В ожидании «нефтяной войны». К чему приведет отмена эмбарго на экспорт нефти США?
В конце прошлой недели президент США Барак Обама отменил запрет на экспорт сырой нефти из США, который действовал с 1975 года. Решение стало компромиссом демократической администрации Белого дома с республиканцами по бюджету на 2016 год. Обама выступал против отмены эмбарго и сохранил за президентом право вернуть запрет на экспорт нефти в случае чрезвычайного положения или угрозы дефицита топлива в стране. Как историческое для США решение повлияет на международный рынок нефти в ближайшей и отдаленной перспективе? И что оно означает для России?
Артем Деев, руководитель аналитического департамента ФК AForex: Отмена запрета на экспорт сырой нефти из США является еще одним фактором серьезного фундаментального пресса на ценовые позиции нефтересурсов. Данное событие действительно является прецедентом, способном вывести нефтевойны на совершенно новый уровень. Кроме того, после подобной инициативы США нужно прекрасно понимать, что углеводороды уже никогда не вернутся к прежнему циклу супервысоких цен. Основной объем хлынет туда, где всегда был спрос – Азия и Европа, и, если США смогут предложить конкурентные цены, а судя по всему, именно это и произойдет, рынок окажется в новой экономической реальности с катастрофическим избытком и крайне низкими ценами. Подобное предположение связано с тем, что просто так отдавать собственную долю на рынке не захочет ни один ключевой производитель. Особенный акцент хочется сделать на Ближний Восток, продолжающий лоббировать собственные идеи потенциальной экспансии. Инициатива США является настоящим вызовом для ближневосточного картеля, который фактически принят. Ирак уже достиг многолетних максимумов по объемам производства нефти, Иран готов нарастить добычу до 4 млн баррелей в сутки, Саудовская Аравия удерживание рекордные уровни, так еще и Индонезия обещает присоединиться к ОПЕК. Что касается российской экономики, то ей придется приспосабливаться. Без высокотехнологичного производства и развитой промышленности, сырьевая зависимость сохранится. Повлиять на цены Россия не в состоянии, поэтому придется готовиться к еще более худшим временам, способным спровоцировать невиданные размахи девальвации рубля.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Решение США повлияет на рынок и довольно существенно. Влияние будет на стороне медведей (понижение цен). Но влияние это будет в большей степени психологическое, чем экономическое. Во-первых, нефть США особо некуда поставлять. Во-вторых, американская нефть не будет дешевой – высокий уровень жизни определяет высокую себестоимость любого производства, в том числе и нефтедобычи. Чтобы конкурировать в сегодняшних условиях с саудитами, нефть придется продавать ниже себестоимости, а это вряд ли произойдет (а если все-таки случится, долго это не продержится). И наконец, в-третьих, дав своим компаниям право экспортировать нефть, США не собирается отказываться от ее импорта, а значит, не стоит ожидать серьезного изменения американской нефтяной стратегии. По сути, мало что изменилось. Но психологическое влияние на нефтяные цены будет.
Сланцевая революция была если не причиной, то поводом для снятия запрета. Нефтепереработчики в США вряд ли пострадают, потребности американского рынка в нефтепродуктах огромные, так что перерабатывать будет что. Вот с направлениями экспорта сложнее. Сегодня нефть нужна в Европе и в восточной (Китай) и южной (Индия) Азии. Но, во-первых, рынок перегружен и дорогую нефть США ни на Востоке не на Западе некто не ждет. Во-вторых, танкерный способ доставки повышает цены и ограничивает объемы поставок. Так что больших объемов ждать не стоит. (Приличные объемы возможны только в одном случае если под политическим давлением кто-то (Европа) начнет закупать дорогую американскую нефть вопреки своим интересам).
Прямую конкуренцию танкеры с дорогой американской нефтью вряд ли смогут составить нашим нефтепроводам. Но переизбыток нефти и опережающее спрос предложение стараниями США будут расти. И это ударит по экономике России. На наш взгляд именно удар по России был единственной целью данного решения.
Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ»: На мой взгляд, отмена запрета на экспорт сырой нефти из США не приведет к сколь-нибудь заметному усилению существующего дисбаланса спроса и предложения на мировом рынке нефти. Дело в том, что поставка нефти из США в Европу или Азию не выгодна из-за дорогой логистики (2-4 доллара за баррель). Более того, США являются «чистыми» импортерами нефти из-за большого объема потребления. Таким образом, влияние данного события, очевидно, будет иметь краткосрочный спекулятивный эффект.
