17 НОЯ, 17:32 МСК
USD (ЦБ)    99.9971
EUR (ЦБ)    105.7072


«Взятка Януковичу». В чем проблема долга Украины перед Россией?

20 Ноября 2015 9660 3 Экономика
«Взятка Януковичу». В чем проблема долга Украины перед Россией?

Почему нерыночные условия и особые договоренности в отношении российского кредита Украине на 3 млрд долларов стали проблемой и поводом называть его «взяткой»? Кто и что может помешать стремлению России к компромиссу с Украиной?

Компромисс без деталей

Саммит «Большой двадцатки» неожиданно для многих продемонстрировал «потепление» и «сближение» России и Запада, готовых сойтись в ключевом вопросе мировой повестки – международном терроризме. Но Украина – главная причина раздора и «похолодания», – хоть и отошла на второй план, однако никуда не делась. Политическое урегулирование конфликта в Сирии, выстраивание коалиции для борьбы с «Исламским государством» (запрещено в России) – об этом Москва рада договариваться, а в качестве дополнительного стимула президент Владимир Путин продемонстрировал гибкость по Украине.

Минские соглашения по-прежнему должны выполняться и под контроль Киева украинско-российская граница на востоке страны пока, конечно же, не переходит. Заготовленная для G20 новость была финансового характера, где еще возможны небольшие уступки и смягчение собственной позиции: Путин принял политическое решение и согласился не добиваться от Киева выплаты 3 млрд долларов долга, срок погашения которых – 20 декабря 2015 года – неумолимо приближается и угрожает Украине дефолтом, возможно, выборочным.

Компромисс, озвученный Путиным, заключается в том, чтобы перенести выплаты на следующие три года (2016-2018), каждый год получая от Украины 1 млрд долларов, а до конца этого Москве будет достаточно погашения набежавших процентов. Министр финансов России Антон Силуанов на полях саммита в турецкой Анталье называл инициативу «интересным предложением», но отказывался раскрыть его подробности. Как выяснилось позднее, за политическим жестом никакой конкретики не последовало, так как техническая часть – это поле для диалога Москвы и Киева, где еще ничего не определенно и на камне не высечено.

Тяжелое наследство

Президент Украины Петр Порошенко в интервью Bloomberg называл 3 млрд долларов, предоставленных Россией Украине еще до революционных событий, «взяткой Януковичу» за отказ от подписания соглашения о торговой ассоциации Украины и Евросоюза, но если брать шире – за отклонение от европейского курса развития страны. Действительно, если считать взяткой передачу денежных средств, нарушающую установленные порядки и законы, то история российского кредита Киеву частично намекает на это сходство своей запутанностью.

Во-первых, в декабре 2013 года Путин пообещал бывшему президенту соседней страны Виктору Януковичу кредит в размере 15 млрд долларов. Деньги предполагалось постепенно выделять из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Но сразу же возникло затруднение: средства Фонда можно было вкладывать только в долговые обязательства стран с высоким кредитным рейтингом – Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, США, Финляндии, Франции и других. Украина естественно в перечень развитых и финансово благополучных стран не входила и не входит, обладая «мусорным» кредитным рейтингом, но специально под этот кредит Россия изменила собственные правила.

Премьер-министр Дмитрий Медведев разрешил «отдельным решением» правительства вложить деньги в облигации страны с достаточно высоким уровнем риска. Причем риск этот никак не оправдывался с финансовой точки зрения – доходность купона составляла всего 5% (тогда как на рынке Киев мог занять не менее чем под 12% годовых). Льготная ставка была еще одним проявлением сильного желания Москвы сделать так, чтобы Янукович отклонил соглашение о торговой ассоциации с Евросоюзом. Получилось так, что сообщение о крупном кредите России в информационном пространстве предварило окончательный отказ Киева от евроинтеграции, что лишь отбросило на него тень подкупа.

С формальной точки зрения процедура выглядела так: правительство Украины в декабре того же года выпустило облигации на 3 млрд долларов, выбрав для этого Ирландскую фондовую биржу, а Россия выкупила весь выпуск. Таким образом, сделка прошла в соответствии с английским правом и вполне может быть квалифицирована как коммерческая покупка долговых обязательств Украины российской стороной. Проблема в том, что никаких межгосударственных соглашений – следов пресловутой «взятки» – по этому кредиту Киеву обнаружить не удалось. Что и стало, по мнению Киева, основанием поставить Россию в один ряд с западными инвестиционными фондами, которые также вкладывались в украинские облигации. Однако Москва с такой постановкой сразу же не согласилась – долг суверенный и никакого отношения к коммерческим кредитам не имеет.

Как сообщалось, деньги первого транша – пятой части обещанного на словах кредита – сразу же пошли на социальные выплаты украинским гражданам. Другими словами, были проедены. Но уже 22 февраля 2014 года Януковичу пришлось бежать из Киева, а потом и из Украины – такими оказались для неудачливого политика последствия перечеркнутого европейского будущего. Новой киевской власти и Москве Янукович оставил в числе прочих проблем крупный кредит – то ли коммерческий, то ли государственный.

Поставили на счетчик

Для России последствия кредита вороватому режиму Януковича тоже оказались не самыми приятными: изменение правил инвестирования средств ФНБ привело к тому, что информация о вложениях денег Фонда стала засекреченной. Потенциально украинский прецедент открыл дорогу для вложения «национального благосостояния» России на льготных условиях в другие «братские» страны, режимы которых внезапно не сведут финансовые концы с концами.

