Свести концы с концами. Почему бюджет 2017 года не сходится
В последние месяцы периодически появляются сообщения о различных инициативах правительства при подготовке проекта бюджета-2017. Глава Минфина Силуанов называет этот бюджет одним из самых сложных за последние годы, предупреждает о том, что наши суверенные фонды близки к исчерпанию и призывает увеличить налоги. В правительстве говорят о том, что повышение налогов недопустимо, премьер Медведев считает, что необходимо «формировать более современные и конкурентоспособные структуры, наращивать долю несырьевой составляющей, улучшать условия для бизнеса». У чиновников все еще нет единого мнения по поводу пополнения бюджета, принять который предстоит новому парламенту уже буквально через пару месяцев. Каким может быть новый бюджет и как оценивают его эксперты?
Какие параметры у бюджета-2017?
Сведения, которые попадают в прессу о проекте нового бюджета, весьма противоречивы и не отличаются большой информативностью. И связано это, вероятнее всего, не с какой-то особой таинственностью, сопровождающей процесс создания проекта, а с обыкновенным непониманием, как свести «концы с концами» при сокращающихся источниках дохода и крайней нежелательностью (особенно в предвыборный период) дальнейшего урезания расходных статей бюджета. О царящей растерянности в рядах чиновников говорит следующий факт: до самого последнего времени правительство не могло определиться с горизонтом планирования нынешнего бюджета. Ясность внесла глава Счетной палаты РФ Голикова, сообщив буквально пару дней назад в интервью «Известиям», что решение по этому вопросу принято – бюджет будет трехлетним.
По поводу некоторых параметров бюджета информация в прессе есть. Сообщается, что бюджет верстается, исходя из мировых цен на нефть 40 долларов за баррель, дефицит бюджета в 2017 году запланирован на уровне 3,2% ВВП, в 2018 году – 2,2% ВВП, в 2019 году – 1,2% ВВП. Считается также решенным вопрос с пенсиями. Как сообщают «Ведомости», пенсии решено проиндексировать: в 2017 году на величину инфляции этого года – 5,9%, в 2018–2019 годах пенсии будут проиндексированы, исходя из прогнозной инфляции – 4,5%, 4% соответственно. Также будет увеличен трансферт из госбюджета в ПФР в связи с ежегодным повышением социальных пенсий на темп роста прожиточного минимума пенсионера: в 2017 году – на 7,2%, в 2018 году – на 4,9%, в 2019 году – на 10,7%. А вот с источником финансирования этих выплат полной ясности нет.
По прогнозу Минфина, дефицит бюджета в этом году превысит 3% ВВП, и для его сокращения правительство умеет пользоваться довольно узким набором средств: тратить средства суверенных фондов, повышать налоги, сокращать расходные статьи бюджета, заимствовать на внешних и внутренних рынках и, наконец, продать «что-нибудь ненужное» из госсобственности. Продажа госсобственности не всегда удается (например, продажа «Башнефти» и «Роснефти» в этом году «не сложилась»), расходование средств суверенных фондов для финансово-экономического блока правительства является мерой крайне нежелательной – не для того деньги из страны выводились, чтобы их обратно в экономику вбрасывать. Остается совсем немного способов «латать» бюджетные дыры – увеличение налогов и сокращение расходов.
И в этой сфере Минфин проявляет завидную изобретательность.
Что предлагает Минфин?
Подготовку бюджета-2017 Минфин начал с того, что предложил в июле этого года сократить бюджетные траты на 5%. По данным «Коммерсанта», трансферты в регионы было предложено сократить на 15% , в связи с чем будут сокращены субсидии на повышение зарплат бюджетникам в рамках майских указов президента. Вдвое должны быть сокращены трансферты на дорожное строительство.
Агентство «ПРАЙМ» сообщает об июльском письме Минфина, в котором министерство предлагает на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов сформировать бюджет исходя из «уменьшения объемов бюджетных ассигнований в 2017-2019 годах на 6%, 9%, 11% соответственно». То есть расходы будут урезаны фактически на 5%, 8% и 10%, а 1% будет ежегодно резервироваться.
«Газета» сообщает, что в результате этой «оптимизации» сокращаются на четверть госпрограммы «Развитие образования» и «Развитие науки и технологий», сократятся бюджетные места в вузах, и без работы к 2019 году останутся 10,3 тыс. научных сотрудников вузов, РАН и Курчатовского института.
Также глава Минфина сообщил, что «мы не начинаем новых проектов, строек, объектов.. Исключительно деньги выделяем на завершение старых программ и старых решений».
