«Взятка Януковичу». В чем проблема долга Украины перед Россией?
Почему нерыночные условия и особые договоренности в отношении российского кредита Украине на 3 млрд долларов стали проблемой и поводом называть его «взяткой»? Кто и что может помешать стремлению России к компромиссу с Украиной?
Компромисс без деталей
Саммит «Большой двадцатки» неожиданно для многих продемонстрировал «потепление» и «сближение» России и Запада, готовых сойтись в ключевом вопросе мировой повестки – международном терроризме. Но Украина – главная причина раздора и «похолодания», – хоть и отошла на второй план, однако никуда не делась. Политическое урегулирование конфликта в Сирии, выстраивание коалиции для борьбы с «Исламским государством» (запрещено в России) – об этом Москва рада договариваться, а в качестве дополнительного стимула президент Владимир Путин продемонстрировал гибкость по Украине.
Минские соглашения по-прежнему должны выполняться и под контроль Киева украинско-российская граница на востоке страны пока, конечно же, не переходит. Заготовленная для G20 новость была финансового характера, где еще возможны небольшие уступки и смягчение собственной позиции: Путин принял политическое решение и согласился не добиваться от Киева выплаты 3 млрд долларов долга, срок погашения которых – 20 декабря 2015 года – неумолимо приближается и угрожает Украине дефолтом, возможно, выборочным.
Компромисс, озвученный Путиным, заключается в том, чтобы перенести выплаты на следующие три года (2016-2018), каждый год получая от Украины 1 млрд долларов, а до конца этого Москве будет достаточно погашения набежавших процентов. Министр финансов России Антон Силуанов на полях саммита в турецкой Анталье называл инициативу «интересным предложением», но отказывался раскрыть его подробности. Как выяснилось позднее, за политическим жестом никакой конкретики не последовало, так как техническая часть – это поле для диалога Москвы и Киева, где еще ничего не определенно и на камне не высечено.
Тяжелое наследство
Президент Украины Петр Порошенко в интервью Bloomberg называл 3 млрд долларов, предоставленных Россией Украине еще до революционных событий, «взяткой Януковичу» за отказ от подписания соглашения о торговой ассоциации Украины и Евросоюза, но если брать шире – за отклонение от европейского курса развития страны. Действительно, если считать взяткой передачу денежных средств, нарушающую установленные порядки и законы, то история российского кредита Киеву частично намекает на это сходство своей запутанностью.
Во-первых, в декабре 2013 года Путин пообещал бывшему президенту соседней страны Виктору Януковичу кредит в размере 15 млрд долларов. Деньги предполагалось постепенно выделять из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Но сразу же возникло затруднение: средства Фонда можно было вкладывать только в долговые обязательства стран с высоким кредитным рейтингом – Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, США, Финляндии, Франции и других. Украина естественно в перечень развитых и финансово благополучных стран не входила и не входит, обладая «мусорным» кредитным рейтингом, но специально под этот кредит Россия изменила собственные правила.
Премьер-министр Дмитрий Медведев разрешил «отдельным решением» правительства вложить деньги в облигации страны с достаточно высоким уровнем риска. Причем риск этот никак не оправдывался с финансовой точки зрения – доходность купона составляла всего 5% (тогда как на рынке Киев мог занять не менее чем под 12% годовых). Льготная ставка была еще одним проявлением сильного желания Москвы сделать так, чтобы Янукович отклонил соглашение о торговой ассоциации с Евросоюзом. Получилось так, что сообщение о крупном кредите России в информационном пространстве предварило окончательный отказ Киева от евроинтеграции, что лишь отбросило на него тень подкупа.
С формальной точки зрения процедура выглядела так: правительство Украины в декабре того же года выпустило облигации на 3 млрд долларов, выбрав для этого Ирландскую фондовую биржу, а Россия выкупила весь выпуск. Таким образом, сделка прошла в соответствии с английским правом и вполне может быть квалифицирована как коммерческая покупка долговых обязательств Украины российской стороной. Проблема в том, что никаких межгосударственных соглашений – следов пресловутой «взятки» – по этому кредиту Киеву обнаружить не удалось. Что и стало, по мнению Киева, основанием поставить Россию в один ряд с западными инвестиционными фондами, которые также вкладывались в украинские облигации. Однако Москва с такой постановкой сразу же не согласилась – долг суверенный и никакого отношения к коммерческим кредитам не имеет.
Как сообщалось, деньги первого транша – пятой части обещанного на словах кредита – сразу же пошли на социальные выплаты украинским гражданам. Другими словами, были проедены. Но уже 22 февраля 2014 года Януковичу пришлось бежать из Киева, а потом и из Украины – такими оказались для неудачливого политика последствия перечеркнутого европейского будущего. Новой киевской власти и Москве Янукович оставил в числе прочих проблем крупный кредит – то ли коммерческий, то ли государственный.
Поставили на счетчик
Для России последствия кредита вороватому режиму Януковича тоже оказались не самыми приятными: изменение правил инвестирования средств ФНБ привело к тому, что информация о вложениях денег Фонда стала засекреченной. Потенциально украинский прецедент открыл дорогу для вложения «национального благосостояния» России на льготных условиях в другие «братские» страны, режимы которых внезапно не сведут финансовые концы с концами.
