Борьба за Тегеран. Что потеряла и приобрела Россия от снятия санкций с Ирана?
Открытие иранского рынка явилось для инвесторов одним из самых значительных событий последнего десятилетия. Страна обладает значительными нефтегазовыми месторождениями. По доказанным запасам нефти Иран находится на четвертом месте в мире, а по запасам газа – на втором после России. При этом стоимость добычи нефти является довольно низкой – по оценкам экспертов, в пределах 10 долларов за баррель.
Также Иран владеет вторым по величине в мире месторождением меди, запасы цинка и свинца оцениваются в 5% от мировых, значительны месторождения молибдена и золота.
За годы санкций многие производства в стране пришли в упадок. Будучи нефтедобывающей страной, Иран периодически испытывает дефицит бензина. По сообщениям экспертов, сегодня в модернизации нуждаются практически все отрасли экономики страны.
Специалисты оценивают потребности Ирана в инвестициях в несколько сотен миллиардов долларов на ближайшее десятилетие.
Население Ирана составляет около 80 млн человек со значительной долей молодежи, а это является весьма привлекательным потребительским рынком.
Все эти факторы делают Иран лакомым куском для предпринимателей. В прошлом году, когда появилась информация о снятии с Ирана санкций, отели Тегерана были переполнены представителями международных корпораций. Между желающими получить свою долю иранского «пирога» развернулась нешуточная конкурентная борьба. В ход шли все доступные средства, включая политические.
Каковы успехи российских компаний на рынке Ирана?
Российские компании имеют давний опыт сотрудничества с Ираном в нефтегазовой отрасли. В 1997 году «Газпром» вошел в международный консорциум по разработке нефтегазового месторождения «Южный Парс». Однако в 2008 году из-за санкций и разногласий с иранской стороной российская компания вышла из проекта. Покинули проект также французские и итальянские нефтедобытчики.
Большой опыт работы на нефтяных месторождениях Ирана имеет «Лукойл». С 2003 года компания совместно с норвежским нефтедобытчиком Statoil занималась разработкой нефтяного месторождения «Анаран». Но после введения санкций «Лукойл» вынужден был уйти с иранского рынка, а соглашение с «Газпромнефтью», которая заняла место «Лукойла» в проекте, Иран расторг в 2011 году.
В 2014 году между Россией и ИРИ был подписан меморандум о взаимопонимании в рамках которого были согласованы бизнес-проекты на сумму 70 млрд долларов. Планы программы «нефть в обмен на продовольствие» однако так и остались на бумаге По сообщениям иранской стороны, российские предприниматели не торопились с их реализацией, опасаясь американских санкций.
Свою продукцию на иранский рынок поставляют российские металлургические компании, например Северсталь и ММК. Однако, пытаясь оградить внутренний рынок от импортной металлопродукции, Иран повысил на некоторые виды стали ввозные пошлины на 10–20%. Удастся ли договориться с иранской стороной об их снижении, пока неясно.
Какие российские проекты реализуются в Иране после снятия санкций?
С 2015 года «Лукойл» вновь открыл свое представительство в Тегеране. Компания сообщает о том, что достигнута договоренность с иранской стороной о возможном участии в некоторых добычных проектах в ИРИ.
Достигнута договоренность о поставках в Иран российского красного мяса. Основным поставщиком с российской стороны будет выступать компания «Мираторг». Также Иран готов импортировать из России молоко и оленину. О суммах контрактов не сообщается. Специалисты говорят, что речь может идти о 10–15 млн долларов, и сделки эти скорее являются жестом доброй воли – России нужны миллиардные контракты.
Из самых значимых проектов российских компаний в Иране можно отметить строительство Росатомом АЭС в Бушере.
Осенью прошлого года достигнуто соглашение о выделении Ирану Россией госкредита на 5 млрд долларов для развития промышленного экспорта из России. Около половины этих денег должны пойти на строительство электростанций и электрификацию железных дорог, вторая часть может быть израсходована на закупку энергоблоков для АЭС и на поставки российской военной техники.
На чем заработают европейские компании в Иране?
Практически сразу после отмены санкций и встречи с китайским лидером президент Ирана отправился в европейское турне, в ходе которого посетил Рим, Париж и Ватикан. В поездке его сопровождали 6 министров и около 120 крупных предпринимателей.
Итальянцы подписали с Ираном 17 соглашений на сумму 17 млрд долларов. Инвестиции пойдут в строительство газопроводов, металлургию, модернизацию НПЗ и инфраструктурные проекты.
