«Камикадзе» в правительстве. Почему Яценюк ушел с поста премьер-министра Украины?
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк объявил о своей добровольной отставке 10 апреля и мало кого удивил – слухи об этом ходили последние два месяца. Политический кризис на Украине поставил на паузу реформы, а вместе с ними приостановил внешнее финансирование страны. Почему и с какими результатами Яценюк покидает свой пост?
Отставка без цветов
Политический кризис на Украине задолго до 16 февраля 2016 года сделал «козлом отпущения» премьер-министра Арсения Яценюка. Ставленник «революции достоинства», получивший основные бонусы от участия в событиях января-февраля 2014-го, он все прочнее ассоциировался с затягиванием реформ, неискоренимой коррупцией и не утратившими власть олигархами. По собственному признанию, он не держался за кресло, но и к отставке не стремился.
В украинском парламенте – Верховной Раде, особых симпатий к нему не было. В декабре 2015 года депутат партии «Блок Петра Порошенко» (БПП) снял главу правительства с трибуны и попытался вынести державшего букет цветов Яценюка из зала заседаний. Шестнадцатого февраля, когда у кабинета министров заканчивался иммунитет (он дается сроком на один год после принятия депутатами программы работы правительства), парламентарии попытались объявить ему вотум недоверия, но голосов для отставки не хватило, в том числе из-за депутатов, за которыми стояли главные политические спонсоры – Игорь Коломойский и Ринат Ахметов. Вместо Яценюка удар был нанесен по правящей коалиции.
Фактически парламентское большинство распалось: партии «Батьковщина» Юлии Тимошенко, «Самопомощь» мэра Львова Андрея Садового и Радикальная партия Олега Ляшко вышли из соглашения с БПП и «Народным фронтом» Яценюка, которое после выборов в Верховную Раду в октябре 2014 года позволило сформировать кабинет министров и наладить работу законодательной власти. До большинства в парламенте партиям Порошенко и Яценюка недоставало четырех депутатов, которых они отчаянно пытались найти в Радикальной партии. «Батьковщине», «Самопомощи» и оппозиционным силам губернатора Одесской области Михаила Саакашвили парламентский кризис оказался на руку – на популистской критике правительства они зарабатывают очки и готовятся значительно усилить позиции на досрочных выборах. Президентский блок и премьерская партия, в свою очередь, вряд ли повторят успех 2014 года и при очередном электоральном испытании рискуют потерять устойчивость.
Так, к примеру, рейтинг «Народного фронта» колеблется в районе 2%, тогда как порог для прохождения в парламент установлен в 5%. Поэтому требование отставки правительства со стороны оппозиционных партий стало угрожать политическому будущему не только премьера, но и президента Порошенко. Более того, западные союзники, от финансовой помощи которых Украина сильно зависит, начали проявлять недовольство темпом политических преобразований в стране. Яценюк, возглавивший «правительство камикадзе» чуть больше, чем два года назад, оказался не столь ретивым реформатором.
Провозглашенный революцией европейский курс, а также борьба с коррупцией постепенно потонули в мелких скандалах, обвинениях главы правительства в пособничестве олигархам и коррупционерам. Большинство заявлений на этот счет голословны, но Генпрокуратура Украины рассматривает дело о взятке в 3 млн долларов, которую Яценюк якобы получил за назначение на должность руководителя «Концерна РТТ».
Основной приоритет украинского правительства сегодня – структурные реформы, которых ждет от страны Международный валютный фонд (МВФ) и Европейский союз. В марте 2015 году правительству Яценюка удалось получить программу финансовой помощи МВФ на 17,5 млрд долларов, рассчитанную на четыре года, а также гарантии от международного сообщества на предоставление в общей сложности 40 млрд долларов. Разбитая на транши программа МВФ предполагала, что после каждой контрольной проверки Киев будет получать оговоренную сумму кредита. В изначальный график перечислений Украина никогда не укладывалась, а выдача последнего транша в 1 млрд долларов и вовсе была поставлена в зависимость от разрешения правительственного кризиса. Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард подала однозначный сигнал, заявив, в том числе, о слишком медленном темпе борьбы с коррупцией.
