«Дешевых тарифов уже не будет». Приведет ли «пакет Яровой» к разрушению рынка мобильной связи?
7 июля президент Владимир Путин подписал пакет антитеррористических законов, который был инициирован депутатом Госдумы Ириной Яровой и получил ее имя – «пакет Яровой». В частности, он обязывает операторов мобильной связи в течение трех лет хранить данные письменного и голосового общения, для чего компаниям придется расширять мощности дата-центров. Экспертный совет при правительстве оценил реализацию пакета в 2,2 трлн руб., сами же операторы называли сумму в 4 трлн руб. По словам главы Минкомсвязи Николая Никифорова, реализация законов приведет к росту тарифов на мобильную связь, который может составить 300%. Как «пакет Яровой» в ближайшее время изменит рынок мобильной связи, утратит ли он дух конкуренции, что будет с сотовыми операторами, где они будут хранить информацию и когда и как могут начать расти тарифы?
Наталья Мильчакова, замдиректора-аналитического департамента «Альпари»: Я полагаю, что пакет законов Яровой-Озерова в части влияния на рынок услуг мобильной связи недостаточно эффективен, так как предъявляет к операторам связи крайне завышенные требования. В связи с этим я считаю, что этот рынок в ближайшие годы ждут тектонические изменения. У операторов сотовой связи вырастут затраты (по предварительным оценкам, каждому из них внедрение дополнительной инфраструктуры для хранения данных обойдется от 2 до 2,3 трлн руб.). Притом что выручка от услуг сотовой связи растет очень медленными темпами, а затраты придется увеличить, мы ожидаем, что как минимум два из четырех крупнейших операторов сотовой связи могут получить чистый убыток в 2018-2019 годах. Впрочем, не исключено, что прибыльными останутся МегаФон и МТС, но компании значительно потеряют в рентабельности. В дальнейшем это может обернуться снижением дивидендов по акциям и повышением тарифов на ряд услуг, в первую очередь, это будут услуги передачи данных и интернет.
Однако о разрушительном влиянии этого пакета законов на рынок мобильной связи, на мой взгляд, также достаточно сложно говорить. Полагаем, что самым его главным результатом будет то, что в связи с ростом затрат операторы сотовой связи будут осмотрительнее подходить к выбору инвестиционных проектов и особенно – к отбору новых активов для поглощения. Поэтому я была бы осторожной в прогнозе о резком снижении эффективности работы сотовых операторов и ухудшении качества сотовой связи при одновременном росте цен. Можно привести пример: в 2014 году были внесены изменения в закон о рекламе, которые сильно повлияли на бизнес платных телевизионных каналов. Для платных телеканалов стало труднее привлекать рекламодателей, но они стали заменять рекламодателей спонсорами, а по подписке работают единичные телеканалы, так что положение зрителей, которые теоретически должны были бы, кроме оплаты оператору платного ТВ, еще и платить каждому телеканалу в отдельности, который он хочет смотреть, сильно не ухудшилось. Мы не исключаем, что в новых условиях наша гипотеза о том, что «ВымпелКом» и «Теле2» могут объединиться, станет намного ближе к реальности.
По нашему мнению, рост тарифов придется на 2018-2019 годы. Полагаю, что это не коснется потребителей, у которых сегодня городские номера, а не федеральные, и которые уже сегодня платят по повышенным тарифам. Но на бизнес дисконтного сотового оператора Теле2 это может повлиять негативно – сильно дешевых тарифов уже не будет.
Полагаю, что крупнейшие сотовые операторы построят собственные дата-центры, у некоторых из них ЦОДы (Центры обработки данных) уже есть. В этом контексте больше всех выиграет «Ростелеком», у которого уже есть своя инфраструктура ЦОДов.
Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ»: В документе присутствуют положения о хранении в РФ операторами связи информации о фактах соединений абонентов в течение до 3 лет, а самого контента, включая видео – до шести месяцев. Для сравнения: сейчас операторы в России в течение трех лет хранят сведения об абонентах (паспортные данные), их абонентских номерах и о расчетах, производимых с использованием этих номеров.
