Патриотизм и борьба с цветными революциями. Зачем власти измерять протестный потенциал студентов и вузов?
На прошлой неделе стало известно о любопытном мероприятии – конгрессе проректоров вузов по воспитательной работе, участники которого обсуждали вопросы патриотического воспитания молодежи, говорили о роли государства в нем и изучали способы недопущения «деструктивной пропаганды антигосударственных идей» среди студентов. Какие меры предпринимает государство для воспитания патриотизма среди молодежи и насколько конструктивны эти шаги?
Не позволим стране «погрузиться в хаос и безвластие»
Как сообщалось, на конгрессе присутствовали более 600 проректоров из 81 субъекта. В качестве почетных гостей присутствовали глава московского Центра по противодействию экстремизму при МВД Станислав Сулаков, митрополит Меркурий и ведущий программы «Вести» Эрнест Мацкявичюс. В каких вопросах патриотического воспитания является экспертом телеведущий, осталось невыясненным, но собрание получилось весьма представительным и даже было удостоено приветствий премьера Медведева. На съезде много говорили о том, что западные спецслужбы широко используют молодежь для организации госпереворотов, участники обсуждали способы «противодействия деструктивным политическим силам».
О том, что студенчество является наиболее энергичной и мобильной частью общества, известно давно и примеров использования студентов в протестных акциях довольно много. Например, во время выборов президента Ющенко на Украине использовались хорошо организованные студенческие «майданы» не только в столице, но и во множестве больших и малых городов страны. Средство это оказалось весьма действенным. Тот факт, что наше государство серьезно относится к вопросу недопущения влияния на студентов со «стороны», свидетельствует о понимании важности этого вопроса и выглядит вполне естественно. Другое дело, кто и как осуществляет эту работу.
«Гражданские ценности»
Четверть века в нашей стране настойчиво внедрялись различные наборы западных ценностей. Тут были и «европейские» ценности, и «общечеловеческие», и законопослушность, и толерантность, как важнейшая составная часть любого из этих наборов. В связи с обострением отношений со странами Запада, эти ценности стали не в моде, даже обрели некий ругательный оттенок. Теперь заговорили о «российской идентичности» и «гражданских» ценностях. В чем конкретно состоит эта идентичность, четкого определения нет, но соответствующая программа по ее формированию уже вскоре может появиться в российских вузах. С «гражданскими» ценностями немного проще: согласно определению одного из консультантов Федерального агентства по делам национальностей Айказа Микаеляна, «это уважение к закону, всем конфессиям и национальностям, проживающим в России». По сути, те же «общечеловеческие» ценности, только вид «сбоку». Гражданам России методично «вдалбливают», что нет понятия «морально» или «аморально». Есть только «законно» и «противозаконно». Закон-то поменять гораздо проще, чем нормы морали. Ну и терпимым нужно быть ко всему, конечно же.
Еще государство уделяет большое внимание вопросу патриотического воспитания молодежи. Даже утверждена соответствующая госпрограмма с бюджетом 1,6 млрд руб. на ближайшую пятилетку. Цель программы – «создание условий для повышения уровня консолидации общества при решении задач устойчивого развития России и обеспечения национальной безопасности». И вот уже все «забурлило». Создаются различные детские и юношеские организации и движения патриотической направленности. В городах и весях нашей необъятной Родины проводятся различные патриотические мероприятия – где сочинения пишут на тему Великой Отечественной войны, где клубы патриотического воспитания открывают.
Разумеется, патриотизм не возникает из ниоткуда, он воспитывается, и участие государства в этом процессе совершенно необходимо. Но во всей этой патриотической «гонке» совершенно упускается из виду, что патриотизм состоит не в умении быстро автомат Калашникова собирать и не в знании ключевых дат Великой Отечественной войны. Патриотизм может базироваться только на серьезном нравственном фундаменте, а вот воспитание последнего в приоритетах борцов за «гражданские» ценности не значится.