Куратор Украины в Вашингтоне вице-премьер Джозеф Байден, как-то признававшийся, что с Порошенко он разговаривает чаще, чем со своей женой, поначалу заступался за Яценюка: после попытки насильно вывести премьера из зала Верховной Рады он устроил неприятный разговор президенту, а затем лично позвонил Яценюку и поддержал его. Однако в феврале Байден понял, что сохранение стабильности на Украине и продолжение программы МВФ до американских президентских выборов в ноябре возможны только, если в жертву принести Яценюка. В итоге он согласовал смещение «камикадзе» с Порошенко.
Энергетическая независимость от России, финансовая зависимость от Запада
Таким образом, взяв на себя обязательства по сделке с МВФ и не торопясь выполнять пункты программы, Яценюк создал условия для поддержки его отставки со стороны Запада. Во внутренней политике его кабинету выпало еще больше проблем: экономика потеряла порядка 20% ВВП, в том числе из-за оккупации части промышленных районов Донбасса и присоединения Крыма к России.
Следуя тем же рекомендациям МВФ, правительство поднимало тарифы на коммунальные услуги, в частности на газ. Это привело к всплеску инфляции – 49% в 2015 году, что сделало страну одной из самых несчастных экономик мира. Другим фактором, разгоняющим инфляцию, стало вынужденного субсидирования малоимущих граждан. Правительство рассчитывало выделять адресную помощь 4,5 млн семей, но в 2015 году бюджет помогал 6 млн. Порядка 37% в структуре доходов граждан пришлось на социальную помощь государства. Дефицит бюджета вырос до 15%, а Национальный банк не нашел другого способа, как финансировать его эмиссией. Результат – еще более резкая девальвация гривны и закручивание инфляционной спирали.
Массовое обнищание граждан, снижение уровня жизни десятков миллионов человек и падение доходов в среднем на 22,2% можно было оправдывать только войной с соседом-агрессором. Премьер Яценюк стал, пожалуй, самым антироссийским главой правительства Украины из 13 политиков, работавших на этом посту. Политическую независимость Киев провозгласил в 1991 году, что было связано с желанием отделиться от империи, построить национальное государство, а также с мифом о «европейской житнице» – Украине как самой богатой стране Советского Союза. По стопам «отцов-основателей» Яценюк решил провозгласить энергетическую независимость от России. Переход к рыночному ценообразованию на голубое топливо он подал как победу над российской монополией в энергетике.
Но, во-первых, сделано это было за счет повышение тарифов и во исполнение требований МВФ, а во-вторых, ирония заключается в том, что покупать у европейских поставщиков российский газ по реверсу дешевле не получилось – цены оказались сопоставимыми. Так, в 2015 году, по данным Государственной службы статистики Украины, предложение «Газпрома» было даже дешевле на 1 доллар. Когда же газ начал дешеветь вслед за нефтью, украинские потребители уже не могли это ощутить на своих кошельках – сделать это не давала девальвация гривны.
По идее, из той же девальвации правительство Яценюка могло получить выгоду – нарастить экспорт сельскохозяйственной продукции. Но и это не вышло: резко упало производство из-за расходов на посев и запретительных ставок кредитования – от 25%. Усугубил положение аграрного сектора банковский кризис – у каждого третьего банка были отозваны лицензии, а оставшиеся на плаву учреждения выставляют жесткие условия при выборе залога.
История неудач и несбывшихся надежд правительства Яценюка на этом не заканчивается. Западные инвесторы не пришли добывать сланцевую нефть и газ, а европейские компании так и не проявили интереса к совместному управлению газотранспортной сетью Украины. Соглашение об ассоциации с Евросоюзом никак не помогло: высокая конкуренция на европейских рынках еще более обострилась после введения продуктового эмбарго Россией, а старый рынок – российский – сельхозпроизводители и вовсе потеряли. Достаточная ли компенсация за потерю российского рынка снижение европейских пошлин – вопрос риторический.
