Антикризисный план 2.0. Что мешает России поднять промышленность и заняться импортозамещением?
Реиндустриализация (зачастую употребляют термин «новая индустриализация») имеет первостепенное значение для Российской Федерации. Несмотря на двадцатипятилетнюю деградацию российской промышленности в России сохранился серьезный потенциал: технический, научно-технологический, кадровый. Поэтому мы говорим о реиндустриализации как о воссоздании промышленности России, о возрождении промышленного облика национальной экономики страны.
Экономика РФ, наверное, как никакая другая в настоящее время находится под наиболее сильным определяющим воздействием геополитического фона. В условиях торгово-экономических и финансовых санкций на первое место в повестке дня встает вопрос необходимости обеспечения потребностей внутреннего рынка, товарного насыщения внутреннего рынка и, соответственно, удовлетворение потребностей населения страны.
Для решения этих задач необходима реиндустриализация и, разумеется, импортозамещение – один из основных организационных инструментов, которое важно распространить на всю сферу промышленного производства.
Одной из основных проблем на пути импортозамещения и реиндустриализации в целом является крайне высокий уровень износа основных производственных фондов, технологической базы. Износ производственных фондов промышленности достиг 70%. В целом ряде отраслей, например, машиностроении, станкостроении – картина еще более печальная, уровень износа зашкаливает за 80%, а в ряде секторов доходит до 90%. Конечно, данное положение вещей серьезным образом затрудняет реализацию стратегии импортозамещения, и единственным возможным инструментом в настоящее время является, конечно же, технологическое оснащение импортным производственным оборудованием. Существенным препятствием к этому являются антироссийские санкции.
Но и в этой ситуации возможны решения. Как мы знаем, одним из лидеров мирового станкостроения является Италия. После формирования нового правительства в Италии из Рима прозвучало заявление о том, что Россия для Италии является по-прежнему одним из важнейших стратегических партнеров. Италия намерена продолжать развитие торгово-экономических связей и премьер-министр Италии Маттео Ренци заявил, что Италия со своей стороны не будет поддерживать пролонгацию санкций. Станкостроение активно развивается в Китайской Народной Республике, и мы могли бы частично осуществлять импорт станкостроительной продукции из Китая. Тем более, сейчас реализуется договоренность о переводе внешней торговли России и Китая на национальные валюты – рубли и юани.
Никаких финансовых затруднений в РФ в настоящее время тоже нет. Напомню нашим читателям, что есть два стратегических фонда: это Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Совокупная капитализация данных фондов оценивается приблизительно в сумму более 8,9 трлн руб. На заседании Государственного совета и экономического совета при Президенте в начале 2015 года было озвучено, что для реализации стратегии импортозамещения потребуется на начальном этапе порядка двух триллионов рублей. Это говорит о том, что необходимые ресурсы имеются, и общая капитализация двух национальных фондов (резервного и ФНБ) позволяет профинансировать в необходимом объеме импортозамещение без каких-либо угроз финансовой стабильности.
Ввиду продолжающегося мирового финансового кризиса, усиления макроэкономической нестабильности в России, мы вынуждены определить некий набор приоритетных отраслей на начальном этапе импортозамещения. Это сельское хозяйство, машиностроительный комплекс и пищевая промышленность. Главным критерием определения этих приоритетов должно служить обеспечение экономической безопасности страны.
Несмотря на то что импортозамещение в промышленности и сельском хозяйстве вошло в основу указов президента страны, в антикризисном плане это отражения не нашло. Как мы знаем, капитализация антикризисного плана оставила 2,3 трлн руб., из этой суммы 76%, а именно 1,7 трлн руб. в абсолютном выражении, было предусмотрено для банков на их докапитализацию. На промышленность и сельское хозяйство выделено 20 и 50 млрд руб. соответственно, т.е. 0,85% от общей суммы антикризисного плана на промышленность и 2,13% на сельское хозяйство. На импортозамещение отдельной строкой было предусмотрено всего лишь 4 млрд руб. в первоначальной версии. Затем, правда, произошел пересмотр этого показателя, и в конечном итоге эта сумма возросла до 36 млрд. Но что такое 36 млрд, по сравнению с необходимыми 2 триллионами рублей! Это капля в море, которая не способна решить вопросы импортозамещенияни в одной из подотраслей. Поэтому приходится констатировать, что финансовая поддержка, заложенная в антикризисный план, не способна решить проблемы ни в сельском хозяйстве, ни тем более в промышленности.
Когда на импортозамещение страны выделяется средств меньше, чем на строительство одного стадиона в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу (я напомню нашим читателям, что будущий стадион «Зенит-Арена» в Санкт-Петербурге уже впитал в себя около 60 млрд руб., а на все импортозамещение выделено всего 36 млрд), сложно рассчитывать на успех.
