Война правительства с дальнобойщиками: будут ли победители?
После принятия в средине ноября этого года закона о взимании налога с большегрузов за пользование федеральными трассами в стране не утихают протестные движения дальнобойщиков. Центральные СМИ об этом не говорят, правительство решает проблему арестами активистов и недопущением протестующих к Москве, в администрации президента сообщают, что о проблеме слышат впервые. Что же думают политики и эксперты о сложившейся ситуации? Что планируют протестующие и какие социально-экономические последствия может иметь это противостояние?
Чего хотят водители большегрузов?
Стихийные протесты водителей большегрузов начались за несколько дней до принятия закона о налоге на двенадцатитонники за проезд по федеральным трассам (об этом наш журнал уже писал ранее) и с тех пор только усиливаются. Протесты охватили более двадцати регионов России, от Петрозаводска до Хабаровска, и наиболее массовый характер приобрели в Дагестане и Санкт-Петербурге. Единства требований у дальнобойщиков нет, как нет и единой организации. Условно можно разделить их на тех, кто требует отложить действие закона, снизить ставку налога, доработать и отладить систему и т. д., и тех, кто против системы взимания платы как таковой. Первая группа представлена, в основном, крупными компаниями, а вторая, более многочисленная, – частниками и небольшими фирмами, для которых введение платы за проезд будет означать прекращение их деятельности. На сегодняшний день, благодаря настойчивому нежеланию правительства прислушиваться к мнению сотен тысяч водителей, требования последних носят уже не только экономический характер. Водителей возмущает не только тот факт, что помогая решать государству финансовые проблемы, они еще и должны обеспечивать безбедное существование некоей частной фирмы, но также и полное нежелание властей прислушаться к мнению дальнобойщиков. На сегодняшний день водители фур выдвигают ультиматум: если налог не будет отменен, то тяжелые грузовики 4 декабря двинутся к Москве. А на сайте КПРФ Карачаево-Черкессии опубликован «Манифест дальнобойщиков», содержащий политические требования.
Как реагируют власти?
Никаких публичных заявлений правительство по этому вопросу не делало. Хранят молчание об акции протеста и центральные СМИ. Из конкретных шагов правительства известен лишь визит главы Минтранса Соколова в Санкт-Петербург для встречи с руководством транспортных компаний, которые не требуют отмены налога. О результатах встречи не сообщалось, зато ведется активная «работа» с дальнобойщиками на уровне регионов. Например, чеченские дальнобойщики вынуждены участвовать в акции протеста на территории Дагестана, потому что делать это у себя дома считают опасным, в Улан-Удэ участников протеста массово вызвали в суд, выписав штрафы по 10 тыс. руб., под Санкт-Петербургом арестовали одного из организаторов протестной акции за неуплату майского штрафа в 500 руб., в Москве забрали в ОВД около десятка активистов, стоявших в одиночных пикетах в поддержку акции. Для предотвращения акции, которая была запланирована на 30 ноября этого года на Московской кольцевой автодороге, на постах ДПС в регионах заворачивают обратно фуры, движущиеся пустыми в сторону Москвы, водителей заставляют проходить алкотесты, забирают грузовики на штрафстоянки, отбирают на сутки права, требуют с водителей расписки в том, что они не будут участвовать в акции. В итоге, из многих сотен грузовиков, двигавшихся на акцию к Москве, на место прибыли лишь разрозненные единицы.
В администрации президента при этом утверждают, что ничего о «Платоне» не знают, пресс-секретарь президента РФ Песков сообщил, что не нужно драматизировать ситуацию, в Кремле за ней следят, но вмешиваться не будут, так как это дело правительства.
Активизировались политические партии и профсоюзы, предлагая помощь в организации акций. Водители полагают, что эти организации действуют в полном согласии с властями и пытаются скорее замотать протестное движение.
По мнению аналитиков, подобные способы решения проблемы со стороны правительства вряд ли приведут к положительным результатам. Таким путем ситуацию можно только усугубить.
Что говорят политики?
Депутат Государственной Думы, лидер Национально-освободительного движения России (НОД) Евгений Федоров полагает, что те люди, которые создали для дальнобойщиков проблемы, наносят удар по государству и президенту Путину, который призывал не вводить дополнительное налогообложение на время санкций. По мнению депутата, вся проблема в том, что у президента недостаточно полномочий реализовывать свои указы и распоряжения. И поэтому нужно бороться за дополнительные полномочия для президента вплоть до чрезвычайных, а бороться против «Платона» не нужно, так как это всего лишь техническое средство, без которого наступит и вовсе хаос на дорогах. Кстати, сам депутат Федоров голосовал за введение налога на большегрузы. Равно как и скрывающийся в США депутат И. Пономарев.
Не поддерживают введение «Платона» КПРФ и ЛДПР. Глава КПРФ Зюганов завил, что в результате бездумного введения «дурацкого налога» начинают пустеть полки в торговых сетях, и даже отправил телеграмму на имя премьера Медведева, в которой призвал прислушаться к требованиям дальнобойщиков. А именно – согласовать с ними концепцию взимания налога. То есть, глава КПРФ не против налога как такового. Претензии лишь к форме его взимания и к размеру.
Глава ЛДПР Жириновский не согласен с формой введения налога. По его мнению, нужно все делать постепенно. Он пригласил дальнобойщиков в Госдуму, чтобы те высказали все свои сомнения и пожелания.
Депутат законодательного собрания Петербурга от фракции «Единая Россия» Сергей Соловьев полагает, что россияне в целом и петербуржцы в частности стали слишком много есть и имеют избыточный вес, поэтому налог им не повредит.
