Трубный газ. Убьет ли «Северный поток-2» экономику Украины?
Попытки «Газпрома» осуществить газотранспортные проекты «Южный поток» и «Турецкий поток» потерпели неудачу, вследствие чего в прошлом году возник новый проект – «Северный поток-2» (СП-2), который практически целиком дублирует уже существующий газопровод по дну Балтийского моря из России в Германию. Вокруг нового транспортного проекта тоже бушуют нешуточные страсти, однако в этот раз ситуация, похоже, складывается в пользу «Газпрома». Что же происходит с этим проектом? Как его реализация скажется на экономике Украины и странах Евросоюза?
История «газового» вопроса
Поставки газа на европейский рынок СССР начал осуществлять еще в 60-х годах прошлого века. В рамках единой газотранспортной системы страны на Украине в 70-х годах начал создаваться и в последующие десятилетия наращивался основной экспортный узел, через который шли поставки газа в Европу. В наследство от СССР Украине досталась ГТС, мощность которой, согласно информации, размещенной на сайте «Нафтогаз Украины», составляет на входе без малого 300 млрд куб. м газа в год, а на выходе почти 200 млрд куб. м газа в год. На сегодняшний вся эта мощность большей частью остается невостребованной: весь экспорт «Газпрома» в разы меньше, других поставщиков газа через ГТС Украины в ближайшей перспективе не предвидится.
Противники поставок советского (а теперь и российского) газа в Европу были практически всегда. Наибольшую активность в этом деле проявляли США времен Рейгана. Тогда Штаты добились от Европы, чтобы доля советского газа в общем потреблении не превышала 30% (на сегодня доля российского газа на европейском рынке примерно такой и является – около30%), вводили санкции на западные компании, поставляющие в Союз оборудование для строительства газопроводов, запрещали западным банкам кредитовать это строительство. Предпринимались Вашингтоном и другие меры в газовой сфере, вынуждавшие европейцев нести финансовые потери во имя политических целей. То есть ситуация, сложившаяся на сегодняшний день с поставками российского газа в Европу, отнюдь не нова и очень напоминает события времен холодной войны даже в деталях.
Сегодняшние времена
Проблемы, возникавшие с поставками через украинскую ГТС, вынудили «Газпром» искать иные маршруты транспортировки газа в Европу. Так был построен газопровод «Северный поток». Его прокладка тоже вызывала протесты многих западных «партнеров», но было это в досанкционный период, Россия тогда еще считалась «белой и пушистой», во главе акционерного общества был поставлен политический тяжеловес экс-канцлер Германии Шредер, и проект состоялся. Решить целиком экспортные проблемы «Газпрома» этот газопровод не мог – при объемах экспорта российского газа в дальнее зарубежье около 160 млрд куб. м в год (данные прошлого года), пропускная способность СП-1 всего 55 млрд куб. в год, и благодаря третьему европейскому энергопакету, газопровод работает лишь на 70% своей мощности. Кстати, третий энергопакет, декларируя энергонезависимость Евросоюза как основную свою задачу, на деле является обыкновенным средством «выкручивания рук» «Газпрому» с целью получения скидок на газ и только, разговоры об энергетической безопасности являются, по сути, обыкновенным «фиговым листком».
В связи со всем этим возникли идеи строительства «Южного потока» по дну Черного моря в Болгарию. Но в 2012 году Брюссель начал в отношении этого проекта расследование на предмет его соответствия третьему энергопакету, «Газпром» отказался отдать 50% мощности трубы сторонним поставщикам, как того требует энергопакет, и тогда Еврокомиссия «руками» Болгарии заблокировала строительство газопровода.
Москва предприняла попытку построить альтернативный газопровод «Турецкий поток» на части уже созданных при строительстве «Южного потока» мощностей. Он должен был пойти из Анапы в Турцию, а далее через распределительный хаб на границе с Грецией в Южную Европу. Сбитый турками осенью прошлого года российский Су-24 вынудил Москву искать иные пути транспортировки газа в Европу. Так возникла идея «Северного потока-2».
Что такое «Северный поток-2»?
Новый газотранспортный проект представляет из себя две нитки газопровода, идущие по дну Балтийского моря от российской Усть-Луги до немецкого Грайфсвальда. Новый газопровод практически целиком дублирует своего предшественника – «Северный поток» (СП-1), запущенный в 2011 году. У них практически полностью совпадают маршруты (разница только в стартовой точке – СП-1 берет начало в Выборге), одинаковые мощности (55 млрд куб. м газа в год), технические решения этих проектов также едины.
Половинной долей в этом проекте владеет «Газпром», по 10% принадлежит германским E.ON и BASF/Wintershall, англо-голландской Shell, австрийской OMV и французской ENGIE. Стоимость строительства газопровода оценивается в 8–12 млрд долларов. Планируется, что газ по этому потоку пойдет уже в 2019 году.
Решение о создании этого проекта было принято осенью прошлого года, после того как стало понятно, что построить альтернативный украинскому газопровод по дну Черного моря в ближайшей перспективе не удастся.