С французами подписаны контракты на сумму 15 млрд долларов. Среди них соглашения о строительстве терминала в тегеранском аэропорту, создание совместного предприятия Peugeot с иранским автопроизводителем Khodro. Договоренность с концерном Airbus о поставке в Иран 114 гражданских авиалайнеров. Подписан меморандум с компанией Total, согласно которому французы хотят покупать у Ирана до 200 тыс. баррелей нефти в сутки.
Каковы успехи Китая на иранском рынке?
Результатом визита китайского лидера Си Цзиньпина в Тегеран стало соглашение о «стратегическом партнерстве во всех международных, региональных и двусторонних делах». Китай и Иран подписали 17 документов и соглашений и договорились увеличить за 10 лет двусторонний товарооборот до 600 млрд долларов. Заключенные договоры предполагают строительство китайской стороной в Иране высокоскоростной железной дороги из Синьцзяна в Тегеран, модернизацию реактора в Араке, строительство малых атомных электростанций мощностью не более 100 мегаватт каждая, реконструкцию железной дороги Тегеран – Мешхед. Кроме того, подписан меморандум о сотрудничестве в рамках проектов «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь 21 века».
Какую политику ведет Тегеран в отношении иностранных инвестиций?
Глава иранского МИД Зариф сообщает, что Иран все время укрепляет связи с Россией и Китаем и не забудет страны, которые поддерживали ИРИ во время действия санкций.
По сообщениям экспертов, в этой «поддержке» альтруизма не наблюдалось. Китай покупал иранскую нефть по ценам, которые были ниже мировых на 40–50%, а китайские поставщики в условиях отсутствия конкуренции задирали цены и задерживали поставки.
Также специалисты напоминают о том, как в 2007 году Дмитрий Медведев, будучи президентом РФ, запретил своим указом поставки по контракту в Иран ракетных комплексов С-300, сославшись на санкции ООН. Новый контракт подписан осенью прошлого года, сумма его неизвестна.
Сегодня Иран весьма прагматичен при выстраивании экономических отношений со всеми партнерами. Никаких особых преференций звание «стратегического партнера» не дает.
Например, две иранские компании отклонили китайские предложения о совместных проектах в силу того, что китайцы дают деньги под слишком высокий процент и требуют, чтобы 70% оборудования поставлялось из Китая. В итоге иранцы ищут европейских инвесторов для своих проектов.
Оказались напрасными надежды российской стороны на поставку авиалайнеров SSJ-100 – Иран предпочел европейскую технику. Рассчитывает на поставку 100 самолетов и Boeing. Отсутствие дипломатических отношений между Ираном и США в данном случае преградой не является.
В целом же, иранское руководство подчеркивает, что не желает видеть свою страну новым рынком для сбыта продукции иностранных производителей, и рассчитывает только на те инвестиции, которые будут развивать собственное производство.
Что приобрела и потеряла Россия от снятия санкций с Ирана?
Когда говорят о потерях России в связи с отменой иранских санкций, то имеют в виду поставки на европейский и азиатский рынки иранской нефти. По мнению экспертов, поставки иранской нефти повлиять на объемы российских продаж существенным образом не смогут. Годовой торговый оборот между странами составляет около 1 млрд долларов. Российские потери в экономических взаимоотношениях с Ираном лежат, скорее, в плоскости упущенных прибылей.
По мнению специалистов, Россия упустила свой золотой шанс, когда Иран находился под санкциями и нуждался во всем. Но экономика и банковская система нашей страны оказались настолько зависимы от Запада, что боязнь санкций заставила руководство России отказаться от полноценного сотрудничества с Ираном.
Плюсы же от отмены иранских санкций эксперты видят в том, что теперь ИРИ сможет стать полноправным членом ШОС (на сегодня страна имеет статус наблюдателя в этой организации), а это в геополитическом аспекте гораздо важнее сиюминутных выгод. Российско-китайский альянс теперь начинает приобретать черты глобальной евразийской организации, способной обеспечить как безопасность, так и всестороннее экономическое развитие своих членов.
Написать комментарий
А я злорадствовать не стану.
Российские Т-90 Иран тоже отказался покупать, будет делать свои танки. Про SSJ-100 уже сказано, и туда же и Ту-204. Нефть: Иран начинает потихоньку выдавливать Россию с нефтяного рынка Европы, тут он совсем не друг. А еще протянет в Европу газопровод, так вообще поперек станет. Да еще и Су-30МКИ «не хотят летать» в Индии, засада... Какой-то просто «остров невезения». Благодаря отчаянным усилиям первого лица Россия стала страной-изгоем, а еще и Улюкаев стремительно отправил ее экономику лететь в пропасть...