Ответ турецкого султана. Одними помидорами Россия не отделается?
После атаки турецких ВВС на российский бомбардировщик в Сирии Россия ввела ряд экономических санкций в отношении Турции. Официальная Анкара заявляет, что у нее нет планов вводить ответные меры в отношении Москвы. Однако Анкара ведет активные поиски альтернативных поставщиков природного газа и уже достигла договоренности с рядом стран. Также подписано соглашение с Китаем о строительстве железной дороги в обход России. Насколько серьезны шаги Анкары и как это скажется на экономике России?
Что запретила Россия?
Россия запретила чартерные авиарейсы в Турцию и рекомендовала туроператорам воздержаться от продажи турпутевок в эту страну (об этом мы писали ранее). Работодателям запрещено нанимать граждан Турции. С 1 января 2016 года Москва ограничивает импорт турецкого продовольствия, в основном это фрукты и овощи, также в список попали замороженные куры и индейки. Запрещено или ограничено для турецких компаний выполнение отдельных видов работ или услуг на территории РФ, принят ряд других ограничений.
Насколько эти ограничения чувствительны для Турции?
По мнению специалистов, весьма чувствительны. Одни только туристы из России приносили Турции более 10 млрд долларов дохода. Потери от санкций, по оценке российского экономиста Никиты Кричевского, составят 3% ВВП Турции, что превышает его прошлогодний рост, а вместе с запретом Москвы на использование турецкой рабочей силы санкции спровоцируют рост безработицы в Турции на 20%. И это на фоне непростой внутриполитической ситуации в стране. Иную оценку представил Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), эксперты которого прогнозируют снижение роста ВВП Турции вследствии российских санкций на 0,3-0,7%. Однако это будет возможно только при условии, что Россия сохранит ограничения на весь следующий год. В правительстве Турции на ситуацию смотрят оптимистичнее: вице-премьер Мехмет Шимшек оценил ущерб от ограничений со стороны Москвы в 0,3-0,4% ВВП. По его словам, в худшем сценарии Турция потеряет 9 млрд долларов. Но Анкара не сидит сложа руки и уже предпринимает усилия для предотвращения возможных последствий.
Что потеряет Россия?
Прежде всего, потери коснутся российских граждан, ездивших отдыхать в Турцию. Хорошей альтернативы по цене и качеству Ростуризм сегодня предложить им не сможет.
Специалисты прогнозируют также некоторый рост цен на продукты питания, хотя мнения тут разделились. Некоторые эксперты говорят, что дальнейшего удорожания продуктов не будет, ибо оно ограничено платежеспособным спросом населения. А замена турецких поставщиков хотя и будет первое время сопряжена с некоторыми перебоями в поставках, но вполне возможна. Предлагается, к примеру, заменить турецкие помидоры на азербайджанские. Хотя, по мнению специалистов, часть этой азербайджанской продукции наверняка будет иметь турецкое происхождение. Заменить Турцию в поставках фруктов высказала желание Сирия. Из Латакии в Россию морем уже отправлена первая партия цитрусовых. Кстати, турецкие бизнесмены скупали в Сирии целые урожаи помидоров и цитрусовых, в Турции упаковывали, и продавали потом в Россию как собственные. Что касается поставок мороженых кур, то соглашение на поставку 30 тыс. тонн в год мяса птицы был подписан вкупе с газовыми соглашениями, и никакой нужды в курятине Россия не испытывает, скорее наоборот. А отказ от турецкой рабочей силы, в условиях собственной безработицы, вряд ли окажется потерей.
Какие меры предпринимает Анкара?
По официальным заявлениям, Анкарой разработаны меры, которые компенсируют ущерб от российских санкций, но вводить их пока не планируется. Товарооборот России с Турцией за 9 месяцев этого года составил около 18 млрд долларов. Из них 15 млрд долларов – поставки России в Турцию, и это преимущественно углеводороды. Среди российских импортеров наибольшую озабоченность проявляют автопроизводители: зависимость КамАЗа, АвтоВАЗа, альянса Renault-Nissan от турецких комлектующих весьма существенна. И дело тут не столько в объеме (чуть больше 136 млн долларов), а в том, что процедура перехода на другого поставщика довольно трудоемка. В остальном же, эксперты не видят у турецкой стороны других возможностей для симметричного ответа на российские санкции.
Тем не менее, в прессе появились сообщения о том, что Анкара предпринимает срочные меры по снижению энергозависимости от России и учредила консорциум с Китаем, Казахстаном, Грузией и Азербайджаном по транспортировке грузов из Китая в Европу в обход России.
Шелковый путь мимо России?
