В пользу бедных. Как Россия борется с американскими корпорациями Google и Apple
11 августа Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) наложила на международную интернет-компанию Google штраф в размере 438 млн руб. по итогам дела о нарушении конкуренции на рынке мобильных приложений, а тремя днями ранее ведомство возбудило дело в отношении группы компаний, представляющих Apple, за координацию ценообразования на iPhone. Попытки ограничить «вольницу» западным IT-корпорациям на российском рынке предпринимаются нашими властями с начала обострения отношений между Россией и Западом. В чем суть новых претензий ФАС к зарубежным компаниям и как могут сказаться действия антимонопольного ведомства на российском IT-рынке?
11 августа Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) наложила на международную интернет-компанию Google штраф в размере 438 млн руб. по итогам дела о нарушении конкуренции на рынке мобильных приложений, а тремя днями ранее ведомство возбудило дело в отношении группы компаний, представляющих Apple, за координацию ценообразования на iPhone. Попытки ограничить «вольницу» западным IT-корпорациям на российском рынке предпринимаются нашими властями с начала обострения отношений между Россией и Западом. В чем суть новых претензий ФАС к зарубежным компаниям и как могут сказаться действия антимонопольного ведомства на российском IT-рынке?
Что не устраивает ФАС в деятельности Apple на российском рынке?
Претензии к Apple у российского антимонопольного ведомства возникали и в прошлые годы. Так, в 2012 году ФАС уже предъявляла претензии к МТС и «Вымпелкому» за то, что эти компании поддерживали единый уровень цен на продукцию Apple – iPhone 4. Тогда российские операторы связи добровольно устранили нарушение и выплатили штрафы: МТС – 16 млн руб., «Вымпелком» – 18 млн руб. В этом году ФАС тоже сообщала о том, что подозревают сговор среди 16 ведущих ритейлеров при ценообразовании на новые модели iPhone. В число подозреваемых ведомством компаний вошли такие известные сети как «Связной», «Эльдорадо», «Евросеть», «Техносила» и другие. Поводом для расследования в отношении Apple послужило обращение российского гражданина, указавшего на то, что ведущие российские ритейлеры устанавливают одинаковые цены на Apple iPhone 6s и iPhone 6s Plus. По утверждению замглавы ФАС Андрея Цариковского, раньше подобная картина происходила по причине сговора российских компаний, а теперь «мы видим координирующую роль, к сожалению, уважаемого "яблока"». По мнению некоторых экспертов, доказать ценовой сговор достаточно сложно, поэтому ФАС выбрала более простой путь, обвинив в координировании ценообразования Apple – в этом случае доказательная база может быть существенно меньше.
В чем суть претензий ФАС к Google?
Дело против американского интернет-гиганта ФАС завела в феврале прошлого года на основании заявления «Яндекса» о нарушении российского законодательства корпорацией Google. Российский поисковик обвинил американскую компанию в привязке собственных приложений к операционной системе Android (владельцем этой операционной системы является сама же Google). Если производители смартфонов хотят установить на свои устройства магазин приложений Google Play, без которого практически невозможно продавать устройства на Android, то им навязывают предустановленные приложения от этой же компании: карты, почту, поисковик. Причем все это требуется зафиксировать на основном экране. По заявлению «Яндекса», такие действия дают существенные конкурентные преимущества продуктам Google и мешают предустанавливать свои приложения другим разработчикам. Более того, российский поисковик столкнулся с тем, что некоторые производители смартфонов (Explay, Fly и другие) расторгли с ним договоренности о предустановке мобильных приложений из-за контрактных ограничений со стороны Google. Претензии «Яндекса» к Google поддерживает альянс FairSearch, в который входят ряд производителей смартфонов и программного обеспечения для них, включая компании Nokia, Oracle и Microsoft.
ФАС требовала от Google до конца 2015 года устранить нарушения путем корректировки договоров с производителями устройств, но Google обратилась в суд с требованием признать решения ФАС недействительными. Арбитражный суд Москвы весной этого года отклонил требования американской компании. После этого последовало возбуждение административного дела против Google, череда заседаний, согласований и переговоров о возможности мирового соглашения. Заседание по апелляционной жалобе Google, поданной в рамках разбирательства с ФАС, должно состояться 16 августа этого года.
Насколько обоснованны требования ФАС к западным интернет-компаниям?
Претензии, которые российское антимонопольное ведомство выдвигает в отношении западных интернет-компаний, никем, в общем-то, и не оспариваются. Apple хранит молчание, а Google хотя и подает апелляции, но свою позицию аргументирует в том смысле, что имеет полное право ставить любые собственные приложения на собственную операционную систему. Примерно такой же аргументацией пользуются и противники «наездов» ФАС на западные интернет-компании. Использование западными интернет-гигантами монопольного положения на российском рынке тоже не является чем-то невиданным – точно так же эти компании подавляют конкурентов и в других странах, претензии ФАС к Google уже восьмые по счету среди требований, выдвинутых против этой компании регуляторами в других странах по всему миру. Есть и еще некоторые моменты, заставляющие российское руководство задумываться об уменьшении доли иностранных интернет-компаний на российском рынке.
