Трамп – наше все. Почему Россия зря радуется победам кандидата в президенты США
Миллиардера Дональда Трампа называют фактическим кандидатом в президенты США от Республиканской партии, хотя партийным функционерам еще предстоит нелегкий выбор: сделать на него ставку или отречься от эксцентричного и вульгарного политика, который буквально раскалывает общество. Тем не менее в России симпатии к Трампу не скрывают. Чем он близок российскому руководству и почему ему не стоит доверять?
Абсолютный лидер президентской гонки
В российском информационном пространстве миллиардер Дональд Трамп, претендующий на то чтобы стать кандидатом в президенты США от Республиканской партии, закрепился в образе «своего парня». Грубоватый правый популист, он добился пристального внимания к собственной персоне американских СМИ обычным хамством: неполиткорректными, провокативными и порой пугающими заявлениями, которые неожиданно нашли отклик у значительной части американских избирателей. Благодаря постоянному запаху скандала дело было предрешено: больше половины всех телевизионных и газетных материалов о борьбе республиканцев за выдвижение на выборы оказались посвящены противоречивой и разделяющей общество фигуре Трампа.
Превративший собственную кампанию в увлекательное шоу, американский строительный магнат умудрился снискать и очевидные симпатии руководства России. Хотя президент Владимир Путин подчеркивал, что Москва будет работать с любым хозяином Белого дома, он все же назвал Трампа «абсолютным лидером президентской гонки», человеком «ярким» и «талантливым». Это должно было польстить склонному к нарциссизму кандидату в президенты, который начинал с обещаний построить на границе с Мексикой стену, причем за счет средств Мехико, не пускать в страну мигрантов-мусульман, «насильников» и «убийц» мексиканцев и вообще – «сделать Америку снова великой».
Но то было рискованное заигрывание с недовольством американского рабочего класса. В Москве же отмечали другие высказывания, например критику статуса мирового полицейского, который неотделим от имиджа США за рубежом, твердое намерение Трампа положить конец «империалистическим замашкам» Вашингтона и поддерживать мировой порядок в исключительных случаях: если отдельные страны попросят и только за щедрые компенсации международного сообщества. С Россией Трамп обещал поладить, снять напряженность в отношениях и добиться взаимного уважения. Путин, по его словам, «настоящий лидер», в отличие от Обамы, к которому тот относится без уважения. Но американский президент недолюбливает российского коллегу и мало с ним общается, что не прибавляет стабильности в мире.
Такого рода мысли вслух от потенциального президента США, конечно же, обольщали Кремль, а вместе с ним и россиян. Обольщали ровно до тех пор, пока Трамп не повернулся другой стороной своей популистской сущности и не призвал сбивать российские истребители при сближении с американскими самолетами-разведчиками. Комментируя маневр Су-27, который сделал «бочку» рядом с американским самолетом в небе над Балтикой, Трамп рассудил, что Обама должен был позвонить Путину и сказать: «Послушай, сделай нам одолжение, не делай этого, забери этого маньяка, просто прекрати это». Если бы телефонная дипломатия не помогла, то следовало бы сбить российский истребитель. Однако, как намекает Трамп, если он займет овальный кабинет, возможно, они с Путиным быстро поладят. Тогда стрелять точно не придется.
«Искусство сделки»
Невероятный взлет и череда побед над соперниками в ходе праймериз – а их было 16-ть, в том числе тяжеловес из клана Бушей – заставили политологов говорить о «феномене» Трампа. Партийная бюрократия, по-видимому, упустила момент, когда ее электорат стал постепенно дрейфовать в сторону большей радикализации. Многие считают, что Трамп, в итоге обернувшийся против республиканского истеблишмента, наиболее ярко выражает радикальный популистский крен и, таким образом, совпадает с духом времени. Он стал той самой «темной лошадкой», которую партия не смогла вовремя обуздать и теперь, за два месяца до официального выдвижения кандидата на президентские выборы, не располагает сколько-нибудь серьезной альтернативой, кроме как отказаться от собственного кандидата и сделать ставку на один срок представительницы Демократической партии Хиллари Клинтон.
