Конец авиасообщения между Украиной и Россией. Кому выгодны взаимные санкции?
29 сентября Росавиация направила украинским авиаперевозчикам уведомление о запрете полетов в Россию с 25 октября этого года. Мера эта стала зеркальным ответом на решение киевских властей запретить полеты в Украину 25 российским авиакомпаниям. Каковы экономические последствия этих действий и что могут потерять авиакомпании и пассажиры?
Кто и сколько летает?
По данным украинских источников, в месяц российские авиакомпании осуществляют около 450 рейсов в города Украины. Украинские перевозчики меньше: 240 рейсов в Калининград, Москву и Санкт-Петербург осуществляют авиакомпании «Мотор-Сич», «Днеправия» и «Международные авиалинии Украины». Запрет коснулся также украинского лоукостера «Wizzair-Украина» и компании «YANAIR», которая в октябре планировала выйти на рынок авиаперевозок между Россией и Украиной.
По данным Росавиации, пассажиропоток между Украиной и Россией за восемь месяцев этого года составил 800 тыс. человек.
Кто и сколько потеряет?
Понесут потери аэропорты, обслуживающие российские самолеты. Так, международный аэропорт «Киев» потеряет более 4 млн долларов годового дохода.
Серьезные убытки грозят и одесскому аэропорту – его пассажиропоток на треть связан с российскими направлениями, к тому же там совсем недавно был построен новый терминал и теперь возврат инвестиций под вопросом.
Лишится 8-10 млн долларов госпредприятие «Украэрорух» из-за снижения сборов за аэронавигационное обслуживание российских авиакомпаний.
Для перевозчика «Днеправиа» российские рейсы давали до 30% доходов, и их потеря может стать, по признанию руководства компании, фатальной.
По оценкам представителей «МАУ», авиакомпания в связи с отменой этих рейсов потеряет за год до 300 тыс. пассажиров и понесет убытки до 10 млн долларов. Это на фоне того, что компания прошлый год завершила с убытками, еще до санкций. Теперь шансы выйти на окупаемость стали еще призрачнее.
Совокупные потери авиаотрасли Украины оцениваются специалистами в 50–100 млн долларов.
Министр транспорта РФ Максим Соколов полагает, что суммарные годовые потери российских и украинских авиакомпаний составят 7–8 млрд руб. Цифра эта получается простым перемножением величины пассажиропотока (около миллиона человек в год ) на среднюю стоимость билета 7–8 тыс. рублей и отражает совокупную выручку авиакомпаний от этих направлений. Вычленить отсюда убытки российских перевозчиков довольно трудно. Известно лишь, что доля российских авиакомпаний в общем пассажиропотоке составляет около трех четвертей.
Кто выигрывает?
Тут мнения специалистов сходятся – возможным выгодоприобретателем от введения санкций может стать авиакомпания «ЮТэйр». Это единственный российский перевозчик, не попавший в санкционные списки.
Причиной этого принято считать тот факт, что компания в свое время отказалась совершать полеты в Крым, хотя и испытывала, по словам советника председателя правления «ЮТэйр Украина» Юрия Блаженкова, серьезное давление со стороны российских властей. Дело в том, что «ЮТэйр» имеет контракты на выполнение работ с ООН и госдепом США.
Не исключено также, что отсутствие перевозчика в украинских сакционных списках объясняется попросту недосмотром их составителей. Обилие «ляпов» вынудило украинское руководство редактировать эти списки сразу же после их публикации.
Как бы то ни было, но на сегодня «ЮТэйр» совершает в Украину три рейса в день: два – в Киев и один – во Львов. Также в расписание поставлен один воскресный рейс Сургут–Киев. Объем перевозок – 500 человек в день, что составляет около 15% от общего числа авиапассажиров между Россией и Украиной. Вряд ли силами «ЮТэйр» можно будет закрыть «брешь» в остальные 85%, образовавшуюся в результате санкционных войн.
Сама же компания обещает в течение двух недель принять решение по поводу увеличения числа рейсов на Украину и избавляется от украинской «дочки» «ЮТэйр Украина».
