксперты говорят о том, что тарифы монополий являются основным фактором, влияющим на инфляцию. Запрограммированное увеличение этих тарифов автоматически вызовет и рост инфляции. Директор Гильдии управляющих компаний в ЖКХ Вера Москвина отмечает, что «у нас каждый год в среднем по России цены растут на 10%. Оправдание росту тарифов – инфляция. В середине года нам говорят, что возросшие тарифы увеличивают инфляцию.. Эта огненная карусель катится по России ровно столько, сколько у нас реформируется жилищно-коммунальная сфера».
Кстати, все предыдущие годы рост тарифов естественных монополий у нас в стране объясняли ростом мировых цен на энергоносители. Сейчас ситуация с мировыми ценами прямо противоположная, однако тарифы ЖКХ продолжают расти. Теперь это объясняется износом основных фондов в жилищно-коммунальных хозяйствах, несоответствием действующих тарифов затратам поставщиков воды и электроэнергии населению и тому подобным.
Инициативы Роспотребнадзора
Это ведомство предлагает изменить действующий СанПиН таким образом, чтобы минимальная температура горячей воды в кранах россиян могла быть снижена до 50 градусов по Цельсию. Согласно действующим нормам, нижняя граница температуры горячей воды в точках водозабора равняется 60 градусам. По мнению ведомства, эта мера должна привести к снижению тарифов на тепло и горячее водоснабжение.
Минимальный порог в 60 градусов действует в нашей стране с 2009 года. Требование это направлено на борьбу с возбудителями инфекционных заболеваний, в частности, с «болезнью легионеров» (Legionella Pneumophila). Массовое заражение легионеллезом по причине нарушения технологии водозабора произошло в Свердловске в 1986 году, и тогда в нашей стране был введен минимальный порог для горячей воды в 60 градусов. Сегодня температура горячей воды выше 60, а холодной ниже 20 градусов является общепринятой международной нормой и служит важным элементом защиты потребителя.
Предложения о снижении температуры горячей воды звучали и ранее. В прошлом году ФГБУ ФНИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи Минздрава провело даже научное исследование на предмет обоснования микробиологической безопасности снижения температуры воды. Результаты исследований гласят, что понижение температуры до 50 градусов возможно, но требуются периодические повышения температуры до 70 градусов, строгий лабораторный контроль и иные меры.
Бывший главный санитарный врач страны, а ныне депутат Госдумы Геннадий Онищенко полагает, что такую высокую температуру в сети приходится поддерживать, потому что делается поправка «на чье-то разгильдяйство. Но нагревать такой объем воды, который требуется населению, особенно в больших городах, – это немалые деньги». По мнению депутата, можно добиться экономии, снизив температуру горячей воды, а безопасность обеспечить с помощью соответствующих технологий. И конечно же «обеспечить строгость их соблюдения».
Вероятно, это очень правильный взгляд на такой способ экономии ресурсов, но эксперты обращают внимание вот на какое обстоятельство.
Коммуникации в ЖКХ в нашей стране изношены более чем на 60%. При понижении температуры горячей воды в сети автоматически вырастет ее потребление (кстати, отсюда следует, что для населения никакой экономии в платежах от этой новации не предвидится), а изношенные коммуникации такой нагрузки попросту не выдержат.
В Минэкономразвития полагают, что понизить температуру возможно, но сначала необходимо привести в соответствие инфраструктуру.
В числе выгодоприобретателей от этого предложения Роспотребнадзора специалисты называют организации, поставляющие ресурсы, например, тепловые электростанции.
Предложения ФАС
Антимонопольная служба предлагает пятилетнюю заморозку для населения тарифов ЖКХ на текущем уровне. Ведомство предложило исключить расчетную предпринимательскую прибыль из расчета необходимой валовой выручки тепло- и водоснабжающих организаций. Вместо учета этой прибыли в тарифе ФАС предлагает компаниям искать ее в экономии расходов. По мнению антимонопольной службы, сегодня эффективность деятельности организаций–поставщиков тепла и электричества для ЖКХ никоим образом на их тарифах не сказывается. Прибыль, которую получают эти организации, расходуются ими по своему усмотрению, а инвестиций в отрасль не осуществляется. По данным Минэкономразвития, «сохраняется тренд на старение инфраструктуры». Министерство сообщает, что за последние 15 лет тарифы росли темпами, существенно превышающими инфляцию, а улучшения качества и обновления коммунальных мощностей не произошло. В течение последних 10 лет ежегодные темпы обновления основных фондов составили лишь 1,5–2%, «что существенно ниже темпов обновления, которые необходимы для устойчивого снижения износа коммунальной инфраструктуры».