Безусловно, при таком раскладе практическая реализация импортозамещения невозможна. Вместе с тем, как уже заявили многие эксперты, в том числе представители органов власти и профильных комитетов Государственной думы, даже предусмотренные крайне незначительные суммы в массе своей не дойдут до конкретного производителя – ни промышленного, ни сельскохозяйственного. Потому что основное направление средств – это субсидирование процентной ставки по кредиту. После череды повышений Центробанком своей ставки уровень кредита для производителей достиг 50%. Но уже до этого в октябре-ноябре минувшего года ставка для промышленников и аграриев доходила до 30%, а вместе с тем средний уровень рентабельности в обрабатывающем секторе промышленности, по состоянию на осень 2014 года, составлял 6%. Существовавший тогда уровень ставки ЦБ (8%) на треть превышал отдачу в обрабатывающем секторе.
Несмотря на то что после пиковых значений ключевой ставки, достигнутых зимой 2014-15 годов, к настоящему времени произошло снижение ставки до 11%, нынешний уровень кредитных ставок для промышленников и аграриев, который доходит до 40% и более, запретительный в аспекте инвестиционного развития.
Вместе с тем, для практической реализации стратегии импортозамещения, которая является основой президентских указов, необходимо финансирование сообразно имеющимся потребностям. Они определены и озвучены на заседании Госсовета, проходившем до обнародования антикризисного плана правительства. Требуемое финансирование для импортозамещения, прозвучавшее на этом совете, не нашло своего места в соответствующих программных документах правительства: ни в антикризисном плане, ни в бюджете. И в проекте федерального бюджета 2016 года такие важнейшие сферы народного хозяйства как промышленность и сельское хозяйство не стали приоритетными с точки зрения предполагаемых объемов финансирования.
Хотел бы акцентировать внимание еще на одном моменте: основная часть суммы антикризисного плана – 76% – предусмотрена на антикризисную поддержку банков. Активы российских банков – это самый большой денежный фонд России. Согласно официальной российской статистике, активы банков оцениваются в 77 трлн руб. Bпервые совокупные активы российских банков превысили российский ВВП, чего никогда в российской истории не было. Совокупные активы российских банков в два с половиной раза превышают объем консолидированного бюджета вместе с государственными бюджетными фондами. Но при этом из всех активов российских банков объем инвесткредита составляет всего лишь около 1 трлн руб. Существующее положение дел не позволяет надеяться на какое-либо существенное участие банковского сектора в реализации программы импортозамещения.
Безусловно, в этой связи необходима адресная поддержка отраслеобразующим предприятиям в приоритетных для импортозамещения отраслях промышленности, прежде всего машиностроение, пищевая промышленность.
Заложенные в антикризисный план и проект федерального бюджета 2016 года показатели не позволяют на практике реализовать стратегию импортозамещения в принципе, не говоря уж о ее активизации. То есть они не позволяют реализовать на практике один из основополагающих указов президента страны.
Таким образом, политика экономического блока правительства и ЦБ РФ себя абсолютно не оправдывает. Она ошибочна и антинародна. Ущерб от нее значительно выше, чем от всех остальных негативных факторов вместе взятых.
В сложившейся ситуации необходима смена экономического курса правительства, смена монетарного курса ЦБ. Сегодня крайне неблагоприятен геоэкономический фон в целом и крайне неблагоприятна внешнеполитическая обстановка вокруг РФ, пожалуй, самая острая за всю историю новой России. И сейчас необходимость смены экономического курса – это вопрос не просто интересов бизнеса, экономической конъюнктуры, это вопрос даже не только экономической, а в целом национальной безопасности страны.
Для преодоления сложившейся ситуации, обеспечения реиндустриализации и импортозамещения необходимы следующие меры:
1. В области денежно-кредитной политики: это, безусловно, снижение ставки ЦБ до уровня средней рентабельности по обрабатывающей промышленности, а также повышение монетизации экономики России. По оценке ряда экономистов, российской экономике в настоящее время не хватает примерно 5 трлн руб. на поддержание простого воспроизводства. При этом данная монетизация должна идти не по пути докапитализации банков, а по пути адресного предоставления корпоративных долгосрочных дешевых кредитов на тех условиях, на которых они предоставляются в развитых странах. Известно, что в ведущих развитых странах порой имеет место ситуация даже с отрицательными кредитными ставками. Нужно не номинальное субсидирование процентных ставок, а адресное предоставление кредитов с дифференцированной процентной политикой: в зависимости от среднего уровня рентабельности в соответствующем сегменте российской экономики.
2. Необходимо остановить утечку капитала. Объем ушедшего из России капитала в минувшем году составил более 151 млрд долларов. Рекордный отток. Для сравнения: в «лихие девяностые» эта сумма не превышала 100–120 млрд долларов. В 2013 году отток капитала составил 61 млрд долларов. То есть за год он разогнался в 2,5 раза. Пока мы не решим проблему с утечкой капитала, мы не сможем обеспечить финансовую стабильность российской экономики. Пока мы не обеспечим финансовую стабильность, мы не сможем обеспечить ее инвестиционную привлекательность. А в санкционных условиях мы не можем себе позволить рассчитывать только на собственные силы и средства, безусловно. Поэтому необходимо сделать все, чтобы эту самую инвестиционную привлекательность повысить.