В октябре прошлого года российское руководство провело ряд встреч с европейскими коллегами по поводу строительства СП-2, а в ноябре того же года помощник заместителя госсекретаря США по энергетической дипломатии Робин Данниган, выступая 5 ноября на конференции в Братиславе, заявила представителям стран Европы, что прокладка СП-2 угрожает энергонезависимости Европы, а также лишит Украину заработка на транзите газа в размере 2 млрд долларов ежегодно и подорвет жизнеспособность этой страны. Позже эту же аргументацию стали повторять в своих интервью и публичных выступлениях и другие американские чиновники. В прессе часто упоминают регулярные высказывания спецпредставителя госдепа США по энергетике Амоса Хохштайна, о том что из-за СП-2 экономика Украины недосчитается 2 млрд долларов ежегодных доходов и от этого рухнет. Американского чиновника можно понять: пока он публично переживал об украинской экономике, в Европу прибыл первый танкер с американским СПГ. Массовых поставок пока не получается – дорого и к тому же в Европе совершенно недостаточно соответствующей инфраструктуры для приема СПГ. Если же «Северный поток-2» постигнет судьба его южных аналогов, то возможности нарастить поставки сжиженного газа в Европу из США значительно возрастут.
Каково отношение к «Северному потоку-2» в Европе?
Проект этот разделил европейское сообщество на сторонников и противников его реализации. Причем специалисты отмечают, что в стане противников есть и такие государства, которые не являются транзитерами газа и строительство СП-2 их интересы вообще никак не затрагивает. К этим государствам относятся страны Балтии, их отношение к проекту есть лишь продолжение общей русофобской позиции. Поляки являются ярыми противниками газопровода, их отношение к проекту диктуется как русофобскими настроениями, так и коммерческим интересом – в случае потери транзита российского газа, Польша теряет около 800 млн долларов ежегодно, также потери может понести и Словакия в размере 400 млн долларов в год. В марте этого года в адрес главы Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера было направлено письмо о несогласии со строительством СП-2, подписанное президентом Литвы, а также главами правительств Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Польши, Словакии и Румынии. Естественным образом противником строительства СП-2 является Украина, отправляя протесты в соответствующие европейские суды и иные инстанции.
Сторонниками проекта (либо занимающими нейтральную позицию) являются европейские государства, в чьих эксклюзивных экономических зонах должен пройти газопровод – Германия, Швеция, Финляндия и Дания). Германия является главным союзником России в этом проекте. Канцлер ФРГ Меркель практически сразу с начала подготовки проекта в прошлом году заявила, что СП-2 является исключительно коммерческим проектом, даже провела необходимые «консультации» с руководством Словакии, пообещав компенсации от потерь газового транзита, в результате чего Словакия из яростных противников СП-2 превратилась в спокойного «нейтрала».
Каковы потери украинской стороны от реализации «Северного потока-2»?
Сумма 2 млрд долларов в год, которую озвучивают американские чиновники, говоря о возможных потерях Украины, если она лишится транзита российского газа, близка к правде (хотя и существуют разногласия между российской и украинской сторонами по поводу цены за транспортировку газа по украинской ГТС). А вот оценки влияния этих потерь на экономику Украины даются специалистами самые разные. Кто-то говорит, что ГТС Украины является единственным стоящим актив страны и потеря транзита означает крах всей экономики Украины. Есть также мнение, что проблемы экономики нашего соседа столь велики, что потеря пары миллиардов долларов принципиально ничего уже не изменит. Если же говорить о доле газотранспортных доходов в экономике, то бюджет Украины составляет примерно 30 млрд долларов (около 700 миллиардов гривен по курсу 24 гривны за доллар). Утверждения представителя госдепа США о том, что экономика страны потерпит крах при потере 2 млрд долларов, является, пожалуй, преувеличением. Тем более что по утверждениям некоторых экспертов, эти деньги до бюджета все равно не доходили, «рассасываясь» по карманам людей, курирующих газовые потоки в стране. В какой мере это утверждение верно, сказать сложно, но эксперты говорят о том, что финансирование многочисленных вооруженных формирований и частных армий на Украине осуществляется в том числе из газотранспортных доходов. Кстати, весь бюджет Минобороны Украины тоже равен примерно 2 млрд долларов с небольшим.
Каковы перспективы реализации «Северного потока-2»?
Эксперты говорят о том, что на осуществление газотранспортного проекта влияет большое количество факторов как экономического, так и политического характера и делать четкие прогнозы в этой ситуации затруднительно. Большинство специалистов склоняется к тому, что перспективы СП-2 скорее позитивные. Оценки потребностей Европы в импорте газа регулярно меняются, тем не менее наблюдается рост этих потребностей, а разрастающийся экономический кризис заставляет европейские страны внимательнее присматриваться к экономическим перспективам газовых проектов. Сегодня не только Турция заявляет о желании возобновить переговоры о «Турецком потоке», но даже откровенный выразитель заокеанских интересов Болгария пытается восстановить контакты с Россией для реанимации «Южного потока». У России появилось пространство для маневра, которого не было еще несколько лет назад, и у газотранспортного проекта СП-2 есть довольно мощные сторонники. Это не только руководство Германии, но и компании-участники проекта, которые имеют в своих странах довольно сильные лоббистские возможности. Все это позволяет предположить, что перспективы у СП-2 все же неплохие.
Кстати, строительство второй ветки северного газопровода не закроет всех потребностей «Газпрома» в экспортных мощностях, даже если удастся «победить» третий энергопакет и загрузить трубу на 100%, что само по себе вызывает сомнения. Эксперты говорят, что в этих условиях отказ от транспортировки российского газа в Европу через ГТС Украины маловероятен.
Написать комментарий