Но всегда ли такое отношение у Киева было к «взятке»? Как бы ни было это удивительно, но нет: в начале марта 2014 года Яценюк – этот украинский ястреб, одно из наиболее частотных слов которого «агрессор» – просил Москву перечислить второй транш в размере 2 млрд долларов, чтобы российскими же деньгами оплатить российский газ. Москва тогда считала, что легитимных властей на Украине нет, поэтому к просьбе Яценюка никто не прислушался. Однако если бы Россия продолжила кредитовать украинскую экономику, аргументов о «взятке» у Киева уже бы не было.
Тем не менее, Украина последние два года живет в преддефолтном состоянии, поддерживаясь на плаву исключительно благодаря программам помощи Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка, Евросоюза, США и других стран-доноров. В 2015 году Киев принял закон о моратории на выплату внешнего долга. С этого стартовали переговоры с международными частными кредиторами о реструктуризации. В октябре частные инвесторы окончательно согласились перенести сроки погашения задолженности, пересмотреть ставки (подняли до 7,75%) в качестве компенсации за перенос выплат и списать 20% долга (всего около 3 млрд долларов). Лучших условий по сравнению с этими Москва не получит – дословно и друг за другом повторяли президент и премьер-министр Украины. Но Москва в переговорах не участвовала, настаивая на том, что долг перед Россией носит совершенно иной статус – государственный.
Более того, российские власти все активнее стали напоминать о «нерыночном» характере кредита. «Коммерческие кредиторы могли приобрести эти бумаги на рынке, с дисконтом, они могли за полцены приобрести и, соответственно, еще и заработать на реструктуризации, которую предложила Украина. Мы же, наоборот, дали деньги на нерыночных условиях, гораздо ниже рынка», – заявил в среду глава Минфина Антон Силуанов.
«Переговоры с Украиной мы ведем только по одной простой причине – потому что Украина близкое нам государство, и какие бы ни были сейчас политические отношения, там живут близкие нам люди, близкий народ. И у нас очень активные связи всегда были с Украиной», – пояснял в четверг Дмитрий Медведев, призвав Киев «перестать выкаблучиваться» и признать долг суверенным. Иначе к концу декабря Украине придется объявить дефолт и поставить под угрозу дальнейшую финансовую помощь от МВФ (хотя МВФ рассматривает такой сценарий, и его представители уже заверяли, что поддержка Украины не прекратится, но, как и с ФНБ, потребуется пересмотреть правила помощи развивающимся странам, если они не могут выплачивать свои долги). Москва же намерена обратиться в Лондонский арбитражный суд и там требовать «сатисфакции».
По условиям кредита на 3 млрд долларов общий долг заемщика не должен превышать 60% ВВП, но этот потолок давно достигнут и суверенный долг Украины приближается к 90%. Россия могла бы потребовать досрочного погашения кредита, но до сих пор этого не сделала, изредка напоминая киевским «партнерам» о козыре в руках. Однако основная загвоздка далеко не в том, суверенный долг у Украины перед Россией или коммерческий – с момента соглашения о реструктуризации с другими кредиторами Киев вынужден принимать их точку зрения во внимание.
Как писало агентство Reuters со ссылкой на близких к частным инвесторам собеседников, условия российского предложения сильно отличаются от тех, на которые пошли другие держатели украинских облигаций. Прежде всего, они требуют списания части долга перед Россией. Но также говорят о противоречии правилам предоставления программы МВФ: если Украина будет выплачивать по 1 млрд долларов три года подряд начиная с 2016-го, то это сократит ликвидность заемщика в начале выплат по другим долгам. Таким образом, договариваться придется и с частными кредиторами.
Изящный выход недавно предложил экономист Адам Леррик из American Enterprise Institute. По его мнению, Киев должен пересмотреть нерыночные условия кредита, компенсировать льготную ставку в 5%, предложив 12%, официально перевести долг в разряд коммерческих и списать его часть. В таком случае Россия не потеряет деньги за счет повышения ставки, но, возможно, сдвинутся временные рамки погашения кредита.
Несмотря на заявления о «братском народе», Москва не доверяет киевским властям и призывает США, Евросоюз, международные финансовые организации или один из крупных мировых банков стать поручителями в сделке о реструктуризации украинского долга перед Россией. Срок для раздумий отводится до 8 декабря. Но глава украинского правительства Арсений Яценюк уже успел обозначить позицию Киева: базовые условия реструктуризации это списание 20% суммы кредита и перенос выплат на четыре года. Частные держатели долга Украины такую позицию поддерживают, вопрос теперь только в том, что скажет Запад и будет ли он приветствовать поиск компромисса со стороны Москвы или позволит реализоваться худшим сценариям?
Написать комментарий
маркош! кредит-это точно не взятка,когда вопрос касается не "великих укров" если не в курсе,то напоминаю, что на эти же деньги вернутся обратно в ходе строительства крупных объектов
Путин сегодня предложил Ирану взятку 5 млрд рублей.. Когда своя страна в жопе, чем это можно объяснить.. Он покупает лояльность.. Так чтобы удружить он списал миллиарды долгов. Как думаете за счет кого он выдает миллиарды, кто должен будет это отработать?
что тут думать? хохлам, любящим крольчатину-дефолт. газ перекрыть. дров не давать. конфет не покупать, а налоговикам: посчитать по чём новогодние шоколадки. пусть население соседей на своем очередном майдане решит само по чем дефолт...