Региональные инвестиционные форумы: первые симптомы перерождения в федеральные институты
В начале 2000-х возникла федеральная инициатива по созданию региональных инвестиционных форумов, которые были призваны стать площадками для встреч инвесторов и предпринимателей с последующим заключением деловых соглашений и запуском реальных проектов. Однако сегодня есть все признаки полного переформатирования данного института в бюрократические структуры сомнительной ценности. Какие факты и яркие примеры позволяют говорить об этом?
Появление инвестиционных форумов в субъектах РФ в отличие от создания множества видов институтов развития в нашей стране не было обусловлено специальной федеральной инициативой, а в большинстве случаев происходило стихийно или, вернее сказать, было продиктовано интересами и потребностями локальных рынков. Ключевую роль в организации таких форумов играли либо органы государственной власти регионального и муниципального уровней, либо коммерческие компании и их объединения. Участие управленческих структур федерального масштаба сводилось к делегированию своих представителей в качестве докладчиков или оказанию титульной поддержки форумам, которые смогли хорошо себя зарекомендовать. Некоторые крупные форумы, наоборот, зарождались по иному сценарию – в число организаторов-учредителей входили федеральные органы власти и, судя по всему, оказывали финансовую поддержку проведению мероприятий.
Договоренность региональных властей и коммерческих организаций лежала в основе проведения Первого Уральского инвестиционного форума, который прошел в 2001 г. Через два года в работе форума приняли участие полномочный представитель Президента РФ в УрФО и заместитель министра экономического развития и торговли РФ А.Дворкович. Однако внимание федеральных властей носило ситуационный характер, и заключительные два Уральских форума (в 2009 и 2010 гг.) состоялись при участии топ-менеджеров российских и зарубежных компаний и чиновников Челябинской области. Форум «Российский промышленник» развивался по иному сценарию: в 1997 г. он состоялся в довольно скромном формате и представлял собой демонстрацию инвестиционного потенциала петербуржских компаний, но спустя два года организаторам мероприятия удалось привлечь заместителя председателя Правительства РФ И.Клебанова в качестве председателя оргкомитета, а еще через год событие приобрело статус федерального значения.
Примером альтернативного способа организации форумов может служить Международный инвестиционный форум «Сочи», который возник на базе Регионального экономического форума «Кубань», проводившегося с 2002 по 2007 гг. Первый форум был организован совместно Министерством экономического развития и торговли РФ и Администрацией Краснодарского края, а поддержку в виде «приветствий» оказали председатель Правительства РФ и председатель Государственной думы. В следующем году титульную поддержку событию предоставили Совет Федерации ФС РФ, Государственная Дума РФ, Правительство РФ и т.д., а в последние годы контингент высокопоставленных чиновников-участников форума неизменно дополняется присутствием Премьер-министра РФ. По аналогичной схеме происходило развитие Красноярского экономического форума: в первый раз в 2004 г. форум прошел с участием министров экономического блока Г.Грефа и А.Кудрина, а спустя три года своим личным визитом это событие почтил вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев. В организационный комитет Форума-2016 вошли несколько министров под председательством А.Дворковича.
Другое знаковое ежегодное событие в экономической жизни страны – Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) – был учрежден по инициативе Совета Федерации в 1997 г., а после 2006 г. мероприятие перешло под эгиду Правительства РФ. Изначально площадка создавалась как «Давосский форум в рамках СНГ» (через пару лет, правда, она трансформировалась в «Русский Давос») и имела характер сочетания обсуждения экономических и политических проблем на международном уровне и демонстрации инвестиционного потенциала проектов компаний постсоветского пространства. Организаторы ежегодного события активно работали над его имиджем, привлекали политических «тяжеловесов» из разных стран, сотрудничали со СМИ (в частности, один из главных идеологов этого форума Е.Строев после 3-го ПМЭФ торжественно заявил: «Можно считать, что информационная блокада Петербургского экономического форума прорвана»). К проведению ПМЭФ с 2007 по 2013 гг. приурочивались открытые концерты на Дворцовой площади с участием таких звезд, как Стинг, Д.Хворостовский, групп «Duran Duran», «Scorpions» и др. Еще одной характерной чертой проведения ПМЭФ с 2000-х гг. стало периодическое обсуждение стратегических концепций развития нашей страны (что, конечно, не слишком свойственно классическим инвестиционным форумам). Кроме того, в 2011 г. на саммитах был введен обычай проведения специальных брифингов, во время которых представители власти отвечали на вопросы слушателей. В последние годы масштабность и важность этого форума трудно переоценить, недаром он проводится под патронажем В.В.Путина. Эти факторы политического, общественного и медийного продвижения ПМЭФ привели к его эволюции (или, наоборот, деградации?) и способствовали его преобразованию в формат конгресса. Несмотря на внушительные суммы заключенных соглашений об инвестировании (9 трлн 600 млрд руб. в 2013 г.), акцент данного мероприятия делается на проведение заседаний и круглых столов, а не на традиционный формат встреч инвесторов и производителей в виде, например, так называемого «питчинга». Таким образом, есть основания говорить о вырождении ПМЭФ как площадки поиска инвестиций и отхода от классической модели региональных инвестиционных форумов.
