Как Россия готовится к новой промышленной революции аддитивного производства
директор Центра промышленной политики Финансового университета при Правительстве РФ
А.Ю. Тепляков,
Ведущий научный сотрудник того же Центра
Т.М. Цветкова,
студентка Финансового университета
Несмотря на депрессивное состояние мировой экономики развитые страны активно развивают новые индустриальные технологии, которые смогут в ближайшее время радикально изменить общий промышленный ландшафт мира. Промышленный интернет, роботизация, 3D принтинг стремительно изменяют лицо обрабатывающей промышленности. Особенно впечатляют успехи 3D технологий. В последние годы 3-D технологии или «аддитивное производство» переходит из области чудачества в сферу серьезного производственного использования, революционизирующего всю обрабатывающую промышленность. Несомненно, аддитивные технологии (или технологии послойного синтеза) в настоящее время являются одними из наиболее динамично развивающихся перспективных производственных процессов.3-D принтеры, еще недавно используемые для выдувания игрушек и простейших пластмассовых изделий, созрели для производства серьезных промышленных изделий с высокой степенью технологического передела. Аналитическая компания Canalys прогнозирует среднегодовой темп роста рынка 3D печати в 45,7%: с 2,5 млрд. долл. в 2013 году до 16.2 млрд. долл. в 2018 году. Аддитивные технологии находят применение в таких областях как медицина и спорт, автомобильная и аэрокосмическая промышленность, производство предметов домашней утвари, и даже в строительстве.
По сути, аддитивное производство представляет собой новую парадигму обрабатывающей промышленности, противоположную существующей парадигме «субтрактивного производства».
Встает вопрос, насколько современная Россия готова к переходу к новой производственной парадигме? К сожалению, отставание от стран-лидеров весьма существенное. Согласно исследованию американской компании Statista, США в 2012 году существенно опережали любую другую страну по количеству установленных коммерческих 3-D принтеров, обладая долей в38%. Япония, Германия, Китай не дотягивали до 10% мирового рынка. Россия хотя бы попала в мониторинг, заняв, наряду с Турцией, 1,4 % мирового рынка.
Для того чтобы выявить проблемы и трудности освоения 3-D технологий в России, Центр промышленной политики Финансового университета при Правительстве РФ провел анкетное исследование среди компаний, принявших участие в прошедшей в Москве международной выставке «3D Print Expo».
Центром промышленной политики было организовано анкетирование представителей предприятий, принявших участие в выставке.
Рынок отечественных производителей 3D принтеров охватывает уже достаточно большое количество компаний. По оценкам представителей компаний данной отрасли российское 3Dоборудование является сегодня вполне конкурентоспособным по сравнению с зарубежными аналогами. Оно помогает многократно сократить издержки и время на производство многих видов деталей в мелкосерийном производстве, в особенности – моделей. В связи с этим при дальнейшем развитии данной отрасли ожидается снижение в ближайшие годы издержек, связанных с внедрением 3Dпринтеров.
Откуда же ждать наибольшего увеличения спроса? Кто в данный момент является целевым потребителем продукции 3Dкомпаний? Результаты представлены на Диаграмме 1.
Диаграмма 1
Сразу бросается в глаза, несколько фактов. Во-первых, что пока наибольшая доля применения 3D принтеров приходится на крупные производственные предприятия. Это совершенно обосновано: это макетирование, это производство каких-то очень небольших партий деталей, это прототипирование и прочие виды деятельности. Не возникает вопросов и наличие спроса у сервис-бюро 3Dпечати. Это в первую очередь дизайнерские предприятия, архитектура. Следует обратить особое внимание на то, что 31% - доля совершенно специфического сегмента – любители, частные потребители. Конечно же в эти 31 % входят не только те люди, которые приобрели 3D принтеры для домашнего использования, а таких становится все больше, но и те люди, которые купили его именно для коммерческого применения.
