Путину не нужен АТЭС. Почему президент остыл к «развороту на Восток»?
Президент России не поедет на саммит АТЭС, который в этом году проходит в столице Филиппин. С чем может быть связано это решение и что оно говорит о развороте России на Восток?
Досрочно покидая саммит «Большой двадцатки» в австралийском Брисбене, Путин сетовал на долгий перелет во Владивосток – девять часов до Дальнего Востока, оттуда еще девять в Москву, а в понедельник нужно быть на работе в Москве и «хотя бы четыре-пять часов поспать» перед этим. Причина, скорее всего, была иной: продвинуться в переговорах по Украине с западными лидерами так и не удалось. В многостороннем формате президент чувствовал себя скованно; премьер Австралии перед встречей обещал взять его «за грудки»; канадский глава правительства требовал, чтобы русские убрались с территории Украины; канцлер ФРГ Ангела Меркель была разгневана тем, что не смогла в беседе с глазу на глаз добиться ответа, чего же Путин хочет добиться на Украине. Тем временем лидеры G20 по итогам саммита в ноябре 2014 году подписали массу соглашений и одобрили более 800 экономических инициатив. Политика затмила прочие темы и мало кто вспомнит, что в Брисбене обсуждалось помимо кризиса на Украине и агрессивных действий России.
Новость о том, что Путин «недавно» принял решение отказаться от поездки на очередной саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) получила уже знакомое объяснение от пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова: первое лицо государства был рад «в такую даль не лететь»; ведь, с одной стороны, Путин повстречается с лидерами G20 в Турции 15-16 ноября, которые затем переместятся в столицу Филиппин – Манилу и 17-18 ноября будут работать в рамках АТЭС, а с другой, премьер-министр Дмитрий Медведев запланировал посетить Восточноазиатский саммит в Малайзии 21-22 ноября и следом два дня проведет в Камбодже. Вряд ли Путину показалось тяжелым отметиться на двух саммитах подряд, сомневался источник РБК. Тем более, участие в АТЭС готовилось – Путин должен был вернуться из Турции в один из российских регионов и вылететь оттуда в Манилу, – но теперь президент ограничится статьей о проблемах региона, которую обещают опубликовать в преддверии саммита в ведущих изданиях стран-участниц объединения. Служба протокола Медведева уже несколько дней обустраивает все к его прилету на Филиппины, сообщили на условиях анонимности источники «Ведомостей».
«Оптимизация» рабочих графиков двух первых лиц государства в качестве объяснения того, почему Путин отказался от участия в саммите АТЭС, прозвучала неубедительно. Хотя бы потому, что Путин посылал вместо себя Медведева на крупные международные мероприятия последний раз в 2012 году, когда в США в резиденции Кэмп-Дэвид встречались главы G8. Тогда отказавшийся от президентских амбиций новый премьер-министр России безуспешно пытался обсудить важные вопросы с Бараком Обамой и ничего серьезного и прорывного в Москву не привез. Не ждет прорыва Путин и от предстоящего слета глав АТЭС. Во-первых, у России нет четкой повестки; в основном предложения для азиатских партнеров, будь то Китай, Япония или Индия, сводятся к сотрудничеству в области энергетики, но, как признавал глава «Роснефти» Игорь Сечин в отношении переговоров с японцами, результаты «весьма скромные». Азиатских инвесторов приглашают в совместные проекты по добыче, однако, они оказались выжидательными и томят расчетливой медлительностью российских нефтегазовых гигантов. По версии политологов коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», тот же Сечин теряет часть влияния и политического веса по причине отсутствия успехов на азиатском направлении.