По большому счету это прецедент для практики развития региональных инвестиционных форумов, когда чрезмерное участие властей федерального уровня приводит к смене формата мероприятия. По всей видимости, схожая судьба может ожидать Международный инвестиционный форум «Сочи», Красноярский экономический форум или Восточный экономический форум. Другой вопрос: существует ли необходимость создания одноформатных конкурирующих площадок, которые требуют внушительных финансовых вложений (в 2013 г. сумма затрат на ПМЭФ составила порядка 1 млрд руб.)? С учетом сложившейся обстановки в экономике страны это выглядело бы нелогичным, хотя, как показывает практика, если кто-нибудь из федеральных чиновников первой величины возьмет этот процесс «под личный контроль», то требуемые средства обязательно найдутся.
Описание указанных выше инвестиционных форумов и других их наиболее крупных и регулярных аналогов приводится в таблице 1.
Таблица 1. Классификация инвестиционных форумов по признаку поддержки на федеральном уровне.
Название форума | Период проведения | Федеральная инициатива запуска форума и его последующая системная поддержка | Эпизодическая поддержка со стороны федеральных органов |
---|---|---|---|
Международный форум «Российский промышленник» (г. Санкт-Петербург) | 1997-н/в | + | |
Петербургский международный экономический форум | 1997-н/в | + | |
Байкальский экономический форум | 2000-н/в | + | |
Уральский инвестиционный форум | 2001-2010 | + | |
Восточный экономический форум (г. Владивосток) | 2001-н.в. | + | |
Международный инвестиционный форум «Сочи» / Экономический форум «Кубань» | 2002-н/в | + | |
Красноярский экономический форум | 2004-н/в | + | |
Федеральный инвестиционный форум | 2004-н/в | + | |
Тульский экономический форум | 2006-2011 | + | |
Международный инвестиционный форум по недвижимости PROEstate | 2007-н/в | + |
Среди всех событий, которые можно отнести к формату инвестиционных форумов, проходящих или проходивших на регулярной основе, не удалось найти примеров полного отсутствия поддержки (хотя бы в виде делегирования высокопоставленных чиновников) со стороны федеральных властей. Этот факт говорит о признании необходимости такого рода мероприятий на высшем уровне, причем, как показывает история их проведений, нередко такие площадки являются местом обсуждения политических вопросов, в том числе и международных. Поэтому при всех преимуществах привлечения чиновников высокого ранга к участию в форумах (титульное «подкрепление», помощь в решении административных вопросов, финансирование и т.д.), в конечном счете, такая схема может привести и негативным последствиям. В частности, это приводит к излишней бюрократизации форумов, когда «Власть министерства простирается от решений, касающихся распределения бюджета форума, до решений, связанных с его организацией». Таким образом, инвестиционный форум может перестать быть местом встреч и диалогов между инвестором и предпринимателем с последующим заключением реальных сделок, а приобрести характер элитной конференции по общим экономическим вопросам или местом публичного ведения политических споров. И такое переформатирование исходной инициативы федеральных властей будет означать конец этой инициативы.
Автор - научный сотрудник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Статья написана в рамках специализированного исследовательского проекта интернет-издания "Капитал страны".
Написать комментарий