Сам глава ФАС объясняет свою позицию следующим образом: «Они демонстрировали худшую эффективность среди всех производителей в России товаров и услуг. Поэтому мы считаем, что можно не индексировать на протяжении пяти лет существенным образом тарифы, но объявить доходом всю экономию на издержках, которые есть в пределах одной компании».
Монополисты с таким подходом антимонопольной службы в корне не согласны. Председатель консультативного комитета ГК «Росводоконал» (входит в «Альфа-групп») Герман Хан направил вице-премьеру Дмитрию Козаку письмо, в котором сообщил: «Реализация указанной инициативы существенно ухудшит условия ведения предпринимательской деятельности в отрасли, лишит частных инвесторов гарантированного и прозрачного дохода и будет оценено отраслью как кардинальный пересмотр государственной политики».
Кто оплатит растущие аппетиты монополий?
Большинство экспертов отмечает крайнюю непрозрачность ценообразования у монополистов в сфере ЖКХ. Специалисты по-разному оценивают, на какую величину тарифы, объявляемые монополиями, отличаются от реальной себестоимости их услуг. Глава ФАС Артемьев утверждает, что все объяснения повышения тарифов ЖКХ тем, что население недоплачивает реальной стоимости услуг монополий, являются «ужасной демагогией и большим обманом». «С учетом воровства в этой сфере мы с вами платим уже не сто, а гораздо больше процентов», – заявляет Артемьев.
Также нет в открытых источниках достоверной информации о том, насколько велика нагрузка тарифов ЖКХ на российские домохозяйства.
Чаще всего расчеты производятся, исходя из средней заработной платы в регионе. Согласно таким расчетам, затраты на ЖКХ составляют 12–13% (а то и вовсе 6–9%) от заработной платы россиян, что выглядит совсем неплохо на фоне развитых стран Запада.
По данным экспертов Академии труда и социальных отношений, если учитывать высокую степень неравенства в оплате труда работников в стране, то нагрузка платежей за ЖКХ на зарплату варьируется от 4% для высокооплачиваемых работников до 60% для беднейших слоев населения.
Согласно информации Минстроя, сегодня около четверти всех собственников в стране не платит вовремя за ЖКХ.
В коллекторском агентстве «Секвойя Кредит Консолидейшн» утверждают, что «более половины тех, на чьей совести есть неплатежи за ЖКХ, в состоянии оплачивать квитанции вовремя». Насколько «более» половины, непонятно, но получается, что та часть должников, которая «менее половины», оплачивать долги вовремя не в состоянии. По подсчетам агентства, 25% должников имеют работу и в состоянии вовремя оплачивать услуги ЖКХ, малообеспеченных должников не более 26% и еще 15% безработных.
По мнению профессора МИГСУ РАНХиГС Любови Храпылиной, россияне платят по ЖКХ относительно исправно в связи с угрозой выселения и увеличением штрафных сумм за просрочку. При этом, по сообщению эксперта, иных долгов у россиян стало больше. То есть граждане, насмотревшись телепередач о выселении за долги и пытаясь обезопасить себя в жилищном вопросе, ограничивают свои иные расходы и влезают в кредиты. Насколько долго россияне смогут выдерживать рост тарифов монополий, сказать сложно, но вопрос этот совершенно отчетливо начинает перемещаться из плоскости экономической в политическую. Так, в прессе появилось сообщение о том, что депутат районного совета в Омской области объявил голодовку в связи с повышением тарифов ЖКХ. Это уже несколько отличается от традиционных ежегодных призывов депутатов ГД от коммунистов заморозить тарифы монополий.
Написать комментарий