Уже сейчас можно примерно спрогнозировать, как будет развиваться ситуация на телекоммуникационном рынке в целом и его мобильном сегменте в частности после вступления в силу поправок. Например, тарифы мобильной связи (как и ШПД) не подпадают под антимонопольное регулирование и могут быть в любой момент повышены операторами без ограничений. Тормозящим рост цен фактором здесь до сих пор являлась рыночная конкуренция: на рынке представлено 4 крупных федеральных игрока и резкое повышение цен одним из операторов было невозможно, поскольку привело бы к быстрой потере им доли рынка в пользу конкурентов. Между тем, из-за поправок операторы для финансирования соответствующих расходов будут вынуждены повышать цены фактически одновременно или им придется уйти с рынка из-за убытков. На мой взгляд, наиболее точные расчеты представил экспертный совет при правительстве – при исполнении требований закона затраты операторов на закупку необходимого оборудования, разработку ПО и интеграцию составят в совокупности до 2,2 трлн руб. в зависимости от особенностей последующих подзаконных актов правительства, что примерно на треть превышает объемы всего российского телекоммуникационного рынка. Понятно, что сдерживающий фактор конкуренции в таком случае работать уже не будет. Цены, в том числе на мобильную связь, легко могут вырасти до 1,5-2,5 раз на горизонте 2-3 лет. Учитывая юридические и маркетинговые особенности стратегий рыночной конкуренции в отрасли, они, скорее всего, будут повышены только для новых абонентов. Впрочем, это все равно принесет необходимые дополнительные доходы операторам, так как ежегодно у них обновляется около 40-60% абонентской базы в рамках стандартного для рынка показателя чистого оттока. При этом ожидаю, что поручения президента, прозвучавшие при подписании им поправок, несколько усложнят процесс и замедлят скорость повышения цен из-за давления властей. В данном случае сработает тот же механизм – по аналогии с проверками FMCG ритейла (в т.ч. ФАС) на фоне скачка индекса потребительских цен после девальвации и санкций, введенных полтора года назад. Однако они, конечно же, не смогут остановить этот процесс, так как противоречат экономической реальности.
На текущий момент, учитывая поручения президента, высока вероятность, что строить дата-центры будет именно госоператор – Ростелеком (основной акционер Теле2Россия), являющийся крупнейшим игроком на российском рынке дата-центров с долей около 15% исходя из количества стоек (второй по доле рынка игрок с долей менее 14% – DataLine) и обладающий необходимой инфраструктурой для ее агрессивного наращивания. Тем более, операторы уже выдвинули свои встречные предложения правительству о том, что, помимо отчислений 1,2% от выручки в фонд универсальных услуг, они готовы отчислять средства и на строительство центров, то есть не хотят заниматься этим самостоятельно.
Артем Деев, руководитель аналитического департамента ФК AForex: На данный момент не до конца ясно, как именно будет работать данный закон, поскольку есть поручение со стороны главы государства выстроить работу таким образом, чтобы не было ущерба для поступлений в бюджет. А в случае, если операторы мобильной связи будут вынуждены пойти на столь значительные расходы, бюджет потеряет сотни миллиардов рублей, что крайне нежелательно в текущих экономических реалиях. Кроме того, также была дано поручение организовать данные работы таким образом, чтобы было использовано российское оборудование, а это на данном этапе невозможно.
В случае если операторы все-таки будут вынуждены пойти на такие значительные траты, то тарифы на мобильную связь вырастут на 50-60% уже в ближайшие несколько месяцев. При этом и качество связи, скорее всего, упадет, поскольку существующие ресурсы будут переориентированы на выполнение задач по хранению данных. Рост тарифов на 300% – это малореально, поскольку большинство жителей страны просто не смогут пользоваться услугами связи, а это неминуемо приведет к социальному взрыву, что крайне нежелательно для властей, особенно в предвыборный период.
Кирилл Яковенко, аналитик «Алор Брокер»: Если проследить историю этого законопроекта, то можно обратить внимание, что изначально там предлагались еще более жесткие меры, вероятно, с расчетом на то, что удастся договориться в итоге о более-менее «нормальном» варианте. Следующей стадией будет практика правоприменения по этому вопросу, которая, по моей оценке, будет еще более мягкой: это означает, что не будет тотальной слежки и анализа каждого бита информации, которой пользователи обмениваются между собой. Скорее всего, будет создан бэкап разговоров и обмена сообщениями, который будет выборочно проверяться спецслужбами, и для этого операторам не потребуется создавать или покупать огромные дата-центры.
