США теряют контроль над интернетом. Что обретет от этого Россия?
Первого октября этого года истек срок действия контракта между государственными структурами США и Корпорацией по управлению доменными именами и IP-адресами (ICANN). Работа по администрированию адресного пространства интернета (IANA) будет вестись в прежнем режиме, но под управлением новой некоммерческой корпорации. Контролировать эту работу будет Постоянный комитет потребителей (CSC), а также планируется запустить многосторонний обзорный процесс проверки по выполнению функций IANA (IFR). Означает ли это, что интернет становится свободным от политики, и какое значение это может иметь для России?
Какие функции контроля утратили США?
По действовавшему до конца сентября контракту между одной из структур Министерства торговли США – Национальным управлением информации и связи (NTIA) и Корпорацией по управлению доменными именами и IP-адресами, последняя занималась организацией функционирования веб-адресов, обработкой запросов на изменение имен и проверкой на соответствие этих изменений правилам, то есть администрировала систему доменных имен – DNS (Domain Name System). Считается, что Минторг США в текущую работу ICANN не вмешивался, но, согласно контракту, имел место в одном из комитетов ICANN, получал регулярные отчеты о работе Корпорации и имел право вето на те или иные ее решения.
Теперь, по новым правилам, отвечать за управление доменными именами будет новая некоммерческая корпорация по обеспечению общественных интересов – Public Technical Identifiers (PTI). Организация эта зарегистрирована в Калифорнии и является дочерней структурой ICANN. В документе, размещенном на сайте ICANN, сообщается, что для контроля за работой PTI, надлежащим исполнением контракта и разрешением возможных споров будут следить Постоянный комитет потребителей, а также будет запущен многосторонний обзорный процесс проверки исполнения функций IANA. И CSC, и IFR созданы силами ICANN. Говоря проще, управлять работой дочерней структуры будет материнская, а контроль за этим процессом и разрешением спорных ситуаций будут заниматься структуры, созданные самой же ICANN.
В чем причина отказа от контроля интернета?
Интернет возник на базе сети ARPANET, которая была создана по инициативе военного ведомства, и соединяла компьютеры в исследовательских центрах на всей территории США. По мере развития сети и с выходом ее за пределы Штатов, понадобилась структура, которая занималась бы управлением доменами. Так возникло решение о создании ICANN, которая возникла в 1998 году как результат договоренностей между коммерческими структурами, общественными организациями и администрацией США. До 2002 года в состав совета директоров Корпорации могли входить только два представителя мирового сообщества, позже число мест было увеличено до 8 из 21. Подобное положение вещей не устраивало большинство участников международных отношений. Предложения о передаче функций ICANN организациям, которые контролировались бы мировым сообществом, звучат с начала 2000-х годов. В конце 2003 года ООН приняла решение о создании специальной рабочей группы, которая занималась бы проблемами интернета и разработкой структуры «интернет-правительства», с 2006 года под эгидой ООН проводятся ежегодные форумы по управлению интернетом. Регулярно требуют в рамках ООН передать контроль над доменами международным организациям Китай и Россия. Одной из первых с подобными предложениями выступила Франция. В 2012 году Россия предложила контроль над интернетом передать Международному союзу электросвязи, работающему под эгидой ООН, инициатива эта была поддержана 89 странами мира. Против выступили США, Канада, Австралия и некоторые страны Европы. Штаты отказывались передавать полномочия по управлению доменами ООН под разными предлогами – некомпетентности и коррупционности Организации, угрозы интернету со стороны авторитарных режимов (Россия, Китай и др.), противоречия национальным интересам США, и ссылаясь на прочие причины подобного же рода.
Тем не менее, давление со стороны международного сообщества на США в этом вопросе возрастало, «жару» добавили скандалы, связанные с прослушкой АНБ телефонов лидеров союзных государств, разоблачения Ассанжа и Сноудена. В разных частях мира стали возникать идеи о создании автономных сегментов интернета – с предложением связать страны БРИКС в единую, не зависимую от американцев сеть, выступала президент Бразилии Дилма Русеф, дважды собирались строить национальные системы маршрутизации китайцы. Воздержаться от реализации этой идеи китайское руководство заставляет то обстоятельство, что в этом случае может упасть на 20-30% скорость банковских платежей. Позже Китай избрал другую стратегию – подготовился к тому, чтобы перехватить управление сетью, если от него откажутся американцы.