Не получалось у Яценюка и реализовать планы по большой приватизации – продаже 250 предприятий частным инвесторам. Когда стало понятно, что распутать клубок интересов не выйдет, правительство по собственному желанию покинул министр экономического развития Айварас Абромавичу. Его уход обнажил для западного истеблишмента глубину коррупционной проблемы Украины и абсолютное бессилие главы правительства что-либо изменить. Десятилетиями складывавшаяся практика распределения богатства страны остается неизменной.
Единственное, что действительно удалось правительству Яценюка – провести реструктуризацию внешнего долга и сократить его в общей сложности на 16,5%, но растянуть выплаты на годы вперед. Реформы судебной и правоохранительной системы (реформа милиции была похожа на замену профессиональной службы на сборище любителей-энтузиастов) и вовсе выглядела непосильной задачей для кабмина Яценюка.
Пан или пропал
Когда у Верховной Рады не хватило голосов для отставки Яценюка, а парламентская коалиция фактически распалась, премьер мог воспользоваться передышкой и просидеть на своем посту до сентября 2016 года – начала осенней сессии. Однако с каждым днем его позиция усиливала опасения по поводу досрочных выборов, которые грозятся спровоцировать популисты, что совершенно не нужно сейчас Порошенко. Дважды президент уговаривал премьера сложить с себя полномочия. Но в то же время он хотел воспользоваться открывающейся возможностью и, поменяв премьера, усилить позиции за счет своего человека во главе правительства, а также – на большем количестве министерских постов. В идеале президенту нужно технократическое правительство, лишенное политических амбиций.
Разыгрывая свою карту, Порошенко внес кандидатуру спикера Верховной Рады Владимира Гройсмана на должность премьера. Формально – по предложению депутатов коалиционного большинства, точнее своей же фракции БПП. В 2012 году Порошенко избирался депутатом от Винницы, а Гройсман занимал должность мэра города. Отсюда их связь, которая, правда, не столь крепка, чтобы потенциальный кандидат в премьеры примкнул к БПП. Однако Гройсман компромиссная фигура, многих устраивающая. Он способен оттянуть досрочные выборы, хотя бы до осени. Как видно по заявлениям Саакашвили, популистские критики власти будут стремиться к этому вне зависимости, когда это произойдет – «через два месяца или шесть». Хотя их расчет был немного иным – добиться перевыборов в кратчайшие сроки.
Похоже, к ним присоединится и Арсений Яценюк, у которого не будет прежней ответственности, но останется голос, чтобы бесконечно и остро критиковать президента, поднимая свой рейтинг. Международное расследование «Панамских документов», раскрывшее владельцев многих офшоров, показало, что Порошенко в момент горячих боев под Иловайском активно переводил бизнес-активы в низконалоговые юрисдикции – окончательно порывать с предпринимательским прошлым в его намерениях не было. И стоило разгореться кризису доверия к президенту, как Яценюк «поддался» уговорам и ушел с поднятой головой, чтобы выторговать для представителей «Народного фронта» больше мест в обновленном кабмине: не только МВД и Минюст, но и Миноборазования и Мининфраструктуры.
Теперь Порошенко придется взять всю ответственность за реформы на себя. Впрочем, свой человек на посту премьер-министра это не только риск для президента, который может расплатиться своей популярностью и поддержкой, но и шанс на перемены. Однако в своем заявлении Яценюк не случайно отметил, что «рейтинг – дело переменное», а свои полномочия он видит шире, чем премьерские. Вовремя избавившись от «расстрельного» поста, он сохранит для себя политические перспективы. Через время он сможет представить себя реформатором и претендовать на национальное лидерство. Пока же он стратегически выигрывает у конкурирующего с ним Порошенко, которому остается лишь верить в спасительный и быстрый эффект реформ, дожидающихся своего часа.
Написать комментарий
ВСЕ НАМНОГО хуже...В обиженого .амбициозного яцынюка в руках вожжи Народного!