Мигранты раскалывают Евросоюз: под угрозой Шенгенская зона и идея единой Европы?
Миграционный поток, обрушившийся на Европу в связи с военными действиями на Ближнем Востоке и в Северной Африке, резко возрос в этом году и грозит превратиться в настоящее цунами. Сможет ли Евросоюз выработать единую стратегию и противостоять этому явлению?
Кто, откуда и куда едет
Подобного притока мигрантов Европа не видела с конца Второй мировой войны. И хотя речь пока не идет о миллионах, но оказалось, что современная Европа, в отличие от послевоенной, совершенно не готова к подобному развитию событий.
Сколько именно беженцев пересекло в этом году границы ЕС, вероятно, не известно никому. По разным оценкам, количество мигрантов, прибывших в Европу с начала года, колеблется от 300 до 400 тыс. человек. Официальные источники сообщают о примерно 100 тыс. человек. Основной поток беженцев, прибывающих в Европу, направляется из стран Ближнего Востока и Африки. Раньше плотиной, сдерживающей нелегальный поток мигрантов из Африки, служила Ливия. По договоренности Каддафи с европейскими лидерами, был создан барьер для мигрантов на пути в Европу, и они оседали в Ливии. С крушением же режима, поток сдерживать стало некому. На сегодняшний день бесчисленные банды и группировки освоили бизнес по переправке беженцев через Средиземное море в Европу, зарабатывая на этом миллионы долларов. Таким же криминальным промыслом в Европе занимаются цыгане, переводя нелегалов через границы европейских государств. Поводом же для резкого роста в последний месяц потока мигрантов в Европу из стран Ближнего Востока послужило решение турецкого правительства избавиться от беженцев в преддверии парламентских выборов.
В результате «демократизации» стран Ближнего и Среднего Востока к власти в них пришли исламисты, контролирующие на сегодня территории с миллионами жителей. Один только ИГИЛ контролирует в Сирии и Ираке земли, на которых проживают 8–9 млн человек. Люди бегут от войны и разрухи – только одних сирийцев в Турции и Ливане скопилось до 4 млн человек. В Ливии миллионы африканцев ждут возможности переправиться через Средиземное море.
Основные миграционные потоки проходят через Турцию и Египет, далее через Грецию и Болгарию в Германию, Австрию и в меньшей степени Скандинавию. Потоки помельче ведут из Ливии, Алжира и Марокко в Италию и Испанию, далее во Францию. Вообще же около 80% заявок на предоставление убежища в Евросоюзе приходится на Германию, Францию, Великобританию, Бельгию, Швецию, Италию.
Единства нет
Поток беженцев – это, пожалуй, первое серьезное испытание на прочность для Евросоюза как единого целого. И как выяснилось, единства в этом вопросе нет и в помине, противоречия между членами ЕС начинают проявляться все резче. Политики регулярно делают громкие заявления, постоянно собираются рабочие группы, но приемлемого для всех членов ЕС решения так и не найдено. В мае этого года Еврокомиссия предложила квоты для беженцев по странам Евросоюза, согласно численности их населения, экономике и уровню жизни. Большая часть потока таким образом должна прийтись на Францию и Германию, а в страны Прибалтики квоты оказались совсем небольшими: речь идет буквально о десятках, максимум о сотнях беженцев, но и это не устраивает Прибалтику. Эстония и Латвия, к примеру, мотивируют свое нежелание принимать систему квот тем, что в годы «советской оккупации» и так пережили насильственную иммиграцию.
Великобритания готова участвовать в спасении беженцев на море с помощью военных кораблей, но высаживать их предпочитает на итальянский берег. Греция еще несколько лет назад, спасаясь от нелегалов, построила стену вдоль границы с Турцией, но нелегалы пошли в обход, и теперь стену ставят венгры и задействуют войска для ее охраны.
