Асад окружает Алеппо. Как операция России в Сирии стала еще одним Донбассом
Наступление правительственной армии Сирии при поддержке Военно-космических сил России (ВКС) и иранских ополченцев еще недавно разочаровывало президента Владимира Путина. Тактические успехи все меньше годились в качестве контраргумента на требование Запада об отставке главы сирийского государства Башара Асада. Существенно изменить баланс сил между режимом и его противниками из умеренной оппозиции на поле боя не получалось, хотя Москва категорически отрицала и отрицает, что в ее целях присутствует подавление умеренной оппозиции, воюющей против Асада.
Поход Асада на Алеппо
Очевидно, разочарование и общая усталость обернулись решительной попыткой Сирийской арабской армии (САА) взять психологический трофей в гражданской войне – «северную столицу» страны Алеппо. Транспортный и логистический центр северо-запада Сирии еще в 2012 году оказался разделен надвое: повстанцы «Сирийской свободной армии» (ССА) заняли восточную часть города, а правительственные войска обосновались в западной.
За прошедшие четыре года Алеппо, чей исторический центр признан объектом наследия ЮНЕСКО, превратился в руину с полностью уничтоженной промышленностью и экономикой. Из некогда самого густонаселенного сирийского города уехало порядка двух миллионов жителей (все из Сирии бежали 4 млн человек), а остающиеся 300 тыс. стали настоящими заложниками противостояния власти и оппозиции. Так как контроль над Алеппо ни одной из сторон не давался, обретение его наделяется символическим значением: для Асада прорыв будет означать торжество над повстанцами и гарантию своего будущего на посту президента страны, в свою очередь для повстанцев свободный от режима город станет плацдармом для дальнейшего наступления и ослабления «диктатора».
Важен и чисто практический аспект: Алеппо представляется ключом от северо-запада Сирии. Обладая им, правительственные войска с большей вероятностью смогут контролировать территории вдоль границы с Турцией, откуда идет материальное снабжение оппозиции и террористических групп. Поэтому если Асад отобьет Алеппо у повстанцев, это подорвет их моральный дух и покажет, что ССА стремительно теряет влияние и перестает быть одной из действующих сил на территории Сирии вместе с правительственными войсками, курдами и «Исламским государством» (группировка запрещена в России). Не меньшим ударом будет это и для региональных игроков, поддерживающих войну суннитов против Асада, представляющего алавитское меньшинство в Сирии.
За Алеппо вся Турция
Правительственные войска, наступая с севера, заняли несколько городов в провинции Алеппо и перекрыли магистраль, связывающую стратегический город с Аазазом – основным пунктом, из которого повстанцы и террористы получали материальную помощь и оружие от Турции. Взятие города в кольцо и его постепенное сжатие – очевидные дальнейшие шаги со стороны 20-тысячных войск Асада. При этом порядка 10 тыс. представителей ССА будут на осадном положении с не очень радужной перспективой. Подобный прорыв стал возможен не в последнюю очередь благодаря поддержке российских военных с воздуха. Однако свой вклад сделали так же многочисленные советники и тренеры из России, которые обучают личный состав САА и помогают осваивать новые образцы техники.
Не удивительно, что разыгрывающаяся вокруг Алеппо драма поставила «на паузу» (слова спецпосланника ООН Стафанна де Мистуры) мирные переговоры между оппозицией и властями Сирии, которые с конца января проходили в Женеве под эгидой ООН. Отложенные до 25 февраля, они по сути были сорваны. В том числе потому, что стороны не договорились о режиме прекращения огня на время дипломатических встреч и наблюдали за развитием событий в Алеппо. Причем, угроза положению суннитской оппозиции подтолкнула Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты говорить о планах наземной операции в Сирии. Это вселяло надежду оппозиции, которая при изменении ситуации в следующем раунде переговоров могла бы говорить с позиции силы. Официальный Дамаск же пообещал отправлять интервентов домой «в гробах» (слова министра иностранных дел Сирии Валида аль-Муаллема).
Появились признаки того, что и Турция готовится вторгнуться в Сирию. Премьер-министр страны Ахмед Давутоглу заявил, что за спиной у защитников Алеппо находится «вся Турция», а президент страны Реджеп Эрдоган говорил об «оккупации» Россией части Сирии. В очередной раз подтвердилось, что потенциал конфронтации между Москвой и Анкарой не исчерпан. В дни обострения военных действий вблизи Алеппо в Москве открылось официальное представительство Сирийского Курдистана. Тем самым российская сторона показала, что ей удалось перетянуть курдское ополчение на сторону Дамаска после того, как Саудовская Аравия сформировала списки оппозиции, которая была допущена к участию в женевских переговорах, а Турция вычеркнула из них курдов.
С одной стороны, Турция видит в усилении курдов угрозу собственной территориальной целостности. Внутри страны всячески подавляется Рабочая партия Курдистана. Эрдоган открыто предлагает США выбор между курдами и Турцией в качестве союзника. Страшным сном турецкой власти с начала сирийского кризиса является появление на границе самостоятельного курдского государства, которое станет миной замедленного действия для Анкары. Также и с ослаблением повстанцев турецкие власти лишаются опоры в конфликте.