Идея создания транспортного коридора из Китая в Европу в обход России возникла давно. Соглашение ТРАСЕКА о развитии пути Европа–Кавказ–Азия было подписано
в 1998 году двенадцатью странами при участии США. Строительство железнодорожной линии Баку – Тбилиси – Карс было начато тогда же и должно завершиться в 2016 гожу. 28 июля этого года из Китая в Баку прибыл первый тестовый поезд. А 28 ноября в ходе презентации возможностей Транскаспийского маршрута Китай – Турция – Европа был учрежден консорциум по транспортировке грузов из Китая в Европу. В него вошли Китай, Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция в качестве ассоциированного члена. Предполагается, что Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) станет альтернативой Транссибу. Консорциум предполагает уже в следующем году отправить по этому маршруту из Китая в Европу несколько тысяч контейнеров, а также начать перевозку грузов через Украину в Северную и Восточную Европу.
Что говорят об этом пути эксперты?
Товарный оборот между Китаем и ЕС сегодня составляет более 25 млн контейнеров (для сравнения, в системе РЖД перевозится менее 4 млн контейнеров в год). Мощность Транссиба составляет около 250 тыс. контейнеров в одну сторону. Планируемые мощности маршрутов в обход России – и того меньше. А в рассматриваемом маршруте ТМТМ планируемый грузооборот на следующий год – всего несколько тысяч контейнеров. Эксперты говорят о неготовности каспийских портов к работе по перегрузке сколь-нибудь существенных объемов контейнеров. Отмечают эксперты и тот факт, что стоимость перевозки контейнера этим маршрутом существенно дороже, чем по Транссибу и совершенно не сопоставима по цене с доставкой морем. Есть и иные причины сомневаться в реализации этих планов и их жизнеспособности. Специалисты говорят о запредельной стоимости прокладки дороги в горных районах, да еще и в регионе с плохо предсказуемой политической обстановкой. Непонятно также, как поведут себя европейцы, у которых немалые деньги вложены в морские контейнеровозы, которые и так недозагружены. Эксперты отмечают, что в создании таких путей экономических резонов нет, явно превалирует политическая составляющая, и проекты эти начали строиться
до введения против Турции российских санкций, поэтому рассматривать участие Турции в этих проектах как ответ на санкции вряд ли стоит.
Какие альтернативы Газпрому есть у Турции?
Практически весь потребляемый газ Турция вынуждена импортировать, и доля России в этом импорте приближается к 60%. Около половины всей электроэнергии, вырабатывается в Турции с использованием газа, и потребность страны в нем растет. На фоне конфликта с Россией Турция активно ищет альтернативные источники поставок энергоносителей. Премьер Турции Ахмет Давутоглу и президент Азербайджана Ильхам Алиев договорились ускорить строительство Трансанатолийского газопровода (TANAP). Турецкая национальная газовая компания Botas собирается реанимировать проект газопровода из Иракского Курдистана, во время недавнего визита турецкого президента Эрдогана в Катар был подписан меморандум об увеличении поставок СПГ в Турцию.
Насколько реальны перспективы заместить российский газ на турецком рынке?
Помимо российского, Турция получает небольшие объемы газа из Ирана и Азербайджана. Есть у Турции два терминала СПГ, которые в прошлом году обеспечили 13% турецких потребностей в газе. В рамках проекта TANAP Турция планирует получать дополнительно из Азербайджана 6 млрд кубометров газа при потребностях в 45 млрд кубометров. Специалисты полагают, что этот объем пойдет не на вытеснение российского газа, а на удовлетворение растущих потребностей Турции в газе. Кроме того, получение дополнительных объемов в рамках TANAP привязано к конкретному месторождению Шах-Дениз, в разработке которого участвует международный консорциум из семи компаний, среди которых доля турецких и азербайджанских составляет менее 40%. Поэтому заявления об ускоренном запуске второй очереди месторождения носят скорее политический характер. Около 9 млрд кубометров газа Анкара получает из Ирана, но перспективы увеличения этого потока маловероятны. Ключевое месторождение Ирана это Южный парс, газ из которого идет в виде СПГ. Также весьма призрачны расчеты на месторождения Иракского Курдистана. В 2017 году, когда предполагается построить газопровод, объемы поставок в Турцию планируются на уровне 4 млрд кубометров в год, к тому же неясна ситуация с безопасностью в регионе, и вряд ли этот источник может быть более надежным для Турции, нежели российский. Остается еще СПГ, но тут возможности Турции ограничены всего двумя терминалами, а на строительство дополнительных потребуется нескольких лет. Возможно использование плавучего терминала, на это потребуется около года. Но в любом случае экономическое обоснование всех этих проектов под вопросом.
Написать комментарий