Виктор Орбан призывает остановить поток беженцев, иначе Европа не выживет, австрийский канцлер в ответ обвиняет Орбана в нацизме. В Праге в начале сентября прошло срочное заседание Вишеградской группы – Чехии, Польши, Словакии и Венгрии. Тема – выработка единой позиции пограничных стран ЕС, через которые проходит основной транзит нелегалов. Результатом стал призыв премьер-министров стран Вишеградской группы к ЕС о выработке взаимодействия с Россией и США по разрешению кризиса на Ближнем Востоке.
США готовы к оказанию помощи Евросоюзу в виде консультаций и экспертиз.
Российский президент заявил о том, что этот миграционный кризис вполне ожидаем, о чем он уже предупреждал ранее. «Если вы вспомните, поднимите какие-то архивные документы, мы в России, и ваш покорный слуга, в частности, несколько лет назад говорили, что будут большие крупномасштабные проблемы, если наши так называемые западные партнеры будут проводить ту ошибочную, как я всегда говорил, политику, внешнюю политику особенно, в регионах мусульманского мира, в регионах Ближнего Востока, Северной Африке, которую они проводят до сих пор», – цитирует ТАСС слова В. Путина. Причину миграционного кризиса президент РФ видит в навязывании своих стандартов США и странами Евросоюза в проблемных регионах без учета национальных, культурных, религиозных и социальных особенностей стран этих регионов.
Представитель российского МИД Мария Захарова заявила, что Европе можно было бы поучиться у России в вопросе с беженцами, и напомнила о том, как успешно Россия приняла сотни тысяч беженцев из Украины. А постпред РФ при ЕС Владимир Чижов отметил, что у России богатый опыт в этом вопросе, поэтому она может и готова консультировать другие страны.
Кому нужны мигранты?
Основной тон в формировании миграционной политики ЕС пытается задавать его лидер – Германия. Внутри своей страны федеральное правительство активно пропагандирует пользу, которую могут принести нелегалы и готово ради этого пересмотреть законодательство касательно здравоохранения, образования и многого другого. Всего же Германия планирует принять только в этом году до 800 тыс. беженцев, что в 4 раза больше, чем в прошлом. Для этих целей правящая коалиция Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) намерена ассигновать 3 млрд евро региональным властям и еще 3 млрд евро будут зарезервированы на 2016 год для пособий. Всего же за текущий год, как сообщает издание, Германия потратила на мигрантов 10 млрд евро. Кстати, по данным экономиста Михаила Делягина, «Германия только благодаря удорожанию своих ценных бумаг на фоне краха Греции, которую она прижала к ногтю, получила выгоды на 90 млрд евро!». Так что «расходы на беженцев – слону дробина!» – заключает экономист.
Такая политика властей не находит единодушной поддержки среди немцев. Если в крупных городах Германии отношение к мигрантам в основном терпимое, то в провинции политика властей такого понимания не встречает. Набирает популярность антиисламское движение Pegida («Европейцы-патриоты против исламизации Запада»), которое проводит еженедельные демонстрации своих сторонников в Берлине, Дрездене и Кельне. В конце прошлого года число участников достигало уже 17 тыс. человек. И эксперты портала Deutsche Welle предупреждают, что Pegida – это не временное явление, а признак раскола в обществе и относиться к нему нужно с полной серьезностью.
И это в Германии, где долгие годы масс-медиа и пропаганда вырабатывали у немцев чувство вины за Вторую мировую войну и прочие события. В других же странах ЕС, особенно в Восточной Европе, люди более открыто высказывают свою точку зрения.
Так Виктор Орбан резко подвергает критике правительство Германии и других стран, бесконтрольно принимающих нелегалов. Премьер-министр Венгрии в одном из недавних интервью заявил, что Европе грозит потеря культурной идентичности. По его словам, продолжение политики бесконтрольного приема мигрантов приведет к исламизации Европы, христиане станут угнетаемым меньшинством.
О возвращении национальных границ и введении пограничного контроля не раз говорила лидер французского «Национального фронта» Марин Ле Пен.
Наиболее категорично, пожалуй, выразил свое мнение о проблемах миграции в Евросоюзе премьер-министр Словакии Роберт Фицо: «У меня есть только один вопрос: кто бомбил Ливию? Кто создал проблемы в Северной Африке? Словакия? Нет».
Написать комментарий