Немецкая на треть государственная телекоммуникационная компания Deutche Telecom готовит проект, который позволил бы внутригерманский интернет-трафик не «гонять» через иностранные серверы. Позже планируется это проект расширить и на другие страны Евросоюза, создав своеобразный «Шенгенский интернет». То есть, вопреки расхожему мнению, к обособлению и защите собственного информационного пространства стремятся не только те страны, которые принято относить к авторитарным режимам, но и «зрелые демократии».
О том, что «человечество не будет ожидать завершения срока очередного госконтракта с ICANN», заявил в прошлом году министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров, помощник президента России Игорь Щеголев сообщил, что Россия будет усиливать защиту своих интересов независимо от того, что решит руководство США по поводу передачи контроля над доменами.
Что изменится для России в связи с отказом США от контроля за интернетом?
Мнения специалистов в этом вопросе разделяются. Одна часть из них полагает, что контролировать всемирную паутину в принципе невозможно. ICANN осуществляет свою деятельность с помощью пяти автономных региональных регистраторов, которые отвечают каждый за свой регион. Эти организации не являются филиалами ICANN. Будучи независимыми компаниями, они в своей работе опираются только на законодательство тех стран, в чьей юрисдикции они зарегистрированы. Кроме того, сервера, на которых хранится вся информация о доменах, физически расположены в разных странах. Кроме США, это – Япония, Швейцария и Нидерланды.
Их противники говорят о том, что серверы расположены в странах, подконтрольных США и доступ к этим устройствам для АНБ никаких проблем не представляет, тем более, что из 12 операторов, управляющих серверами ICANN, 9 находятся в США. Не выдерживает критики также утверждение, что региональные регистраторы независимы от Госдепа. Во время войны в Ираке не раз перекрывался доступ к сайтам с иракским расширением «.ik», также отключался интернет во время войны в Ливии.
Глава Минсвязи РФ Никифоров считает хорошим знаком передачу контроля над доменными именами частной структуре, однако отмечает, что способность правительств влиять на решения, которые принимает корпорация ICANN, ограничивается исключительно консультативной ролью».
И нарекания министра небезосновательны – создающийся новый порядок управления интернетом не предполагает участия каких-либо государств в этом процессе вообще.
При этом компания Verisign, которая будет заниматься технической поддержкой корневых серверов DNS, управляется такими компаниями, как T. Rowe Price Associates, Inc., Capital Research & Management Co. (World Investors), Berkshire Hathaway, Inc. (Investment Management), The Vanguard Group, Inc., BlackRock Fund Advisors, SSgA Funds Management, Inc., Capital Research & Management Co. (International Investors). Эти же названия мы встречаем в списках акционеров Apple, Microsoft, Google. Наверняка этот список можно продолжить. Речь идет не о символическом участии в капитале этих IT-компаний, а о совместном владении пакетами акций, которые позволяют управлять бизнесом. И верить в то, что интересы этих акционеров лежат далеко от политики, можно только обладая изрядной долей оптимизма. Выдающаяся роль социальных сетей в организации цветных революций ни для кого не секрет. И это относится не только соцсетям – конфликт в Китае в 2009 году, связанный с уйгурами, не обошелся без участия Google. Да что далеко ходить – как бы наш «родной» «Яндекс» для IP-адресов, находящихся за пределами России, отмечает на своих картах Крым как украинскую территорию. Что говорит либо о выражении таким способом своих политических воззрений руководством поисковика, либо о его зависимости от западных «партнеров». Какое из этих двух зол меньшее, каждый может выбрать себе по вкусу. Сегодня не только Россия, но и весь мир, избавившись от контроля за интернетом со стороны Госдепа (хотя это утверждение спорно), получили ничем не ограниченный контроль над сетью со стороны ТНК, в задачи которых входит разрушение вообще любых государственных структур. Для глобалистов эти события являются хорошей новостью, для антиглобалистов в отказе США от контроля за интернетом особого повода для радости нет – хрен редьки не слаще.
Написать комментарий
Россия приобретёт то, что теряют США.