С другой, страна страдает от наплыва беженцев, которых она уже приняла порядка 2,5 млн. Поэтому Турции нужна уже согласованная с США буферная зона, где она будет их размещать, но на территории Сирии. Она может быть гораздо больше оговоренных 98 км, Анкара готова даже построить новый город для беженцев, заявлял Эрдоган во время, когда бои между силами Асада и повстанцев велись в 25 км от турецкой границы, а палаточные лагеря беженцев прирастали рядом с контрольно-пропускными пунктами. Под видом реализации этого плана Турция может решиться провести наземную операцию, на которую ее провоцирует не только сирийская проблема, но и внутриполитические задачи – необходимость консолидации граждан вокруг президента и проведение референдума об изменении конституции страны в пользу президентской республики (идея Эрогана).
Меркель в шоке
Наступление на Алеппо обрушило на Москву со стороны Запада обвинения в том, что она сделала «очень плохую ситуацию еще хуже» и подрывает усилия политического решения конфликта. На большинство этих заявлений Кремль мог не реагировать, но когда канцлер Германии Ангела Меркель призналась, что «не только потрясена, но и шокирована» действиями Асада и российской авиации, стало понятно, что эскалация конфликта представляет серьезный вызов для Евросоюза, который в последнее время раскалывает миграционный кризис. Утрируя, можно сказать, что Путин наступил на еще незажившую мозоль Меркель. Намерено или нет – вопрос интерпретации: либо Москва подстегивала Асада к военным успехам, либо следовала за ним как союзник.
Еще недавно предлагавшая сотрудничество на единой антитеррористической платформе в Сирии, Москва опосредованно усиливает давление на европейских политиков, подпитывая проблему, с которой они не могут работать слаженно и эффективно. Это раздражает рядовых европейцев, что способствует подъему давних ситуативных союзников Москвы – правых популистских партий. Вряд ли в Москве сожалеют, что усложнили жизнь «архитектору» и главному стороннику антироссийских санкций – Меркель. Но и вчерашний идеолог военной коалиции с Россией в Сирии президент Франции Франсуа Олланд уже требует от России прекратить «свои действия» и перестать поддерживать Асада.
Все это показывает качественное изменение роли России в сирийском конфликте. На Западе все меньше воспринимают ее как посредника, воюющего с террористами и ИГИЛ, тем более, как страну, без которой невозможно достичь мира в Сирии. Москва становится полноценным участником конфликта, причем выступающим на стороне алавитско-шиитского объединения, а диалоговое окно для нормализации отношений с Западом – ради чего, в том числе, затеивалась операция в Сирии – закрывается. В частности режим санкций в отношении России (хотя он и связан с Украиной, где ситуацию около кремлевские политологи называют «бесконечным тупиком») такими достижениями в Сирии облегчить или отменить точно не получится.
Слова на бумаге
На Западе опасаются, что с падением Алеппо Россия достигнет одной из своих не озвученных целей – уничтожение умеренной оппозиции. В таком случае говорить о мирном урегулировании режиму Асада будет не с кем, останется решить вопросы с военизированными отрядами курдов и бороться с террористами, начиная от локальных группировок до ИГИЛ.
Из-за нарастающих опасений Запада России пришлось еще раз демонстрировать свою приверженность дипломатическому, а не военному решению конфликта. Новый план по урегулированию кризиса в Сирии, на первый взгляд, стал работой над ошибками. Международная группа поддержки Сирии (министры иностранных дел России, США, стран Европы и Ближнего Востока) договорилась о прекращении огня через неделю, организации гуманитарной помощи и возобновлении мирных переговоров. Но едва ли оно вселило оптимизм по поводу будущего этих переговоров. Глава Госдепа США Джон Керри сказал, что «пока это слова на бумаге», а некоторые дипломаты считают, что договор «не стоит бумаги, на которой он напечатан». В частности, Россия отказалась приостанавливать воздушную кампанию, и неделя до прекращения огня будет для повстанцев в Алеппо решающей.
Все это не ведет к укреплению доверия, скорейшему решению сирийской проблемы и полноценному возвращению России на международную арену в качестве равного западным странам игрока. Если Путин был разочарован темпами наступления армии Асада, то Запад все больше разочаровывается в действиях России в Сирии. И у этого могут быть совершенно очевидные последствия.
Написать комментарий
Автор совершенно правильно просчитал развитие ситуации! Последние новости буквально только что : "Ряд арабских СМИ и социальных сетей сообщили, что турецкая авиация нанесла авиаудар в районе Северного Алеппо. Это первый авиаудар с турецкой территории. Также по сообщениям очевидцев, над Алеппо замечены военные дроны, которые предположительно принадлежат турецкой армии. Ранее эти же дроны были замечены вов ремя корректировки артиллерийского удара, который был нанесен вчера по позициям асадовских сил и сил армии Курдистана. Под прикрытием турецкой артиллерии, повстанцы вернули контроль над селом Аль-Алия (пр Латакия). По некоторым сообщениям, турецкая армия сегодня может перейти сирийскую границу и установить безопасную зону между Азез и Алеппо. Также по неподтвержденным данным подразделения спецназа Турции уже действуют в течении последних двух суток в районе Алеппо на территории Сирии." Так что, наземная операция против объединенных сил Асада-Путина началась. Последствия, к сожалению, будут самые жестокие