В конце августа стало известно, что расходы бюджета на следующий год планируется заморозить на уровне 2016 года – 15,8 трлн руб., при этом на 5% должны быть сокращены незащищенные статьи бюджета.
Доходные статьи бюджета Минфин решил пополнить за счет увеличения налогов и выплат дивидендов госкомпаниями.
Министерство планировало увеличить налог на прибыль, на имущество организаций, НДС и НДФЛ, а заодно и страховые взносы, повысить сборы с нефтяников, «Газпрома», ввезти акциз на сахаросодержащие напитки, НДС на интернет-торговлю. С этими предложениями Минфин в конце августа выступил на совещании у вице-премьера Шувалова, однако инициативы министерства поддержки не получили. Но как сказала о министерстве Татьяна Голикова, «надо отдать должное Минфину – он всегда готов к любым вызовам».
Минфин вполне оправдал этот отзыв и совершил второй «заход» к руководству, на этот раз более удачный. На совещании у вице-премьера Дворковича были даны поручения, согласно которым в этом году может быть принят новый налоговый режим в нефтяной отрасли, предполагающий отмену экспортной пошлины на нефть и перекладывание ее на НДПИ и новый налог – на добавленный доход (НДД).
Все эти меры необходимы для того, чтобы уменьшить трансферт из суверенных фондов, которые, по утверждению Минфина, будут исчерпаны в ближайшие несколько лет.
Заканчиваются ли суверенные фонды?
О том, что средств в суверенных фондах осталось совсем на недолго, глава Минфина Силуанов регулярно повторяет уже не первый год. Поддерживает своего начальника первый замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко, сообщив в июле этого года на «Территории смыслов» в Клязьме, что «если ничего не менять, то к концу следующего года у нас не будет ни резервов, ни возможности выплатить зарплаты». Перемены чиновница видит в увеличении пенсионного возраста и повышении мобильности населения. Разделяет эти опасения Силуанова и бывший глава Минфина Кудрин, с ними также вполне солидарен известный большой «друг» России Сорос, который даже предрекает нашей стране скорый дефолт. Такие взгляды широко освещаются в прессе, как в нашей, так и в зарубежной. Это происходит на фоне высказываний президента Путина на различных публичных мероприятиях о том, что ситуация в экономике стабилизируется.
Некоторые эксперты полагают, что мотивы, лежащие в основе действий чиновников Минфина, находятся вне экономической плоскости.
Резервный фонд РФ был создан в 2008 году, и его величина равнялась 3 трлн руб. Сегодня в нем 2 трлн руб., максимального размера он достигал в феврале 2015 года – почти 6 трлн руб., а минимальным он был в 2011 году – менее 800 млрд руб. В долларовом выражении Резервный фонд также был минимальным в 2011 году – около 25 млрд долларов, сегодня в нем имеется 32 млрд долларов. ФНБ на сегодняшний день «стоит» почти 73 млрд долларов, или 4,7 трлн руб. по текущему курсу.
Директор Института экономики Российской академии наук Руслан Гринберг не видит никакой трагедии в том, что суверенные фонды могут закончиться. Экономист полагает, что «для экономики страны окончание Резервного фонда не означает конец света. У нас ещё достаточно хорошее пространство для расширения наших заимствований внутри страны и за рубежом. Я не думаю, что надо делать из этого трагедию».
Что говорят о бюджете-2017 эксперты?
Эксперты в своем отношении к бюджетным инициативам Минфина разделились на два лагеря: сторонники урезания расходов считают эту меру вынужденным шагом, который, однако, позволит «сконцентрировать, оптимизировать, стабилизировать, создать возможности». В чем эти возможности выражаются конкретно, не озвучивается.
Противники подобного проекта бюджета обращают внимание на то, что бюджет этот не дает никаких предпосылок для роста экономики ни сейчас, ни в будущем. Экономист Михаил Хазин полагает, что проводимая Минфином политика стабилизации расходов пагубна для экономики страны. «Никто из них не думает, как развиваться. Они думают только об одном: мы будем поддерживать нынешний уровень потребления, пускай он низкий, но мы будем его поддерживать за счет полной ликвидации всей экономики в целом. Мне кажется, что это катастрофическое решение», – заявляет экономист.
Руслан Гринберг считает заморозку расходов бюджета контрпродуктивной. «Это мало что дает для стабильности и уж точно блокирует развитие», – полагает директор ИЭ РАН.
Советник президента РФ Сергей Глазьев называет инициативы Минфина «абсолютно безумной мерой», загоняющей экономику страны в «стагфляционную ловушку».
Написать комментарий