Но всегда ли такое отношение у Киева было к «взятке»? Как бы ни было это удивительно, но нет: в начале марта 2014 года Яценюк – этот украинский ястреб, одно из наиболее частотных слов которого «агрессор» – просил Москву перечислить второй транш в размере 2 млрд долларов, чтобы российскими же деньгами оплатить российский газ. Москва тогда считала, что легитимных властей на Украине нет, поэтому к просьбе Яценюка никто не прислушался. Однако если бы Россия продолжила кредитовать украинскую экономику, аргументов о «взятке» у Киева уже бы не было.

Тем не менее, Украина последние два года живет в преддефолтном состоянии, поддерживаясь на плаву исключительно благодаря программам помощи Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка, Евросоюза, США и других стран-доноров. В 2015 году Киев принял закон о моратории на выплату внешнего долга. С этого стартовали переговоры с международными частными кредиторами о реструктуризации. В октябре частные инвесторы окончательно согласились перенести сроки погашения задолженности, пересмотреть ставки (подняли до 7,75%) в качестве компенсации за перенос выплат и списать 20% долга (всего около 3 млрд долларов). Лучших условий по сравнению с этими Москва не получит – дословно и друг за другом повторяли президент и премьер-министр Украины. Но Москва в переговорах не участвовала, настаивая на том, что долг перед Россией носит совершенно иной статус – государственный.

Более того, российские власти все активнее стали напоминать о «нерыночном» характере кредита. «Коммерческие кредиторы могли приобрести эти бумаги на рынке, с дисконтом, они могли за полцены приобрести и, соответственно, еще и заработать на реструктуризации, которую предложила Украина. Мы же, наоборот, дали деньги на нерыночных условиях, гораздо ниже рынка», – заявил в среду глава Минфина Антон Силуанов.

«Переговоры с Украиной мы ведем только по одной простой причине – потому что Украина близкое нам государство, и какие бы ни были сейчас политические отношения, там живут близкие нам люди, близкий народ. И у нас очень активные связи всегда были с Украиной», – пояснял в четверг Дмитрий Медведев, призвав Киев «перестать выкаблучиваться» и признать долг суверенным. Иначе к концу декабря Украине придется объявить дефолт и поставить под угрозу дальнейшую финансовую помощь от МВФ (хотя МВФ рассматривает такой сценарий, и его представители уже заверяли, что поддержка Украины не прекратится, но, как и с ФНБ, потребуется пересмотреть правила помощи развивающимся странам, если они не могут выплачивать свои долги). Москва же намерена обратиться в Лондонский арбитражный суд и там требовать «сатисфакции».

По условиям кредита на 3 млрд долларов общий долг заемщика не должен превышать 60% ВВП, но этот потолок давно достигнут и суверенный долг Украины приближается к 90%. Россия могла бы потребовать досрочного погашения кредита, но до сих пор этого не сделала, изредка напоминая киевским «партнерам» о козыре в руках. Однако основная загвоздка далеко не в том, суверенный долг у Украины перед Россией или коммерческий – с момента соглашения о реструктуризации с другими кредиторами Киев вынужден принимать их точку зрения во внимание.

Как писало агентство Reuters со ссылкой на близких к частным инвесторам собеседников, условия российского предложения сильно отличаются от тех, на которые пошли другие держатели украинских облигаций. Прежде всего, они требуют списания части долга перед Россией. Но также говорят о противоречии правилам предоставления программы МВФ: если Украина будет выплачивать по 1 млрд долларов три года подряд начиная с 2016-го, то это сократит ликвидность заемщика в начале выплат по другим долгам. Таким образом, договариваться придется и с частными кредиторами.

Изящный выход недавно предложил экономист Адам Леррик из American Enterprise Institute. По его мнению, Киев должен пересмотреть нерыночные условия кредита, компенсировать льготную ставку в 5%, предложив 12%, официально перевести долг в разряд коммерческих и списать его часть. В таком случае Россия не потеряет деньги за счет повышения ставки, но, возможно, сдвинутся временные рамки погашения кредита.

Несмотря на заявления о «братском народе», Москва не доверяет киевским властям и призывает США, Евросоюз, международные финансовые организации или один из крупных мировых банков стать поручителями в сделке о реструктуризации украинского долга перед Россией. Срок для раздумий отводится до 8 декабря. Но глава украинского правительства Арсений Яценюк уже успел обозначить позицию Киева: базовые условия реструктуризации это списание 20% суммы кредита и перенос выплат на четыре года. Частные держатели долга Украины такую позицию поддерживают, вопрос теперь только в том, что скажет Запад и будет ли он приветствовать поиск компромисса со стороны Москвы или позволит реализоваться худшим сценариям?

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
Д
24.11.2015 0 0
дед565:

маркош! кредит-это точно не взятка,когда вопрос касается не "великих укров" если не в курсе,то напоминаю, что на эти же деньги вернутся обратно в ходе строительства крупных объектов

М
24.11.2015 0 0
маркош:

Путин сегодня предложил Ирану взятку 5 млрд рублей.. Когда своя страна в жопе, чем это можно объяснить.. Он покупает лояльность.. Так чтобы удружить он списал миллиарды долгов. Как думаете за счет кого он выдает миллиарды, кто должен будет это отработать?

Д
24.11.2015 0 0
дед565:

что тут думать? хохлам, любящим крольчатину-дефолт. газ перекрыть. дров не давать. конфет не покупать, а налоговикам: посчитать по чём новогодние шоколадки. пусть население соседей на своем очередном майдане решит само по чем дефолт...



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more