Однако от номинации Трампа отделяет чуть больше 100 голосов – 1107 из 1237 делегатов у него уже в кармане. Этому не помешало и то, что он собирается в корне пересмотреть три основополагающих принципа «Великой старой партии», заложенных еще при Рональде Рейгане, сороковом президенте США: низкие налоги, социальный консерватизм и жесткая внешняя политика. Со всем этим Трамп, похоже, попытается в той или иной степени покончить. Собственно, одними разговорами он уже достиг невероятных результатов – напугал партийцев внутренним расколом, потерей большинства в обеих палатах парламента и угрозой перечеркнуть перспективу для республиканцев на целое поколение вперед.
Но российскому президенту он, кажется, более чем близок. Достаточно перечислить точки соприкосновения и пересечения двух политиков. Если одним словом описать Трампа, то это будет не «миллиардер», а «бизнесмен», «делец». Он заработал состояние в строительном бизнесе и, помимо того что вошел в поп-культуру как не самый приятный богач, написал книгу «Искусство сделки». В категориях менеджмента он видит и политический процесс: с партнерами нужно вести диалог и непременно заключать сделки – «превосходные» для себя, «хорошие» – для них. Таким образом, вместо сложившихся институтов, идеологических концепций и системного подхода Трамп предлагает циничный набор сделок. Такой «деловой» взгляд на международную политику российское руководство вполне разделяет, считая, что в каждом конкретном случае надо договариваться отдельно, а не на основе неких универсальных норм и правил.
В подтверждение бизнес-подхода Трамп критикует НАТО, называя альянс страшно дорогой организацией, бесполезной для борьбы с терроризмом. Отказывая США в роли лидера «свободного мира» и защитников демократии, миллиардер предлагает не брать на себя много: проблему Северной Кореи пусть решает Южная Корея, Япония и Китай, а Украины – Евросоюз. Для Путина это даже больше, чем сделки в частном порядке, это долгожданная и столь желанная революция в международной политике. Фактически – самоустранение США с мировой арены. Тем не менее, вместе с изоляционистскими заявлениями, Трамп транслирует идею о столкновении цивилизаций – западной и исламской. Очевидно, это веский довод в пользу сохранения существенного влияния Вашингтона на международную и региональную политику. Но это дает повод надеется, что до российской интерпретации столкновения цивилизаций – западной и «русского мира», которая стала основой конфликта на Украине, президенту Трампу не будет никакого дела. В крайнем случае, прагматичные лидеры снова договорятся.
Ты меня уважаешь?
Поразительно схоже политическое мышление Трампа с Путиным и в другой области – экономический национализм и изоляционизмом. С одной стороны, Трамп выступает противником глобализации и сопутствующих ей торговых соглашений, к примеру, Транстихоокеанского партнерства, которое со страниц The Washington Post отстаивает президент Барак Обама, убежденный, что правила мировой торговли должны писать США, а не Китай или кто-нибудь еще. Трамп считает торговые соглашения ударом по американской рабочей силе: компании переносят производства в другие страны или используют такую возможность, чтобы не повышать стагнирующие зарплаты. Путин же обычно критикует «эксклюзивные» и «исключительные» союзы, которые заключаются в интересах или к выгоде лишь одного участника, как правило, США. Кроме этого, Путин видит благо в импортозамещении и ослаблении зависимости от внешнего мира, хотя и понимает, что товарооборот – один из главных показателей сотрудничества между странами.
С другой стороны, антиглобалистской риторикой Трамп заигрывает с рабочими, которые остаются не у дел при переходе от индустриальной к информационной модели экономики. В 2012 году Путин тоже сделал ставку на работников «Уралвагонзавода» и шире – рабочий класс. С этого времени его политическая база в определенной степени ассоциировалась с пролетариатом, который в современных условиях сталкивается с постоянными сложностями и переживает кризис, связанный, прежде всего, с трансформациями в мировой экономике. Трамп видит в таких людях своих избирателей и на словах горячо поддерживает их.
Интересно, что рабочие уральского завода предлагали российскому президенту «вместе с мужиками» разобраться с оппозицией, проводившей митинги в Москве. Трампу тоже нравятся подобные проявления силы. Так, на одном из митингов он призывал «гнать отсюда» протестующих против него демонстрантов, что вылилось в физическое насилие, но пресекать его миллиардер и не думал, а лишь подзадоривал толпу. Все это некоторым образом напомнило 6 мая 2012 года, когда полиция применила силу против участников митинга в Москве, что потом вылилось в «болотное дело», которое было ни чем иным как силовым ответом на протестные настроения среднего класса.