«Разворот на Восток», таким образом, представлялся Кремлю верным выходом из устроенной Западом экономической и политической изоляции. Однако с помощью нефти и газа быстро прорвать блокаду не удалось, тактический ход не сработал в полной мере и не поддержал российскую экономику в трудную минуту. За прошедшее время новых идей по сотрудничеству у Москвы не появилось и прорыва, собственно, ждать не приходится. Еще один немаловажный фактор – перераспределение ролей во власти. Рекордный рейтинг Путина (почти 90%, по данным ВЦИОМ) всецело держится на горячей и холодной войне – на военной операции в Сирии и жестком клинче с Западом. В сентябре президент снова занялся совместными тренировками с премьером в спортзале, а большинство вопросов по экономической политике государства через пресс-секретаря переадресовывает Медведеву и правительству. Тем самым он дистанцируется от экономических провалов, спорных ситуаций и кризиса как такового, оставляя себе международную политику. В связи с этим политологи отмечают рост влияния Медведева, усиление его контроля над финансовыми потоками. Поэтому на саммите «Большой двадцатки» Путин обсудит с мировыми лидерами, насколько к этому будут располагать обстоятельства, текущую политическую повестку, а на Филиппины по делам торговым и экономическим без сверхзадачи отправится премьер.
Но есть и идеологический момент, который мог повлиять на решение Путина: саммит АТЭС – проамериканский, говорит источник «Ведомостей», «Россия там может только отсидеться». Путин явно не собирается отсиживаться и слушать, как участники бурно обсуждают Транстихоокенаское партнерство (ТПП) – зону свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе, проект которой называли способом США сохранить за собой лидерство в Азии и не дать обойти себя Китаю. Госсекретарь США Джон Керри недавно заявил, что и Китай и Россия могут присоединиться к соглашению ТПП «и жить в соответствии с высокими стандартами, защищая людей, сотрудничая открыто, прозрачно и ответственно». Но Москва воспринимает такого рода «блоки» как создающиеся на «конспиративной основе», задача которых «переписать» мировую экономику, «извлечь большую ренту» и распространить свои стандарты на других. В отсутствие конструктивного диалога по соглашению представители российского правительства рассчитывают, что локальные проекты, такие как сборка автомобилей во Вьетнаме, в итоге не пострадают.
Присутствовать на триумфе США, добившихся создания ТПП, Путин, естественно, не собирается, а АТЭС в этом году вполне вероятно превратится в дискуссию по техническим деталям и общей концепции нового торгового блока, способного потеснить ВТО. Но как подчеркнул пресс-секретарь президента, это ни в коем случае не говорит об ухудшении двухсторонних отношений с США. Действительно, отказ принять российскую делегацию во главе с Медведевым, которого Путин посылал в Вашингтон для урегулирования политических разногласий по поводу Сирии, не привел к ухудшению и без того не складывающихся отношений, так почему отказ президента от саммита АТЭС непременно должен? Известно, что Обама не занес в свой график формальную встречу с Путиным на саммите G20, общение возможно только на полях. Остается вопрос: удастся ли Медведеву встретиться с американским президентом? Для этого у него будет четыре дня, но даже случись общение, вряд ли политики продвинутся по сирийскому вопросу. Это не удалось самому Путину два месяца назад в отдельной комнате штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Но само по себе уклонение от визита первого лица пошлет негативный сигнал азиатским партнерам России. В саммите примут участие лидеры 21 страны, и только президент Индонезии, так же как и Путин, отменил участие в последний момент. Сомнения в серьезности намерений российского руководства «развернуться на Восток» лишь укрепятся, а возможно, многие поймут: у России нет долгосрочной стратегии и в тактических ухищрениях она кружится на месте.
Написать комментарий
А какие провалы в экономике видит автор статьи? Наоборот, выработан план и идёт развитие и промышленности и сельского хозяйства и оборонного комплекса. Не всё быстро делается, необходимо время и усилия. Мы находимся в состоянии экономической войны и отражаем атаки со всех сторон. Отразив атаки, перегруппируемся и начнём наступление. Нынешняя ситуация показала кто наши враги, а не соперники. Лидер произносит план и потом добивается всеми способами его исполнения, я не описался, всеми доступными способами. Работы полно и внутри страны.
А какие провалы в экономике видит автор статьи? Наоборот, выработан план и идёт развитие и промышленности и сельского хозяйства и оборонного комплекса. Не всё быстро делается, необходимо время и усилия. Мы находимся в состоянии экономической войны и отражаем атаки со всех сторон. Отразив атаки, перегруппируемся и начнём наступление. Нынешняя ситуация показала кто наши враги, а не соперники. Лидер произносит план и потом добивается всеми способами его исполнения, я не описался, всеми доступными способами. Работы полно и внутри страны.