Какими будут экономические последствия налога?
По оценкам ЦБ, вклад нового налога в рост цен на продовольственные товары составит не более 0,1% – как в этом, так и в следующем году. С такой оценкой согласен и Минфин. Влияние налога на рост цен в непродовольственном сегменте, по оценке ЦБ, и того меньше. (Для справки: транспортная составляющая в себестоимости, например, щебня превышает 60%). Каким образом финансовым властям удается спрогнозировать последствия своих решений с точностью 0,1% по инфляции, когда не получается спрогнозировать основные макроэкономические параметры даже на год, остается непонятным.
Минэкономразвития оценивает рост цен от введения налога в 1–2%, хотя при оценке проекта этого закона называло цифру 3%.
Мнения экспертов в оценке влияния налога на рост цен колеблются от нескольких десятых долей процента до 2–3%. Наибольшую инфляцию ожидают в строительном секторе. Там прогнозируется рост себестоимости жилья на 7–9%.
Глава Сбербанка Греф считает, что налог даст прирост к инфляции в 2016 году в 1,5%.
По данным лидера КПРФ Зюганова, уже сегодня загрузка торговых сетей сократилась на 9% и если сократится еще, то полки магазинов начнут пустеть, и ситуация примет плачевный характер, который на фоне внешних проблем может привести к внутреннему коллапсу.
Что говорят эксперты?
Большинство экспертов к новому налогу на большегрузы относится негативно, хотя и по разным причинам. Тут, с некоторой условностью, можно разделить экспертов на два лагеря. Одни утверждают, что сам по себе налог нужен, потому что так в Европе. Ну и еще деньги на ремонт дорог появятся. Только вот реализуют его слишком поспешно и не подготовившись.
Например, глава Сбербанка Греф считает, что в системе взимания платы ошибки допущены с первого шага. «То, как это сделано, – конечно, это недопустимо, просто недопустимо. Совершенно очевидны ошибки в проектном управлении», – говорит Греф. В итоге, по мнению банкира, это все скажется на логистике в стране в целом, на товарном ассортименте и на росте цен, хотя сам по себе налог правильный. Какие тайны «проектного менеджмента» позволят обойтись без роста цен при введении такого налога, глава Сбербанка не уточнил. В прессе высказывается, что позиция Грефа диктуется тем обстоятельством, что многие дальнобойщики купили свои машины в кредит и теперь не смогут по нему рассчитаться.
Другие эксперты полагают, что подобный налог всерьез затормозит деловую активность в стране, ухудшит конъюнктуру и усилит экономический спад. И компенсировать этот налог не удастся ни за счет сокращения прибылей перевозчиков, которые и так на пределе, ни увеличением цен на продукцию – этого не позволит сократившийся платежеспособный спрос населения. В итоге, цены на многие товары станут недоступными, что сократит потребление и, как следствие, производство.
Кто-то из экспертов видит во внедрении системы оплаты для большегрузов чрезмерную алчность структур, лоббировавших этот налог, кто-то готов видеть честное желание правительства пополнить дорожный фонд, но все сходятся к мысли, что последствия своих действий правительство не прогнозирует. То обстоятельство, что правительство фактически собственноручно создает протестное движение во время тяжелого как внешнеполитического, так и внутреннего социально-экономического кризисов, может привести, по мнению экспертов, к серьезным социальным потрясениям.
Написать комментарий
Умрёт не только мелкий извоз, закроется куча придорожных кафе, СТО, магазинов запчастей, заправок ГСМ, автостоянок, упадут продажи и тяжёлых отечественных машин типа "Камаз", доставка грузов станет дороже, что поднимет цену на товары и материалы. Добавится безработных, упадут соцвыплаты в пенсионный и медфонд. Последствия никто не просчитывал. Скорее всего недобор налогов превысит дань собранную "Платошей". Возможно в несколько раз.
Война слуг народа со своим народом, я бы так сказал. Когда вы уже поймёте, что это нас всех касается, а не дальнобойщиков?
10 лет назад была разработана система ЕГАИС ( контроль алкогольной продукции) во ФГУП «Научно-технический центр „Атлас“», подведомственном ФСБ. Якобы для контроля за алкогольной продукцией. Потрачены сотни миллионов не помню долларов или рублей, но в период президентства Медведева система им официально признана неработоспособной. Опять были выделены милллионы. "Результат" мы наблюдали на днях в Красноярске - десятки отравленных насмерть"паленым" алкоголем граждан. А ведь именно эта система должна была стать непреодолимым барьером для плохого алкоголя. Поэтому Платон, скорее всего из этой же серии. Как говорил Черномырдин: хотели как лучше...Никто не поднимает голос из депутатов потому что понимает - против ФСБ не попрёшь. Режим он и в Африке режим.
Во введении налога ясно виден финансовый интерес Ротенберга. Так уж устроена Россия, что за каждой попыткой обобрать граждан обязательно стоит кто-то из путинского окружения. Для частных перевозчиков из Чечни и Дагестана их работа - единственный способ заработка, потому что другой работы в этих республиках нет. Власть не озаботилась решением этой проблемы. Куда им идти? В ИГИЛ? Или к ваххабитам примкнуть? В любом случае итог будет не в пользу России...
Поддерживаю дальнобойщиков. Я не против государства, я против несправедливых налогов, взимаемых к тому же частной лавочкой. Считаю данный проект "Платон" преступным и созданным в интересах узкого круга лиц, решивших на ровном месте сделать деньги. До дорог эти деньги не дойду. Уверен!!!
Это будет полная жопа начиная с младенца канчая пенсионера .и это коснетса всех