3. В области финансовой политики: прекращение, хотя бы на период российских санкций, размещение Минфином и ЦБ своих финансовых активов в странах США и ЕС и обеспечение вывода уже находящихся там краткосрочных российских финансовых активов. В настоящее время, в частности в странах НАТО, размещено более триллиона долларов таких активов, в том числе краткосрочных. Это немалая сумма, учитывая кризисное положение. Вместе с тем, беспокоят заявления Министерства финансов о том, что Минфин не исключает возобновления в этом году выхода на международный рынок финансовых заимствований. Не менее важно сделать регионам списание задолженностей по бюджетным кредитам. Одной из так называемых «инноваций» в сфере бюджетной политики стал перевод финансирования регионов с субсидий на кредитную основу. Необходима отмена этого перевода. Такая новация, как перевод регионов с субсидий на кредиты – недопустима. Кредитование регионов – это усиление финансовой нагрузки на их бюджеты и тем самым это существенное замедление их экономического развития. Нужно понимать, что экономика России – это совокупность экономик регионов.
4. В области промышленной политики и импортозамещения необходимо выделение адекватного объема средств на поддержку промышленным предприятиям пищевой отрасли и машиностроения, хотя бы в объеме 400 млрд руб. (это 17% от суммы антикризисного плана), и агропромышленному сектору – 600 млрд руб. (25% от суммы антикризисного плана), которые позволили бы запустить на начальной стадии процессы импортозамещения. И, безусловно, предусмотреть финансирование программы импортозамещения на среднесрочный период, хотя бы на три года.
31 декабря минувшего года произошло весьма знаменательное событие: был принят многострадальный ФЗ №488 «О промышленной политике РФ». К сожалению, он носит исключительно номинальный, декларативный характер, и необходимо повернуть его в практическую плоскость. Например, данный закон не имеет статьи «Механизмы реализации промышленной политики». Закон принят, а конкретного раздела, посвященного механизму его реализации, в нем нет. Естественно, необходимо данную статью прописать, включив конкретные меры государственной поддержки российских субъектов промышленной деятельности, в частности, финансовой (в том числе налоговой) и имущественной. Кроме того, практическая реализация даже тех незначительных мер господдержки, которые в данном законе присутствуют, наталкивается на несогласованность со многими сопряженными нормативными актами. Поэтому как необходимая мера для запуска практической реализации данного закона требуется разработка и принятие федерального закона «О внесении изменений в действующее российское законодательство в связи с принятием ФЗ №488 «О промышленной политике»». Речь идет о налоговом и бюджетном кодексах, ФЗ о ЦБ РФ, о банках и банковской деятельности, о страховании и др. Данным законом предусмотрено создание фонда развития промышленности, но его капитализация составляет 10 млрд руб. на год и 20 млрд на три года… Когда на всю промышленность выделяется средств в три раза меньше, чем на строительство одного стадиона, то говорить о какой-либо действенности данных мер, к сожалению, не приходится. Поэтому одно из необходимых условия запуска промышленного сектора – это финансирование в объеме, соответствующем реальным, существующим потребностям предприятий и регионов.
Также представляется необходимой реализация мер по сдерживанию цен на сырье и внутренние энергоносители в начале технологической цепочки в целях препятствия росту цен на обрабатывающую продукцию. Предусмотренный правительством налоговый маневр вкупе с высокой ставкой ЦБ – явные контрмеры по отношению к программе импортозамещения, снижению инфляции и в целом к макроэкономической стабилизации и экономическому развитию.
Вместе с тем, необходим переход к политике форсированных инвестиций с ежегодным увеличением их на 8–10% и доведение нормы инвестиций, то есть ее доли в ВВП, с 19 до 25%. Кстати, этот ориентир содержится в майском указе 2012 года Президента России Владимира Путина «О доведении нормы инвестиций до 25%».
Реиндустриализация и импортозамещение – необходимые инструментальные направления экономического развития России
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект №15-02-00354 «Промышленная политика в условиях реиндустриализации и становления шестого технологического уклада»
Написать комментарий
Эта сайт либералов? Стрёмные какие-то комментарии. Татьяна, наша власть для страны делает куда больше, чем украинская или турецкая. Думаю она наравне с германской или британской. А все попытки её сменить приведут к майдану типа украинского, от которого всем будет хуже. Кроме кучки олигархов, конечно. Вы одна из них?
Эта власть никогда ничего хорошего не сделает для нашей страны. Власть временщиков и оккупантов целенаправленно ведет нас к катастрофе и войне. Народ, выключайте телевизоры, наше спасение - правда, которую по ящику не услышишь! России - русскую власть.
Владимир: Так они (власть) только и занимаются что набиванием своих карманов и распродажи страны!
25 лет руководство России занимается только воровством и дальше будет заниматься воровством, пока его не ликвидируещь
а толку от того чо я думаю
А если бы не было майдана? А если бы Крым не вернулся домой? Это, что получается, что наша Власть, наш президент продолжали бы уничтожать отечественную промышленность?