Крым два года спустя. Как полуостров живет под блокадой Украины и без моста в Россию
18 марта этого года во многих городах страны прошли массовые мероприятия, посвященные годовщине воссоединения Крыма с Россией. За прошедшие 2 года Россия подверглась санкциям, сократились финансовые возможности страны, а Крымский полуостров был лишен водоснабжения и подвергся энергетической и транспортной блокаде со стороны Украины. Все эти обстоятельства серьезно усложнили жизнь крымчанам, однако социологические опросы показывают, что они не жалеют о своем выборе, сделанном два года назад. Что же происходит сегодня в жизни полуострова, насколько успешно проходят интеграционные процессы и какие проблемы возникают при их реализации?
«Впервые строительство моста планировалось еще при Николае II, в 1910 году был создан первый проект. Но Первая мировая война не позволила начать эту работу. Затем в 1930 году советские инженеры подготовили проект железной дороги от Херсона до Поти через этот участок, но начавшаяся Великая Отечественная война помешала.
Во время Великой Отечественной войны уже оккупанты возводили здесь мост, причем хотели строить уже не временный, а постоянный. Во время проведения боевых действий советское командование приняло решение не бомбить этот участок с целью сохранить то, что сделано. После войны возвели временный мост, который был снесен ледоходом. Потом предпринимались еще попытки, но так все и осталось нереализованным.
Наши с вами предшественники, как мы видим, понимали значение этого мостового перехода между Крымом и Кавказом и давно стремились к реализации этого проекта. Будем надеяться, что мы выполним эту историческую миссию».
В.В. Путин на совещании 18 марта по строительству Крымского моста
С какими проблемами столкнулся Крым после присоединения к России?
Среди множества проблем, возникших у крымчан в связи с присоединением к России, самыми существенными явились ограничительные меры со стороны Украины. В первую очередь, это энерго-, транспортная блокада и перекрытие водоснабжения полуострова. Все остальные проблемы, связанные с переходом под российскую юрисдикцию, гораздо менее существенны и решаются вполне успешно, хотя и не без российской специфики.
Как решается проблема с электроснабжением?
После прекращения электроснабжения Крыма со стороны Украины в конце прошлого года на полуостров в экстренном порядке завезли электрогенераторы, протягиваются и введены в действие 2 ветки энергомоста через Керченский пролив. Для полной энергонезависимости полуострова планируется увеличить выработку электроэнергии на Ростовской АЭС а также построить несколько парогазовых энергоустановок в Крыму и на Таманском полуострове. Стоимость этого проекта оценивается в 2 млрд долларов, для его реализации к 2018 году планируется протянуть в Крым ветку газопровода, на что потребуется еще около 20 млрд руб.
Российская специфика тут выражается в том, что стоимость проекта по энергообеспечению Крыма приходится выражать в иностранной валюте – энергоустановки нужно импортировать, импортировать нужно даже силовой кабель – на энергомосты его пришлось закупать в Китае.
В связи с санкциями импортировать энергоустановки для Крыма будет проблематично и придется использовать отечественные технологии, что, по мнению специалистов, может привести к удорожанию проекта.
Насколько существенна транспортная блокада Крыма?
Транспортная проблема создает неудобства для крымчан, которые выражаются в том, что продукты питания, бензин и многое другое оказываются дороже, чем для жителей других регионов России. Например, цены на автозаправках Крыма выше среднероссийских на 5–10%. При этом средняя заработная плата крымчан, по данным Роскомстата, немногим выше 20 тыс. руб.
Продукты питания в РК поставляются из российских регионов, Белоруссии и Украины автотранспортом. Поставка импорта морем проблематична из-за санкций. Кроме официальных пошлин, с украинской стороны сбором «дани» с перевозчиков занимаются и многочисленные вооруженные формирования, что сказывается на стоимости продуктов в Крыму. Кроме того, с 23 февраля повысилась плата за пользование паромом. Усугубляют проблему повышение акцизов на топливо и введение платы для большегрузов за пользование федеральными трассами.
Существенное изменение ситуации тут может наступить только после постройки Керченского моста, ввод которого запланирован на конец 2018 года для автотранспорта, а к средине 2019 года и для железнодорожного сообщения.
Каким образом решаются вопросы с водоснабжением полуострова?
Потребности Крыма в пресной воде на 85% решались за счет Северо-Крымского канала, идущего на полуостров из Днепра. В советское время орошаемых земель в Крыму было около 400 тыс. гектаров, после развала Союза – около 150 тыс. гектаров. После перекрытия канала Украиной, орошаемых земель в Крыму осталось около 17 тыс. гектаров, и это несмотря на федеральные дотации сельскому хозяйству Крыма.
Сегодня водохранилища полуострова заполнены примерно на половину, качество воды в них падает. Проблема водоснабжения решается за счет бурения скважин, но существенно наращивать их объемы нельзя – пресная вода в подземных пластах начинает замещаться морской, а это ведет с серьезным экологическим последствиям. Использовать опреснители для полива сельхозземель экономически нецелесообразно.
Иными словами, собственных ресурсов для организации полноценного независимого водоснабжения у Крыма нет, воду можно получать только с материка, и создание такой системы, по оценкам специалистов, займет несколько лет. В следующем году должен быть создан только план осуществления подобного проекта.
Какие проблемы на полуострове удалось решить?
Единственным ведомством, которое отчиталось о своей двухлетней работе в Крыму как о некоем завершенном успешном этапе, является Минкомсвязь. По сообщению главы министерства Николая Никифорова, за этот период полуостров полностью обеспечен современными телекоммуникационными услугами, включая сотовую связь третьего и четвертого поколений.