Воспитатели патриотизма
В рамках конгресса проректоров прозвучал доклад замруководителя Института стратегических исследований и прогнозов при РУДН Никиты Данюка о том, как его команда за два года объездила более 40 вузов с просветительскими лекциями на тему противодействия цветным революциям. Истинной целью лекторов являлась оценка протестного потенциала студентов и преподавателей, Данюк со товарищи всячески старались втянуть слушателей в дискуссии на политические темы, призывали студентов открыто высказывать свою точку зрения, после чего были «составлены справки для служебного пользования – в том числе для представителей органов госвласти, а также определенных специализированных структур».
По сути, обыкновенная провокация. И явное культивирование доносительства в вузах – «в конце мероприятия к господину Данюку выстроилась очередь: проректоры наперебой приглашали приехать к ним в вуз и оценить "протестный потенциал" коллег». Какого рода патриотизм можно воспитать у студентов с помощью подобных «прихватов», можно только гадать.
А еще конгресс проректоров «освящал» своим присутствием митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Архиерей у себя в епархии известен тем, что будучи неудовлетворенным своей скромной трехэтажной резиденцией, в которой ютились его предшественники, попросил у города отдать ему здание профессионального лицея модной одежды № 21 (госучреждение) площадью 2000 кв. м. Мэрия согласилась и даже взялась отремонтировать за свой счет это здание. А чтобы Меркурию было сподручнее на работу ходить, у него с дороги убрали трамвайные пути и перенесли на полкилометра в сторону. А еще по просьбе священника с площади (которая по дороге на работу) убрали бомжей и нищих. Чтобы не отравляли исходящими от них дурными запахами атмосферу по пути следования Меркурия. И одержав таким образом очередную внушительную победу над нестяжателями, митрополит придает духовного веса съезду проректоров. Ну и высокую нравственность этого мероприятия символизирует, конечно.
В воспитании «российской идентичности» у студентов теперь можно не сомневаться.
Неоценимый вклад в воспитание патриотических чувств у молодежи вносит и Минобразования. Уполномоченный по правам студентов в РФ Артем Хромов делится на своей страничке в сети информацией о планах министерства провести исследование на тему, как влияют компьютерные игры на патриотическое воспитание молодежи. В конце прошлого года министерство сильно озаботилось вопросом – что важнее для правильного воспитания молодых людей: «мочить» компьютерных супостатов из виртуальной базуки зарубежного производства или с помощью «танчика», созданного программистами из Белоруссии. Результат «исследований» министерских специалистов в прессе не озвучен. С большой долей вероятности можно предположить лишь, что столь важная научная работа стоила недешево.
Патриотизм – штука тонкая
В 1914 году во время Первой мировой войны между солдатами российской и германской армий стали происходить так называемые «братания». Рядовые бойцы и даже младший офицерский состав враждующих армий ходили друг к другу в гости, угощали папиросами и спиртным, договаривались не тревожить друг друга без предупреждения, самостоятельно организовывали обмен военнопленными. К 1917 году это явление обрело массовый характер, в «братаниях» участвовали уже сотни полков русской армии, что позволило «вождю мирового пролетариата» Ленину заявить о том, что война превращается из мировой в гражданскую.
Старшие офицерские чины говорили об измене, верховный главнокомандующий Николай II был возмущен происходящим, некоторые командиры приказывали открывать артиллерийский огонь по группам «братающихся». Элиты того времени удивлялись отсутствию должного патриотизма у солдат, всевозможные эксперты объясняли феномен «братания» особым крестьянским менталитетом, склонностью ко «всепрощению». Мысль о том, что солдаты не видят особого смысла в защите чьих-то частных интересов, чьей-то собственности, к тому же преимущественно иностранной, в официальных кругах не рассматривалась.
На последнем «Валдайском форуме» президенту Путину задали вопрос, как он относится к собственности украинского президента Порошенко в России в свете обостряющихся отношений между нашими странами и откровенной антироссийской позиции украинского лидера. Российский президент ответил на этот вопрос в том смысле, что
частную собственность надо уважать, в том числе и иностранных инвесторов.
Иными словами, существуют высшие ценности, куда более важные, чем взаимоотношения двух стран. И совершенно не принципиально, куда идет прибыль, извлекаемая из этой собственности – на АТО на Юго-Востоке Украины, на финансирование частных армий или на организацию блэкаута в Крыму.
Патриотизм должен быть «употреблен» на что-нибудь более простое. Незачем его в государственно-частные дела вмешивать.
Написать комментарий