21 НОЯ, 15:36 МСК
USD (ЦБ)    100.0348
EUR (ЦБ)    105.7338


Координация рынка региональных институтов развития: опыт федеральных округов

9 Сентября 2016 9669 0 Институты развития
Координация рынка региональных институтов развития: опыт федеральных округов

Территориальное и ресурсное разнообразие регионов и масштабность всей России существенно усложняют механизмы координации ее рынков. Не является исключением и рынок региональных институтов развития. Какие попытки предпринимаются на уровне федеральных округов? Насколько они эффективны? И какие проблемы возникают в области координации деятельности институтов развития?

Ранее мы уже говорили о попытках координации рынка региональных институтов развития. Продолжая начатую тему, хотелось бы рассмотреть еще одну структуру, которая может претендовать на роль координатора изучаемого нами рынка. Речь пойдет об ассоциациях экономического взаимодействия субъектов РФ.

Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ: начало пути

Правовой основой формирования всех межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ послужил Указ Президента РФ №194 от 11 ноября 1991 года «Об обеспечении условий по повышению роли и взаимодействия республик в составе РСФСР, автономных образований, краев и областей в осуществлении радикальной экономической реформы». Дальнейшее развитие нормативно-правовая база получила в 1999 году после вступления в силу ФЗ №211-ФЗ от 17.12.1999 «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации».

В начале 90-х годов межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия охватили практически все регионы нашей страны. В связи с изменениями в административно-территориальном делении России претерпевали изменения и межрегиональные ассоциации. На сегодняшний день часть из них прекратила свое существование: в 2016 году были ликвидированы Ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ «Большая Волга», Ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ Центрального федерального округа «Центрально-Черноземная», в стадии ликвидации находится Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ «Большой Урал». Сложности возникают и в деятельности других ассоциаций. Так, в 2016 году из Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Кавказского федерального округа, "Северный Кавказ" вышел один из его членов — Краснодарский край. Основанием послужило то, что, по мнению краевых депутатов, Ассоциация практически не вела уставной деятельности, а миллионные траты региона на членство в ней себя не окупали.

В то же время часть ассоциаций продолжает функционировать и искать механизмы эффективного взаимодействия регионов с целью их экономического и социального развития, задействуя при этом все имеющиеся ресурсы, включая региональные институты развития.

Центральный федеральный округ: практика взаимодействия с региональными институтами развития

Ассоциация межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный Федеральный Округ» была создана в январе 2013 года по инициативе высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, находящихся в пределах Центрального федерального округа (ЦФО), в целях содействия социально-экономическому развитию и межрегиональной интеграции этих регионов на основе объединения материальных, финансовых, интеллектуальных и административных ресурсов. Ассоциация — это некоммерческая организация, созданная на добровольной основе. На текущий момент все 18 субъектов РФ, входящих в состав ЦФО, являются ее членами.

Основными рабочими органами Ассоциации являются профильные координационные советы и рабочие группы. На сегодняшний день функционирует 8 координационных советов и 2 рабочие группы (рис.1). Каждый из них решает конкретные задачи, но в целом их деятельность направлена на достижение следующих целей:

  • стабилизация экономического положения и социальной защиты населения;
  • улучшение демографической ситуации в субъектах РФ;
  • совершенствование методов управления хозяйствующими субъектами в условиях рыночных отношений;
  • достижение устойчивого развития экономики субъектов РФ;
  • рациональное использование экономического потенциала субъектов РФ.
КООРДИНАЦИОННЫЕ СОВЕТЫ
Координационный совет по вопросам актуализации стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа Координационный совет по развитию агропромышленного комплекса Координационный совет по бюджету, налогам и инвестициям
Координационный совет по развитию проектно-строительной отрасли Координационный совет по развитию отрасли обращения с отходами
Координационный совет по энергетике, энергосбережению и энергоэффективности Координационный совет по охране здоровья Координационный совет по развитию туризма
РАБОЧИЕ ГРУППЫ
Рабочая группа по выработке решений проблемных вопросов по организации пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в ЦФО Рабочая группа по развитию водохозяйственного комплекса
Рис.1. Рабочие органы Ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный Федеральный Округ»

Структурой, отвечающей за рациональное использование потенциала регионов-членов Ассоциации, а также за координацию деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и коммерческих организаций, является Координационный совет по вопросам актуализации стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа. В числе основных задач и функций Совета можно выделить направление, связанное с реализацией региональных инвестиционных программ и проектов членов Ассоциации. Эта работа напрямую связана с деятельностью региональных институтов развития и требует непосредственного взаимодействия с ними. Для этих целей в рамках совета планируется создание специальной рабочей группы, которая могла бы претендовать на роль единого методологического центра для «развития корпораций развития».

Необходимость создания такой структуры вызвана тем, что, как мы уже отмечали ранее, на сегодняшний день не хватает централизованных площадок для сотрудничества между региональными институтами развития и практически отсутствуют методические рекомендации по подготовке и сопровождению инвестиционных проектов. Наиболее заметной в этом направлении является работа, проводимая АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) по формированию свода лучших практик по созданию благоприятного инвестиционного климата в регионах, а также НО «Национальная Ассоциация агентств инвестиций и развития» и АО «Корпорация развития Среднего Урала» по организации и проведению Форума институтов развития. Однако деятельность этих структур развернута в масштабах всей страны, в то время как Ассоциация межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный Федеральный Округ» сосредоточена на субъектах ЦФО. Создание такой структуры позволит обеспечить взаимодействие институтов развития в рамках ЦФО, проанализировать их опыт работы и разработать типовые модели функционирования региональных институтов развития с учетом специфики Центрального федерального округа.