Насколько велико влияние западных компаний на российский рынок?
До 2014 года, когда отношения России и Запада резко ухудшились, бурная деятельность западных IT-гиантов на российском рынке никого в правительстве страны особо не беспокоила. Но с началом санкционной войны «вдруг» обнаружилось, что значительное количество компаний-лидеров рунета по посещаемости являются либо целиком зарубежными, либо частично принадлежат иностранному капиталу. В медийном пространстве заговорили о решающей роли сетевых интернет-структур в организации цветных революций, о необходимости защиты информационного пространства страны по примеру Турции, Китая и некоторых других государств, ограничивших работу западных интернет-компаний на своем информационном поле. Выяснилось, что деятельность таких корпораций не всегда мотивируется экономическими соображениями, но имеет и вполне конкретную политическую подоплеку. Например, отключение компанией Google некоторых своих сервисов на территории Крыма после его присоединения к России или же недавнее переименование этой компанией некоторых крымских населенных пунктов на своих картах в рамках «декоммунизации», объявленной украинским руководством. Российская сторона была вынуждена предпринимать шаги, противодействующие подобному «неспортивному» поведению со стороны западных корпораций. Правда, вскоре выяснилось, что западные «партнеры» настолько плотно «оккупировали» российский рынок интернет-индустрии, что существенного импортозамещения в этой отрасли в ближайшей перспективе не предвидится. Смартфоны на базе Android занимают около 80% российского (и мирового) рынка, те устройства, которые украшены логотипами российских компаний, производятся в Китае, не может Россия похвастать наличием собственной операционной системы и даже пакетом приложений, сопоставимых с Google Play. В России достаточно много замечательных компаний, работающих в IT-индустрии, имеющих собственные высококонкурентные разработки в этой области, но говорить о возможности полного или существенного замещения западных интернет-гигантов на российском рынке пока не приходится.
Есть ли международный опыт борьбы с монополией американских IT-компаний?
Борьба с монопольным положением американских IT-гигантов в разных странах мира ведется с различным успехом. Очень неплохо преуспевает в этом отношении Китай, ограничив деятельность западных интернет-компаний на своей территории, благодаря чему в стране успешно работают десятки собственных компаний, а информационное пространство вполне надежно контролируется правительством. Несколько иное отношение к американским «айтишникам» в Европе. Претензии Англии (а потом и Евросоюза) к Google были озвучены впервые в 2009 году. С тех пор они неоднократно модифицировались, правительства приходили к регулярным соглашениям с руководством компании, Facebook периодически выплачивал некоторые компенсации или штрафы в размере нескольких сотен миллионов долларов. В итоге претензии к компании имеются у Брюсселя и по сей день, сумма штрафов за все эти годы составила около полутора миллиардов долларов, что по некоторым оценкам составляет едва ли десятую часть от всех налогов, которые компания сокрыла от уплаты. Подобная ситуация складывается не только с Google – к примеру Microsoft или Facebook не менее успешно умеют «подавать милостыню», когда претензии европейцев становятся уж слишком «назойливыми». Ничего более эффективного Брюссель, судя по всему, предпринять в отношении ТНК не в состоянии.
Помогут ли действия российского регулятора отечественным компаниям?
По мнению многих экспертов и по признанию руководства «Яндекса», доля российского рынка, которую поисковик удерживал за собой на протяжении последних лет, хотя и колеблется во вполне определенном диапазоне примерно 55% – 65% всех поисковых запросов, но сохранить эту долю в перспективе без поддержки государства вряд ли удастся. Причина тому вполне очевидна – «Яндекс» и Google находятся в совершенно разных «весовых категориях». Капитализация «Яндекс» по данным прошлого года не превышает 5 млрд долларов, в то время как Google и Apple стоят сотни миллиардов долларов. На российском рынке выручки «Яндекса» и Google близки – около 20 млрд руб. каждая, а Apple декларирует выручку по России за прошлый год около 100 млрд руб. В то же время налоги, которые перечисляют американские компании в российскую казну, существенно меньше тех, которые выплачивает «Яндекс». В такой ситуации попытки российского руководства обязать западные IT-компании платить НДС с продаж выглядят вполне обоснованными. Также мера эта позволит уравнять возможности (хотя бы частично) иностранных интернет-компаний с российскими.
Правда, стоит отметить, что процесс регулирования интернет-рынка со стороны государства сопровождается и некоторыми «странностями». Например, борьба с монопольным положением западных IT-компаний на российском рынке совсем не мешает тому, чтобы Google вошла в экспертный совет Госдумы по интернету. Как сообщают «Известия», – с целью корректировки закона о СМИ для лучшего «обустройства медиарынка» страны. В интересах ее граждан, разумеется.
Написать комментарий