Наконец, Трамп, как и Путин, постоянно нуждается в утвердительном ответе на вопрос «Ты меня уважаешь?». Даже маневры российского Су-27 вокруг американского самолета-разведчика в его сознании неразрывно связаны с личным уважением. «Это абсолютное неуважение к нашей стране и абсолютное отсутствие уважения к Обаме, которого, как вы знаете, они (Россия) не уважают», – сказал Трамп. Но у него есть вполне реальный шанс на то, что он получит свою порцию уважения в Москве.
Дело в том, что Россия давно симпатизирует ультраправым движениям в Европе, поскольку они горячо поддерживают и разделяют российскую политику, осуждаемую на официальном уровне. Однако почти все они находятся на периферии политической жизни, хотя и съезжаются на конгресс ультраправых партий в Санкт-Петербург. Трамп в российском представлении это подобный союзник, но на совершенно ином уровне – на посту президента США. Тем не менее США не персоналисткий режим, а развитая демократия. Механизмы принятия государственных решений и распределение властных полномочий создают довольно эффективную систему сдержек и противовесов, которая вряд ли оставит место для радикальных инициатив Трампа.
Пока же популизм как метод понравиться большему числу избирателей и «заставить себя уважать» вынуждает Трампа часто менять свое мнение по многим вопросам на прямо противоположное, что не прибавляет ясности к тому, каким он будет президентом. Вот и с выводом, что российские самолеты нужно сбивать, вышло небольшое недоразумение. До этого казалось, что лучше Трампа американского президента для России никогда не было и не будет. Однако, по большому счету, положение России от избрания или не избрания Трампа никак не улучшится. Согласно недавнему опросу телеканала CNN и исследовательской службы ORC, каждый пятый американец считает Россию угрозой. И Трампу, стань он президентом, как и любому другому популисту, придется с этим считаться.
Написать комментарий
Когда схлестнутся два психа, победит тот, у кого дубина крепче. Это явно будет не Путин.
Не надо свысока... В выборе Трампа есть надежда на то,что Конгресс сумеет обуздать его опасные стремления. Клинтон Конгрессу не остановить, как он не смог остановить Обаму. Америка нуждается в обновлении. Те, кто живёт здесь давно, знают, как она изменилась далеко не в лучшую сторону. Экономика США никуда не годится: годовой рост ВВП в среднем за последние 30 лет (очищенный от падения доллара и роста численности населения) - 1,5%. Но в США "работает" не только ВВП, но и такой же госдолг, по которому выплачивается 2% годовых. Это означает, что деньги, взятые в долг, не только не работают в экономике, но приносят убытки. В США очень велики прибыли тех отраслей, которые получают их не за новые предпринимательские решения, а "просто так" : банки, страховые компании и пр. Рынок умеет реагировать на незаработанную нерыночную прибыль - он снижает ценность денег в стране. В США доллар обесценивается вдвое за 25-30 лет. Стране нужны перемены. Популизм тут совершенно не причём. Например, ныне официальный часовой минимум - 7,3 доллара в час, в 1940 году, если пересчитать на нынешние доллары, он был около семи нынешних долларов. Но как изменился уровень человеческого капитала за эти годы! Ныне социальное пособие чуть ниже того, что полагается при минимуме оплаты - и кто будет работать? Ныне в США прожиточный минимум, из которого определяются социальные выплаты, считается по той же методике, что и десятилетия назад: три продовольственные корзины для одиночки. Но соотношение цен на продовольствие и всё другое изменилось за это время, значит нужны и новые подходы. Трамп - точно не подарок, Клинтон - тем более. Америка стоит перед выбором из двух зол. И в этом вина обеих партий. И та, и другая, давно оторвались от интересов своей страны. Третьей нет. Нет и такого органа народного представительства (типа Съезда народных депутатов России, беспартийного представительства народа с широкими полномочиями).Т.е. проблемы США - системные. И их надо решать. Оксанов.
Что я думаю об этом ? Думаю, что Трамп - это американский Жириновский и он крайне опасен для США, России, Китая и далее по списку. Надеюсь, что американцам хватит здравого ума это понять и не выбрать его. Лично я предпочёл бы социалиста Сандерса...
Лично я не буду радоваться победе Трампа. Это непредсказуемый и своевластный человек. Я голосовал бы за Клинтон. Вполне предсказуемая антирусская мадам.