Стоит сказать, что цены на мобильную связь в России – одни из самых низких в мире, дешевле только в Индии, и, возможно, в отдельных районах Китая. И инвестпрограммы операторов заточены именно под текущий ARPU (средняя выручка с абонента в месяц) и MOU (количество минут в месяц). Если в инвестпрограмму «большой тройки» добавить дополнительные несколько миллиардов долларов, которые, к тому же, не принесут прибыли в будущем, то, конечно, цена минуты изменится драматически. Как при этом поведет себя потребитель – предсказать очень сложно. Скорее всего, потребление услуг мобильной связи и доступа в интернет резко сократится, наиболее консервативная часть населения вообще вернется к проводной связи. При этом инвесторы в акции телекомов, как наиболее грамотные люди, уже сейчас, по идее, должны распродавать свои пакеты бумаг Вымпелкома и МТС. Акции МТС частично подтверждают эту гипотезу, отказываясь от максимумов начала июня на 14,4%. А вот АДР Вымпелкома торгуются на NASDAQ на тех же уровнях, что и месяц назад. Таким образом, можно сделать вывод, что западные инвесторы спокойнее относятся к законопроекту и не паникуют.
Роман Кузнецов, аналитик QBF: Увеличение издержек компаний при адаптации текущей версии «пакета Яровой» практически неминуемо, поскольку вынудит всех участников рынка создавать дополнительные информационные мощности. Для сохранения прежних уровней рентабельности корпорации начнут увеличивать тарифы сразу после определения правительством конкретных критериев для хранения информации. Для того чтобы создать инфраструктуру стоимостью в 4 трлн руб., учитывая, что совокупная прибыль операторов в 2015 году составила 22,5 млрд руб., операторы будут все три года наращивать капиталозатраты. В результате, это отразится как на темпах роста финансовых показателей, так и на пересмотре текущих инвестиционных программ. Одновременно с этим, компании столкнутся с повышением внимания со стороны ФАС, что лишь увеличит накладные расходы. В данной ситуации наиболее вероятным выгодоприобретателем станут иностранные производители систем хранения информации, поскольку продукция отечественных корпораций значительно уступает в качестве.
Роберт Багратуни, генеральный директор компании «Источник»: Дело в том, что в «антитеррористическом пакете» законов Яровой и Озерова указаны максимальные сроки хранения информации, фактически, это предполагает, что правительство самостоятельно определяет сроки хранения в рамках максимальных рамок. Насколько сильно данный закон деформирует рынок мобильных операторов, можно будет понять только после того, как будут озвучены сроки хранения для всех типов информации. В любом случае, необходимость создания мощностей для хранения информации отпугнет инвесторов от компаний данной отрасли.
Рост тарифов также будет зависеть от этих сроков, 300% – это оценка, сделанная на базе максимальных сроков хранения информации. Причем, проверка ФАС в данном случае ни к чему не приведет, поскольку увеличение тарифов будет обосновано ростом расходов на инфраструктуру.
На данный момент сложно сказать каким путем пойдут компании, будут ли создавать подразделения, специализирующийся на обеспечении работы дата-центров, или же обратятся к сторонним компаниям. Второй вариант все же маловероятен, поскольку на российском рынке нет игроков, которые бы смогли обслуживать кого-либо из операторов большой тройки.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Новые законы, конечно же, затруднят работу операторов, но не разрушат рынок. Прибыли снизятся но не исчезнут, кроме того, за счет повышения тарифов затраты будут переложены на потребителя. Конечно, в условиях снижения уровня жизни это может привести к отказу части потребителей от использования сотовой связи. Но, во-первых, очевидно не всех. И, во-вторых, можно будет сохранить дешевые контракты, где связь будет, а письменные звуковые или видео сообщения передавать будет нельзя (такие варианты есть и сейчас). Что касается конкуренции, то законы Яровой ее не уничтожат – требования едины для всех. Скорее конкуренция даже усилится – число потребителей уменьшится, а число производителей услуги сохранится. Инвестиционная привлекательность уменьшится, но не исчезнет – компании будут идти одной дорогой. Так что, по сути, мало что изменится кроме тарифов.
Тарифы бесспорно вырастут. Какой рост можно считать обоснованным, не берусь судить – все зависит от затрат на хранения информации. Но раз министр сказал о 300%, то компании от этой цифры и будут отталкиваться. Механизмы могут быть разные: повышение цены минуты разговора или абонентской платы, или же повышение цены только СМС, ММС и голосовых сообщений. Если хочется сохранить рынок, нужно идти вторым путем. Но выбор за операторами. ФАС, конечно, будет работать, но реальным ограничителем будет не ФАС, а рынок: рост тарифов прекратится, когда люди начнут массово отказываться от услуги.
В вопросе строительства дата-центров все зависит от цены: если сторонние услуги будут дешевле внутренних, будут использоваться сторонние. Но в принципе, если ответственность за хранение лежит на компании сотовой связи, то и хранилище должно принадлежать именно ей.
Написать комментарий
Как вижу Яровую, так вспоминаю детство, Шапокляк-хорошими делами прославиться нельзя.
Не вздумайте поднимать тарифы, из за одной все страдать будут?