Говорить об успехах в других областях жизни полуострова, по утверждениям главы РК Сергея Аксенова, еще преждевременно. Достаточно много времени понадобилось для того, чтобы сформировать новые органы власти, перейти с одного законодательного поля в другое, определить категории льготников, заменить валюту и документы гражданам и многое другое. К тому же, в ситуации международных санкций и блокады со стороны Украины речь во многом шла об элементарной выживаемости РК.
Тем не менее, руководство Крыма докладывает о строительстве школ и больниц, приобретено более 4 тыс. единиц медицинского оборудования, произведен капремонт нескольких десятков жилых домов, улучшены условия жизни нескольких тысяч крымчан.
По сообщениям социологов, в Крыму удалось добиться хорошего уровня межнациональных отношений: свыше 90% жителей РК считают, что межнационального конфликта на территории республики нет.
Активно продвигается строительство Керченского моста: на сегодня готова вся проектная документация по его сооружению, с обеих сторон пролива построены технологические дороги, возведены заводы по производству бетона и асфальта, построены рабочие городки, в акватории возводятся рабочие мосты.
Чего не удалось достичь в Крыму?
Не удалось достичь в республике устойчивого экономического роста. Связано это, в основном, с блокадой полуострова со стороны Украины. В связи с веерными отключениями электричества, многие крымские предприятия вынуждены перейти на сокращенную рабочую неделю, пансионаты и санатории не подают заявки на сезонный персонал, полагая, что не сумеют обеспечить должный уровень обслуживания отдыхающим в связи перебоями в электроснабжении.
Немного вырос уровень безработицы, хотя и находится в пределах 2%, по официальным данным.
Является ли Крым дотационным регионом?
Годовой бюджет Крыма составляет примерно 150–160 млрд руб. в год включая трансферты из Пенсионного и внебюджетных фондов. Собственные доходы РК находятся в пределах четверти от этой суммы. То есть уровень дотационности составляет около 75% бюджета республики, что вдвое превышает этот показатель в среднем для дотационных регионов России. Справедливости ради нужно признать, что хозяйство Крыма за годы пребывания в составе Украины пришло в полный упадок и выглядит довольно плачевно даже в сравнении с более чем скромными российскими реалиями. Ожидать быстрых положительных экономических результатов от республики, находящейся к тому же в блокаде, было бы слишком оптимистично.
Федеральная программа по развитию Крыма предполагает израсходовать до 2020 года 800 млрд руб. бюджетных средств.
Кстати, ЧМ-18 по футболу имеет бюджет, сопоставимый с бюджетом программы по развитию Крыма. И источник финансирования у этих мероприятий один и тот же – федеральный бюджет. То есть, карман каждого россиянина от младенца до пенсионера.
Как сказывается российская специфика при интеграции Крыма в состав России?
Российская специфика стала проявляться в первые же дни после присоединения республики к РФ. Еще в 2009 году крымчане торжествовали в связи с тем, что Украина запретила казино на территории РК. Первое что сделали российские власти после присоединения Крыма к России, так это стали пытаться организовать на полуострове игорную зону. Появились экономические обоснования того, сколько денег принесет в бюджет реализация этой идеи, приглашены были специалисты (и их услуги, разумеется, оплачены) по организации игорного бизнеса из Монако, Макао, Лас-Вегаса. Немедленно нашлись инвесторы этого проекта, имена которых озвучивать никак нельзя в связи с санкциями. Активизировались депутатские группы всех уровней. Глава РК Аксенов, возражавший вначале против строительства игорных зон на полуострове, как-то незаметно свою позицию по этому вопросу смягчил.
Не менее замечательная ситуация сложилась и с крымчанами, которые взяли кредиты в украинских банках, прекративших свою деятельность в Крыму. Владельцам автомобилей, приобретенных в кредит, президент Путин рекомендовал не беспокоиться по этому поводу в том смысле, что раз нет банка, то и нет обязательств перед ним. Глава Крыма высказывался примерно в том же ключе относительно всех кредитов перед украинскими банками. Тем не менее это не помешало российским коллекторам скупать у украинских банков долги крымчан и пытаться приступить к своей нелегкой работе на полуострове. Сергей Аксенов, который вначале выступал резко против того, чтобы коллекторы вообще появлялись на полуострове, снова был вынужден смягчить свою позицию. Президент Путин свою точку зрения по этому вопросу не озвучил.
По мнению экспертов, при всей важности присоединения Крыма к РФ, тем не менее никакого видения как развивать экономику полуострова у правительства нет. Но это не является спецификой Крыма, это справедливо в отношении развития экономики всей страны в целом. И в условиях падения нефтяных цен этот факт становится все очевиднее.
Написать комментарий
Предавший раз, предаст во второй. Предателю - собачья смерть.
лучше и не говорить, в какой заднице оказались крымчане. крымчане думали, что расия им всем за предательство отсыпет золото в карманы. но.... к невероятному огорчению крымчан, они увидели нищию, юродивую расию.
Галина, молодец! Отлично протроллила "присоединение" Крыма Россией. Что получил от этого "присоединения" Крым? Несколько десятков людей улучшили свое материальное положение и отремонтировали свои дома. Остальные 2 с лишним миллиона оказались в глубокой заднице. Что получила от этого Россия? Санкции, снижение уровня жизни, безработицу, дополнительные поборы "на Крым". Кто выиграл от этого? Только Путин! Красиво сфотографировался на фоне экскаватора.