Тем временем министр внутренних дел Украины Арсен Аваков предлагает все же запретить полеты «ЮТэйр» на Украину.
Есть ли другие пути?
Путей, которые могли бы без ущерба заменить отмененные маршруты – по времени, стоимости и удобству – нет.
Перелет из Киева в Москву занимает около полутора часов и стоит 120–150 долларов эконом-классом. Полеты с пересадками в Стамбуле или Риге по оценкам экспертов обойдутся уже в 180 долларов и будут занимать по времени 5–7 часов. Полеты с пересадкой в Минске или Кишиневе должны быть немного дешевле и короче по времени – около 4-х часов.
О своем желании увеличить число рейсов в Киев и Москву уже заявили латвийская «airBaltic» и белорусская «Белавиа». В турецкой «Turkish Airlines» и финской «Finnair» сообщили, что никаких изменений в полетные расписания вносить не планируют.
Транспортный коллапс?
Транспортного коллапса все же не будет. Станет дольше, дороже и менее удобно, «подкормятся» на разнице в стоимости перевозчики и аэропорты третьих стран. Владелец «МАУ» олигарх Коломойский уже заявил, что потери от санкций будут компенсироваться за счет поднятия цен на нероссийские направления перелетов.
Часть пассажиропотока переориентируется на другие виды транспорта, но проблем, связанных с недостатком транспортных мощностей, не ожидается.
Железнодорожное сообщение между Россией и Украиной осуществляется поездами «Укрзализныци» и по договоренности между государствами дополнительные поезда Украина вводить не может. Но, по уверению перевозчика, проблем не возникнет, поезда ходят не всегда заполненные, кроме того можно прицепить дополнительные вагоны, поэтому ажиотажа быть не должно.
Чего больше в санкциях – экономики или политики?
Ответом на этот вопрос может служить заявление главы правительства Украины Арсения Яценюка на совещании в кабмине 25 сентября: «самолётам с русскими триколорами нечего делать в аэропортах Украины». В несколько менее категоричной форме, но в том же смысле высказался и министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский: «Украина ни в коем случае не строит железный занавес между двумя странами… Целью санкций является наказание нарушителей ... Украина готова нести экономические потери от такого решения». И теперь пресса и эксперты с удовольствием занимаются подсчетом экономических потерь. Как выяснилось, кроме потерь санкционные войны не несут обеим сторонам ничего больше.
В украинской прессе настроения самые разные – от оптимистических, в том смысле, что наконец-то избавились от засилья российских перевозчиков и можно будет заняться чем-то вроде импортозамещения в авиаотрасли, до умеренных, рассуждающих о том, что в целом санкции могут быть полезны, но все это немного не вовремя. В крайнем случае, выражается надежда, что санкции все же дадут хоть что-нибудь полезного, а не только убытки.
Самыми «развеселыми» рассуждениями являются такие: доля российских перевозчиков в совокупном пассажиропотоке – две трети, а значит и потери понесет российская сторона тоже в размере двух третей от общей суммы. Так им!
Для справки: доля украинского направления в общем объеме российских перевозок составляет несколько процентов, и его потеря вряд ли как-то отразится на работе авиакомпаний. Для украинских перевозчиков потеря российского направления гораздо серьезнее, если не сказать больше.
Вероятно, столь очевидные провалы в санкционных инициативах вынуждают теперь украинское руководство говорить о незаконности контрсанкций и обращаться за разъяснениями в российские ведомства.
Чего ожидать?
Судя по всему, российские контрсанкции явились неожиданностью для киевских властей, иначе ничем не объяснить всей нелепости создавшейся ситуации, когда кроме потерь нет ничего. Нельзя же всерьез рассматривать желание что либо «импортозаместить» в транспортном сообщении между Украиной и Россией. Не понятно, что, и не понятно, чем.
Российская сторона, вводя ответные санкции, заявила, что они будут отменены, если киевские власти отменят свои ограничения. Возможно, этот шанс и будет использован.
Написать комментарий