Опыт Северо-Западного, Южного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов

Стратегическое партнерство «Северо-Запад» — АНО «Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северо-Западного федерального округа» — объединяет 11 субъектов РФ, входящих в состав СЗФО. К числу основных задач относится организация практических действий по осуществлению межрегиональных инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства, в частности, оказание услуг субъектам экономической деятельности в реализации инвестиционных инициатив и проектов в регионах округа; оказание содействия органам государственной власти и местного самоуправления в поиске инвесторов и сопровождении стратегических инвестиционных проектов на федеральном уровне; учреждение государственно-частных корпораций для реализации межрегиональных инвестиционных проектов, привлечение инвестиций (в том числе иностранных), продвижение инвестиционных проектов (в том числе региональных) на федеральном уровне.

Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение» (МАСС) включает в себя 12 регионов Сибирского ФО (СФО) и 2 региона — из Уральского ФО (Тюменская область и Ханты-Мансийский АО). В структуре МАСС работает 21 отраслевой координационный совет, на которые возлагается детальная проработка межрегиональных проблем в профильных сферах. В частности, за формирование инвестиционного климата СФО и создание механизмов стимулирования долгосрочного инвестирования отвечает Координационный совет по экономической политике, финансам и инвестициям. Совет активно взаимодействует с АНО «Агентство по привлечению инвестиций в Сибирь» в области популяризации идеи инвестирования в регионы Сибири и привлечения российских и иностранных инвестиций в проекты на территории СФО.

Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ «Дальний Восток и Забайкалье» (МАДВиЗ) объединила 11 субъектов РФ, 9 из которых относятся к Дальневосточному федеральному округу (ДФО), а 2 (Республика Бурятия и Забайкальский край) представляют Сибирский федеральный округ. Одним из видов экономической деятельности является улучшение инвестиционного климата субъектов РФ дальнего Востока и Забайкалья. В рамках этого направления субъектами РФ Дальнего Востока и Забайкалья проводится работа по созданию благоприятной инвестиционной среды на подведомственных территориях, в которой активно участвуют все региональные институты развития. МАДВиЗ оказывает информационную поддержку своим членам, выступая в качестве единой площадки, на которой размещена информация об инвестиционных проектах, требующих привлечения частных инвесторов, а также сведения о структурах, ответственных за формирование инвестиционной политики в конкретном субъекте РФ, входящем в состав МАДВиЗ.

Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Юг». Ассоциация объединила 6 регионов ЮФО (исключая Республику Крым и город федерального значения Севастополь). В состав Ассоциации входят 14 координационных советов по основным направлениям социально-экономического развития ЮФО, в том числе и по развитию инвестиционной деятельности в ЮФО.

Проблемы и перспективы

Анализируя вышесказанное и учитывая предыдущие исследования, можно сделать некоторые выводы, которые показывают проблемы существующего механизма управления инвестиционным потенциалом региона в части координации деятельности институтов развития.

Мы уже неоднократно упоминали о проблеме отсутствия централизованной площадки для сотрудничества между институтами развития. В то же время, мы уже имели возможность убедиться, что существует немало структур, которые могли бы возложить на себя эти функции. Это и НО «Национальная Ассоциация агентств инвестиций и развития», и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», и координационные советы межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ, и межрегиональные корпорации развития. Очевидно, что основа для создания централизованной площадки для взаимодействия институтов развития имеется. Во многих регионах имеется и опыт достаточно успешной работы в части развития инвестиционного потенциала территории. На этой основе можно было бы организовать даже несколько уровней координации: например, на уровне федеральных округов (все-таки территориальная специфика делает такую интеграцию более эффективной) и на уровне всей страны (АСИ, НААИР и т.п.). Но пока, видимо, не хватает опыта «интегрированной» работы.

Сегодня регионы, скорее, конкурируют между собой, перетягивая друг у друга инвесторов, в то время как необходимо включаться в глобальную конкуренцию за инвестиции, повышая конкурентоспособность России в целом. А для этого необходимо менять стратегии и компетенции не только в региональных администрациях, но и на федеральном уровне.

Кроме того, на наш взгляд, не хватает некой «сплоченности» в деятельности разных структур, отвечающих за развитие инвестиционного потенциала в регионах, которая на сегодняшний день достаточно слабо скоординирована. Из-за этого возникает размытость и дублирование выполняемых ими функций, отсутствие налаженных контактов. Например, упомянутое выше АНО «Агентство по привлечению инвестиций в Сибирь», анонсируя инвестиционные проекты СФО в привязке к конкретному субъекту РФ и предоставляя информацию о социально-экономическом положении каждого региона, тем не менее ничего не говорит о взаимодействии с региональными институтами развития, которые представлены в каждом регионе. Другим примером является размытость функциональных обязанностей агентств и корпораций развития. Считается, что корпорации отвечают за развитие инфраструктуры территории, а агентства занимаются привлечением инвесторов и продвижением инвестиционных проектов. Но это различие достаточно условно, поскольку обе эти организации фактически преследуют единую цель — развитие инвестиционного потенциала территории. А тогда почему бы не обеспечить выполнение всех этих функций в рамках единой структуры. Можно привести и другие примеры, но, на наш взгляд, это отдельная тема, к которой мы еще вернемся в наших дальнейших исследованиях. Сегодня же становится очевидно, что без решения названной проблемы управление инвестиционным потенциалом территорий будем менее эффективным и более забюрократизированным.

Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта Интернет-издания «Капитал страны» на 2016 год.

Автор - ведущий научный сотрудник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Статья написана в рамках специализированного исследовательского проекта интернет-издания "Капитал страны".

Наталья Екимова

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more