Кстати, в США такие люди, формирующие сообщество новых предпринимателей (электронных ремесленников), овладевающих навыками «цифрового производства», получают простое, но емкое название – «создатели» (makers). В США формируется целое общественное движение «создателей», которое определяется Крисом Андерсоном, автором книги «Создатели: новая индустриальная революция» по трем критериям:
- Люди, использующие цифровые технологии для того чтобы проектировать и размножать новые продукты;
- Делящиеся своими разработками в он-лайн сообществах;
- Использующие стандартные форматы файлов, которые могут быть присланы коммерческим фирмам в сфере производственного сервиса.
О значимости и массовости движения «создателей» говорят следующие факты:
- В настоящее время 135 млн. граждан США или 57 % взрослого населения занимаются созданием новых продуктов;
- В 2013 году венчурные капиталисты инвестировали 848 млн. долл. в стартапы по производству оборудования;
- 2 из 3 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса создается за счет движения «создателей».
Ввиду масштабного использования 3Dпринтеров промышленными предприятиями актуальным является вопрос на какой стадии жизненного цикла товара использование 3Dоборудования становится экономически более привлекательным, выгодным, чем традиционные способы производства? (См. Диаграмма 2).
Диаграмма 2
Подтверждается незаменимая роль 3D принтеров на этапах предпроизводственной подготовки. Да, в России аддитивные технологии пока рассматриваются в основном как вспомогательная часть будущего серийного производства, но в развитых странах 3Dпринтинг все активнее заменяет серийное массовое производство.
Безусловно, интерес вызывает и оценка предприятиями факторов, которые «тормозят» их развитие на рынке (См.Диаграмма 3).
Диаграмма 3
Да, 3D принтеры пока страдают дороговизной, но в ближайшее время эта проблема будет терять актуальность в связи с истечением срока патентной защиты по ключевым технологиям в этой области. Существуют проблемы, связанные с тем, что достаточно развитой инфраструктуры данного рынка пока, к сожалению, не существует. Принтеры нужно обслуживать, нужно помогать пользователям решать какие-либо сложные проблемы, возникшие в процессе эксплуатации. Вот такой дистрибьюторской инфраструктуры нет, хотя эта сфера продолжает активно развиваться.
Часть опрашиваемых обратили внимание и на такое обстоятельство, что не у всех людей четко сформировано понимание того, как можно использовать 3D устройства в домашних условиях.
Небезынтересно было узнать об оценке компаниями значимости мер государственной поддержки предприятий, внедряющих инновационные технологии (См. Диаграмма 4).
Диаграмма 4
Лишь 17% опрашиваемых с уверенностью смогли сказать, что существующие меры государственной поддержки достаточны. Отрадно, что 50% анкетируемых знакомы с системой государственной поддержки, но в то же время отмечают ряд проблем, связанных в первую очередь со сложностью самого процесса ее получения. Чтобы развивать 3Dтехнологии, необходима работа сразу в нескольких направлениях:
- подготовка квалифицированного персонала
- формирование новых стандартов
- принятие новых нормативных документов.
Ответы на вопрос, какая стратегия развития предпочтительна на данный момент для опрашиваемых компаний дали следующие результаты (См. Диаграмма 5).
Диаграмма 5
«Работа с зарекомендовавшими себя партнерами» и «Изготовление изделий на заказ» в сумме дают более 50%, что говорит о зачаточном состоянии рынка 3D принтинга. Рынок еще очень узок и неразвит как по потенциалу сбыта, так и в институциональном плане. Об этом же свидетельствует скромная доля тех компаний (11%), которые готовы перейти к массовому производству.
В целом, результаты исследования свидетельствуют о том, что российский сегмент нарождающегося глобального рынка 3D технологий небезнадежен. Сущность технологического процесса известна уже довольно давно. Кадровую подготовку при небольших затратах можно обеспечить в существующих вузах химико-технологического и машиностроительного профиля. Ключевой вопрос заключается в мерах поддержки спроса на продукцию аддитивных технологий и здесь роль государства на первых порах незаменима.
Написать комментарий
"это макетирование, это производство каких-то очень небольших партий деталей, это прототипирование" Вот именно, для полноценных изделий 3D технология еще ой как несовершенна, тем более очень это медленно... и дорого