Я не ожидаю сколько-нибудь существенных объемов поставок «черного золота» из США в ближайшие полгода-год. Даже если предположить, что американские нефтяники все-таки пойдут на повышенные расходы из-за дорогой логистики, им понадобится несколько кварталов для переоборудования нефтеналивных портов. Основные рынки сбыта – Европа и Азия. Поскольку отмена запрета на экспорт уже оказала сильное спекулятивное давление на нефтяные котировки Brent и WTI, это решение, очевидно, крайне негативно отразится на имеющих высокую себестоимость добычи сланцевых месторождениях.
Влияние экспортных поставок сырой нефти из США на российских производителей, во-первых, будет сильно отложено по времени (2-3 квартала), а во-вторых, незначительно из-за небольших объемов. Учитывая низкие цены на нефть, переизбыток нефти на мировом рынке в 2016 году будет постепенно сокращаться.
Вадим Иосуб, старший аналитик Альпари: Не стоит переоценивать влияние решения об отмене американского эмбарго на экспорт сырой нефти на рынок. Его результатом будет не столько падение мировых цен, сколько снижение спреда между ценами на американскую марку WTI и североевропейскую Brent, к которой привязаны цены на российскую Urals. Уже сейчас эти цены практически сравнялись. В этом контексте, для США важнее рост цен на американскую нефть, чем снижение цен прочих марок.
Но и это не было самоцелью решения американских законодателей. Снятие эмбарго, по сути, было вынужденным. Наполненность мощностей по хранению нефти, включая танкеры, еще с весны приближалась к 100%, вновь добытую нефть попросту негде было хранить.
Это решение, безусловно, окажет дополнительное давление на нефтяные цены, но оно не столь значимо по сравнению с наращиванием поставок из Ирака и ожиданиями выход на рынок Ирана после урегулирования ядерной проблемы. Объем танкерных поставок американской нефти на мировые рынки будет весьма ограничен, и вряд ли превысит в ближайший год 100 – 200 тыс. баррелей в день.
Кирилл Яковенко, аналитик «Алор Брокер»: Законопроект об отмене экспорта сырой нефти США инициировали пару лет назад, еще когда сырье было дорогим, а его добыча избыточной. Причем экспорт нефтепродуктов (бензина, например) был и остается разрешен. С падением цен на нефть бизнес многих производителей стал нерентабельным, энергобаланс страны – отрицательным. То есть, излишков сырья в Америке просто нет.
Поэтому в краткосрочной перспективе снятие запрета на экспорт не окажет сильного влияния на котировки «черного золота». Однако в долгосрочном плане это только усилит конкуренцию на мировом рынке и ограничит рост стоимости нефти.
Число производителей нефти, ведущих рентабельную деятельность, в ближайшее время стабилизируется и, если не произойдет непредвиденных событий, цены на нефть марки Brent в 2016 году будут находиться в диапазоне 30-50 долларов за баррель.
Судя по заявлению российских чиновников, наша страна не планирует снижать объемы добычи. Вместе с тем, каналы поставок уже давно сложились и серьезного изменения направления и объема отечественного нефтеоборота не предвидится.
Роман Кузнецов, аналитик QB FInance: Отмена запрета на экспорт сырой нефти в США окажет большее давление на рынок в краткосрочной, нежели в долгосрочной перспективе. В условиях снижения цен на «черное золото» добывающим компаниям пришлось наращивать объемы добычи, чтобы не допустить обвального падения финансовых результатов. Из-за чего с января 2014 года запасы сырой нефти на складах выросли в США на 15%. В условиях сохранения объемов переработки на прежнем уровне, корпорации будут стремиться экспортировать часть запасов за рубеж, что вызовет краткосрочный шок предложения. Несмотря на это, поскольку компании начинают подходить к порогу рентабельности добычи, который на текущий момент близок к 35 долларам за баррель, в среднесрочной перспективе добыча пойдет на спад.
Прежде всего корпорации будут ориентироваться на крупнейшие географически близкие рынки ЕС и Китая, однако качество предлагаемой нефти вряд ли станет определяющим фактором, способным привлечь покупателей, особенно в условиях снижения цен на энергоносители. Что касается сланцевой революции, компании вряд ли получат значительные преимущества от отмены эмбарго, поскольку продолжат ориентироваться на внутренний рынок США из-за того, что не смогут позволить себе дополнительные транспортные издержки, а на международной арене их потеснят крупные игроки.
Появление нового потенциального игрока на рынке «черного золота» может ударить по позициям России, поскольку США с наибольшей долей вероятности включатся в конкурентную борьбу между Россией и Саудовской Аравией за рынки КНР и ЕС, что может привести к дополнительному снижению цен. Однако данный эффект будет скорее краткосрочным, поскольку порог рентабельности добычи американских компаний превышает аналогичный показатель в РФ и Саудовской Аравии в 2,5 и 3 раза соответственно.
Написать комментарий